Частушки

НАРОДНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛЕТИЯ
Ф. Селиванов

Частушки



Тексты к частушкам - сборник

 

 

1 2 3 4

 

 

Частушки —единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. В конце XIX — начале XX в., когда частушки начинают повсеместно распространяться, они публикуются в периодической печати и в книгах. Первый специальный сборник частушек (Песни деревенской молодежи.—Вятка, 1903) составлен известным собирателем-фольклористом и этнографом Дмитрием Константиновичем Зелениным (1878—1954). Другой сборник начала XX в. (Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.—Кострома, 1909) принадлежит философу и искусствоведу Павлу Александровичу Флоренскому (1882—1937). Затем одно за другим выходят собрания «Сборник деревенских частушек» (Ярославль, 1913) Насилия Ивановича Симакова (1879—1955), «Жизнь молодой деревни» (Спб., 1913) поэта В. В. Князева, «Сборник великорусских частушек» (М., 1914) Елены Николаевны Елеонской (1873—1951). В советскую эпоху частушки продолжают печататься в газетах, журналах, сборниках фольклора вместе с другими жанрами. Областными и центральными издательствами выпущены десятки сборников частушек. Наиболее авторитетное, академическое собрание, в которое вошло 8230 текстов, составлено ленинградскими учеными-фольклористами (Частушки и записях советского времени.—М.; Л., 1965).

Несмотря на сильное сужение сферы естественного бытования частушек, их хорошо помнят люди старшего и среднего поколений, жители деревни и выходцы из деревень в городах. Л это позволяет вести записи частушек фольклорным экспедициям и почти повсеместно—любителям устного народного творчества. Количество записей частушек пока не поддается учету, но ясно, что оно далеко опередило записи всех других фольклорных жанров. Только в архиве уже упомянутого В. И. Симакова хранится более 100 тыс. частушек; около 130 тыс. записей накопилось в архиве кафедры фольклора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; богаты частушками архивы других вузов.
При научном освещении частушек первоначально основное внимание уделялось их связи с деревенским и поселково-фабричным бытом (Д. К. Зеленин, В. И. Симаков). В ряде статей дореволюционного периода художественные качества нового жанра оценивались предельно низко, частушки рассматривались как свидетельство деградации народной песни. Такой оценке противостояли суждения П. Л. Флоренского, поставившего частушки в ряд шедевров мировой поэзии малых форм. Итоговой по отношению к многочисленным статьям о частушке стала книга С. Г. Лазутина «Русская частушка» (Воронеж, 1960). Автор книги показал, что частушка развивается из традиционной народной песни, что она взаимодействует с другими жанрами фольклора. Уральский фольклорист И. В. Зырянов в своей книге «Поэтика русской частушки» (Пермь, 1974) раскрыл художественное своеобразие малых песен, зависимость их от условий бытования, некоторые закономерности изменения их в устной передаче.

Многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене —от колхозного клуба до первоклассного концертного зала —частушки получают вторичную жизнь (разумеется, если они не искажаются в угоду современным ритмам или ложным представлениям о жанре, о которых говорилось в начале статьи), отличную от естественной. Это один из способов сохранения народной песни на стадии перехода ее в культурное наследие. Наша книга, как и другие фольклорные сборники, тоже дает вторичную жизнь частушке, переводя ее из устного бытования в разряд литературы, условно-книжной поэзии. Не стоит тешиться иллюзией, что книга вернет частушку в ее прошлое состояние. Однако книга (кроме ее чисто литературного назначения) может морально поддержать и на какое-то время возродить частушку в тех очагах, где традиционная крестьянская культура еще не угасла.
Ф. СЕЛИВАНОВ

1 2 3 4