Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

С.Прокофьев - ноты



Биография, жизнь и творчество композитора С.Прокофьева

 

ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

И снова взоры композитора прикованы к музыкальному театру. Молодая поэтесса Мира Мендельсон (вскоре она стала женой композитора, расставшегося с Л. Льюбера) привлекла его внимание к комедии английского драматурга Шеридана „Дуэнья". Сочинение шло стремительно. Композитор сам написал либретто, М. Мендельсон приноровила к музыке стихотворные тексты, и к исходу осени 1940 года лирико-комическая опера „Обручение в монастыре" была готова. „Построение пьесы Шеридана, - отмечал Прокофьев, - включающей множество песенок, дало мне возможность, не останавливая действия, ввести целый ряд законченных номеров - серенад, ариетт, дуэтов, квартетов, больших ансамблей". С увлечением готовил новую постановку Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Однако премьера отодвинулась на несколько военных лет.
Да и, самому Сергею Сергеевичу пришлось прервать работу над сказочным балетом „Золушка", который был ему заказан Кировским театром. „22 июня, теплым солнечным утром я сидел за письменным столом, - рассказывал композитор о своей работе в поселке Кратово под Москвой. -Вдруг появилась жена сторожа и с взволнованным видом спросила меня, правда ли, что „немец на нас напал, говорят, что бомбят города". Известие это ошеломило нас. Мы пошли к жившему неподалеку Сергею Эйзенштейну. Да, это оказалось правдой".

Эта суровая правда отодвинула в сторону уже начатые работы. Она требовала оперативного и действенного отклика. Таким жанром для многих советских композиторов стала песня. Прокофьев пишет песню „Дрянь адмиральская" на стихи Маяковского, „Песню смелых" на стихи А. Суркова, пять песен на стихи М. Мендельсон („Клятва танкиста", „Сын Кабарды", „Подруга бойца", „Фриц", „Любовь воина").

Скачать ноты для фортепиано


В Кратово, под Москвой, зреют новые и новые замыслы. „Хотя это дачное место не представляло собой объекта для атак, но вражеские самолеты часто по ночам с воем появлялись над нами и освещали местность осветительными ракетами для ориентации. Небо было залито яркими белыми полосами прожекторов. Эти прожекторы, зеленые трассирующие пули истребителей, желтые осветительные „лампы", которые спускали немцы, создавали жуткую в своей красоте картину". Эти впечатления так или иначе отразились в программной симфонической сюите „1941 год". Трем ее частям автор дал подзаголовки: „В бою", „Ночью", „За братство народов", и сам прокомментировал их содержание: „Первая - картина горячего боя, воспринимаемого слушателями то как бы издалека, то словно на поле сражения; вторая - поэзия ночи, в которую врывается напряжение приближающихся боев; в третьей - торжественно-лирический гимн победе и братству народов".

В начале августа группа выдающихся деятелей искусства была эвакуирована в город Нальчик, где Прокофьев провел три месяца. Работа не прерывалась ни на один день. Жадный до новых впечатлений, Сергей Сергеевич изучает здесь музыкальный фольклор Кабарды и на его основе сочиняет Второй струнный квартет, в котором Б. Асафьев отмечал „блеск квартетной инструментовки, силу и свежесть экспрессии и новизну ритмического развития".
После короткого пребывания в Тбилиси Прокофьев отправился в Алма-Ату, куда его пригласил С. Эйзенштейн для совместной работы над фильмом „Иван Грозный". К этому времени композитор создал еще один свой фортепианный шедевр -Седьмую сонату. Ее первые наброски относятся к довоенной поре, но, безусловно, на этой музыке лежал отпечаток бурных событий. Это ощущали и слушатели, и первые исполнители, среди которых такие замечательные виртуозы, как Святослав Рихтер и Владимир Горовиц. Прослушав сонату в исполнении американского пианиста, один из критиков писал: „Эта пьеса по-своему так же характерна для потрясаемой войной России, как и Седьмая симфония Шостаковича. В неумолимом ритме финала есть что-то героическое, внушающее представление о непреклонной воле народа, которому не суждено испытать поражение".

