Частушка

Частушки



Сборник (книга) с текстами частушек - скачать

 

РАЗДУМЬЕ О ЧАСТУШКЕ
Предисловие Виктора Бокова

 

 

Частушка—лирическая миниатюра.
Русский человек выработал для частушки общую, до предела мудрую, простую и осмысленную музыкальную и словесную форму. Ее слышат и певцы и гармонисты. Частушечные наигрыши последних причудливы, как русские кружева и вышивки, ярки и броски, как дымковские глиняные игрушки, как работы Мстеры и Палеха, рельефны, как богородская резьба.
В частушке наличествуют все краски — от самых грубых, плакатных, где смех не удерживается никакими оглядками на то, «что можно и что нельзя», до самых тончайших акварелей, в которых уловлена вся сложность душевных волнений и переживаний, все самые разнообразные трагедии и комедии быта. Печаль, гнев, раздумье, светлую грусть, волевую, энергичную радость — все найдешь в этом огромном океане народного творчества, как и в самой жизни.
И во всем богатстве чувств, характерных душевных жестов и движений выпукло вырублен в частушке русский человек, слышится удивительная русская речь, которую так жадно умели слушать и Пушкин, и Лев Толстой, и Островский.
Частушка — новая область художественного творчества русского человека. Отойдя от исконных форм и черт русской традиционной песенности, частушка уберегла дух народа, его характерные, исторически сложившиеся черты: удаль, смелость, общительность, любовь к острому слову, к шутке, к обличению зла.
Частушка активно творится миллионами исполнителей.
На поверхности массового, устоявшегося в своих формах стиха то и дело вспыхивают протуберанцы, которые говорят о том, что этот жанр живет, что солнце его не остыло, и это рядом с эпическими музейными обломками былого величия былины!

Происходит естественный отбор и закрепление в памяти лучших образцов: посредственное уходит, самое талантливое остается.
В больших собраниях частушек легко просматривается это неравенство и налицо провалы и удачи. Рядом с роскошью и торжеством стиха:

Во чужих людях житье —
Как вставай, так за вытье,
За вытье, за плаканье,
За ведро, за бряканье, —

встречаются и обыденные поделки:

Ой вы зимние работы,
Настрадался я на вас,
Понабил везде мозоли,
Всю силенку порастряс.

Останавливает на себе внимание обостренная, цепная реакция слова, присущая творцам частушки:

Ох, чайки, бочайки,
Бочоночки,
Попросил носовик
У девчоночки.

Ничего не стоит мастеру, умельцу частушки, создать новое слово — бочайки, чтобы наполнить четверостишие звуковым богатством и вместе с тем связать воедино три слова — чайки, бочайки, бочоночки.
Языковая свобода, увлеченность словотворчеством, смелое хозяйничание словарем — составляют одну из сильных сторон поэтики частушки, творимой миллионами:

Уж ты, батюшка родимый,
Красно солнышко мое,
Не сдавай меня в солдаты,
Я дитенышко твое!

Дитенышко — прелестно! В одном этом слове вся сила произведения. За ним так и видишь этакого наивного, парного деревенского парня, которому не ружьецо впору носить, а грудь сосать мамкину!

Удивляет энергичность ритмики частушки:

Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.

Или:

Сеял репу — не взошла,
Сватал милку — не пошла,
Пересею — так взойдет,
Пересватаю — пойдет!

Удивляет качество рифм и порядок рифмовки:

Маменька, навоешься,
Сама полов намоешься,
Платьев настираешься,
Меня навспоминаешься!

Или:

На чужой сторонке жить —
Надо каждому служить,
Старому и малому,
Среднему, последнему.

Или:

Оха, оха,
Без милого плохо,
Куда ни становися,
Кричат: — Посторонися!

Рифма в частушке сильна своей естественностью, своим матерински бережным отношением к слову — нигде нет насилия над словом ради рифмы, наоборот, рифма выявляет всю выразительность и красоту слова.
Со стороны своего человеческого содержания частушка касается всех сторон жизни. Сколько трагедий попало в ее поле зрения!
Частушка активно живет в народе каких-нибудь сто лет. Это молодое дерево весело и многоветвисто шумит своей ярко-зеленой листвой в саду народной жизни. Никто не пройдет мимо него равнодушно, а каждый захочет полить его живой водой своей фантазии.
Виктор Боков