В те дни Алма-Ата была кинематографическим городом. Все мощности из Москвы и Ленинграда -творческие и производственные - сосредоточились в Центральной объединенной киностудии. Помимо того в Семипалатинске работали украинские кинематографисты. Прокофьев оказался в центре внимания. „Покладистый" композитор сочиняет музыку для фильмов „Котовский", „Тоня", „Партизаны в степях Украины". Но, конечно, центральной киноработой тех лет стал эйзенштейновский „Иван Грозный". Здесь режиссер и композитор развивали принципиальные положения, найденные в „Александре Невском". Помимо дарования, что было ясно для всех, Прокофьев был очень отзывчивый и контактный сотрудник. Он подчеркивал: Я люблю, когда драматург или режиссер имеет конкретные требования, касающиеся музыки, иначе говоря, мне помогает, когда мне говорят: „здесь нужна минута с четвертью музыки" или „здесь дайте печальную и нежную музыку". С другой стороны, Эйзенштейн рассказывал: „Меня всегда поражало, например, как с двух, максимум трех беглых прогонов смонтированного материала (и данных о времени в секундах) композитор С. С. Прокофьев, с которым я работал, так великолепно и безошибочно - уже на следующий день! - сочинил музыку во всех членениях и акцентах своих совершенно сплетающуюся не только с общим ритмом действия эпизодов, но и со всеми тонкостями и нюансами монтажного хода".

Анализируя эту киноработу, явно выходящую за рамки обычной прикладной музыки, И. Нестьев писал: „В партитуре „Ивана Грозного" Прокофьев вновь с большой силой раскрыл национальную природу своего творчества. Как и в „Александре Невском", здесь поражает почти зримая конкретность, „материальность" музыкальных образов. Тяготение к характерной звукописи, к воплощению батальных или жанрово-обрядовых сцен не исключает широких музыкальных обобщений эпического или лирико-драматического плана. В музыке нового фильма значительно шире, чем в „Александре Невском", представлен мир личных эмоций главных героев, разнообразная гамма переживаний царя Ивана - от юношеских светлых порывов до тяжких страданий, - горестные чувства юной царицы Анастасии, отравленной врагами, коварство и злоба боярыни Ефросиньи Старицкой. Вместе с тем в „Иване Грозном" передана атмосфера Московской Руси Х1У века: с одной стороны, крепнущая мощь молодой России, объединяемой могучей волей царя Ивана, с другой - злобные происки изменников-бояр".
В той же монографии, изданной в 1957 году, исследователь сетует на то, что музыка к „Ивану Грозному" не получила самостоятельного концертного воплощения. В связи с этим стоит заметить, что в 1961 году на основе музыкального киноматериала дирижер А. Стасевич скомпоновал ораторию, а в 1957 году на сцене Большого театра был показан одноименный балет, составленный М. Чулаки.
Летом 1942 года Прокофьев вновь обратился к военной тематике. Он написал одночастную кантату „Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным". Ее сюжет сам композитор изложил так: „В центре кантаты взволнованная повесть о мальчике, у которого фашисты убили мать, сестру, отняли счастливое детство. Потрясенная душа мальчика мужает. Во время отступления врагов он взрывает гранатой автомобиль с фашистским командованием. Имя и судьба мальчика остаются неизвестными, но слава о его храбром поступке облетает тыл и фронт и зовет вперед".

Среди жизненных и музыкальных катаклизмов светлым островком жизнерадостной лирики и танцевальности предстает Соната для флейты и фортепиано. Уже в Москве ее представили Н. Харьковский и С. Рихтер. А летом 1944 года это сочинение обрело другой инструментальный облик -скрипичный и стало украшением концертного репертуара. Впервые соната в скрипичном варианте была сыграна Львом Обориным и Давидом Ойстрахом. Тесная дружба связывала композитора с выдающимся скрипачом. Помимо музыки, она базировалась и на их общем увлечении - оба были отличными шахматистами и неоднократно сражались за 64-клеточной доской.

1 2 3 4 5 6 7 8