В. Елатов - Песни восточнославянской общности

Смоленская область

Брянская область



Книга посвящена песенному фольклору сопредельных русских, белорусских и украинских районов (междуречье Сожа и Десны), где с наибольшей полнотой раскрывается единство музыкального стиля восточнославянского народного искусства в его генетических и исторических- связях.
Рассчитана на музыковедов, преподавателей и студентов специальных учебных заведений, руководителей музыкальных коллективов и всех интересующихся музыкальным народным творчеством.— Библиогр. в подстроч. примечаниях.

 

 

Сборник песен pdf
В.И.Елатов
Песни восточнославянской общности
"Наука и техника", Минск, 1977г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная восточнославянская музыкальная фольклористика изучает народное песнетворчество, как правило, в пределах единых, административно оформленных этнических массивов. Это может быть или национальная республика (так появляются сборники «Русские народные песни», «Украинские народные песни», «Песни белорусского народа»), или одна из ее областей («Песни Курской области», «Песни белорусского Полесья», «Украинские песни Закарпатья»), или, наконец, конкретный населенный пункт («Торопецкие песни», «Народные песни местечка Селец Пружанского уезда», «Сто украинских народных песен села Скородинцы на Тернопольщине»). Во всех этих случаях более или менее специфические черты местного фольклора (сфера музыкальной диалектологии) опираются в конце концов на общий фон того или иного национального искусства, имеющего для всех своих локальных форм некие сводные признаки как музыкально-стилистического, так и культурно-исторического характера.

Вместе с тем сама тенденция развития народного искусства, в определенных исторических и политических условиях, предполагает также известное противоборство национальному его самоограничению, постоянное стремление как к новым контактам с соседними, этнически самостоятельными районами, так и.к сохранению прежних. Если взаимосвязь эта имеет продолжительный и устойчивый характер, образуются зоны как бы совместного творчества, конкретный национальный приоритет которого определить бывает -порой почти невозможно. (В этом случае вполне естественным представляется появление таких сборников, как «Русско-украинские песни», «Украинско-белорусские песни» и т. д.)
В отношении России, Украины и Белоруссии подобная диффузия народного искусства ощущается довольно явственно в пределах пограничья всех сопредельных территорий этих республик. Но есть зоны, в которых она выявляется особенно четко, сопутствуем а я к тому же, как правило, близостью и в других сферах народной культуры.

Для Украины и Белоруссии, например, такой зоной является Полесье — своеобразный заповедник древнего восточнославянского песенного искусства.
Значительны параллели в народном музыкальном искусстве между РСФСР и Белоруссией. Так, для выявления генетических основ жанра льняных песен весьма перспективными являются районы пограничья Витебской и Псковской областей, в данном отношении весьма близкие по своей аграрно-хозяйственной структуре и обнаруживающие единство музыкального стиля этих песен, не свойственного для других районов ни РСФСР, ни Белоруссии.

Смоленщина и Могилевщина в прошлом вообще рассматривались как единая этническая зона, особенно если учитывать их языковую близость. Что касается песнетворчества этих областей, то оно и до сих пор дает повод для установления, особенно в сфере эпических жанров, тесных межнациональных связей..
Общие для РСФСР и Украины фольклорные зоны распределены более или менее равномерно по всему пограничыо этих республик и имеют ту особенность, что к северу (от Украины) выявляют больше сходства среди календарных песен, к востоку — песен эпического и широкораспевного лирического характера.
Изучение таких смежных территорий представляет известные трудности, порой чисто организационного характера, и осуществляется пока довольно редко. Комплексные межнациональные (межреспубликанские) экспедиции еще не стали традицией восточнославянской музыкальной фольклористики. А между тем исследования народного искусства в этом аспекте представляют значительный интерес и для определения генезиса всего восточнославянского фольклора, и для уточнения его конкретных национальных стилей.
К тому же наличие межнациональных творческих традиций — это не только остаток былой общности, определяющей восточнославянскую народную музыку в целом, еще до разделения ее на самостоятельные национальные ветви. Это также яркий пример постоянной интеграции музыкального искусства на основе сходства исторических судеб родственных народов. И зона Полесья, и другие указанные выше зоны являются достаточно показательными с точки зрения активного осуществления подобных процессов.
Но особый интерес в этом отношении представляет территория, единственная в данных географических условиях, где соприкасаются все три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы, территория, включающая соседние пограничные районы нынешних Гомельской, Брянской и Черниговской областей (в дальнейшем Гомельско-Брянско-Черниговский регион, сокращенно — ГБЧ-регион).
Эта этногеографическая зона вообще представляет собой любопытнейший участок ареала расселения славян, поскольку где-то здесь следует искать плацдарм для той волны миграции славянских племен, которая привела в конце концов к образованию трех самостоятельных восточнославянских народностей.
Имеющие, в отличие от западных и южных славян, общий для себя историко-этнический корень и организованную политическую базу в форме Древнерусского государства, эти народы оказались очень близкими между собой и в дальнейшем, в период раздельного их существования.
Конечно, культурный взаимообмен между ними не всегда был равно интенсивным. Связи культурные вообще-то и в рамках одного государства в период его формирования не всегда проявляются достаточно отчетливо. Тем резче здесь обозначаются расхождения между народами, находящимися в различных историко-политических условиях.

Но ГБЧ-регион, пожалуй, явился в данном отношении своеобразным исключением. Фактор чисто географический, и в связи с этим общность многих исторических событий, которые переживал указанный участок восточнославянской территории, послужили причиной того, что в ряде случаев сходство между различными национальными зонами здесь было более отчетливым, чем между каждой из них в отдельности и ее основным национальным ядром.
Генетически родственные связи населения этого региона оказались настолько прочными, что позволили ему, несмотря на происходившую постепенно национальную дифференциацию, сообща сохранять и развивать старые традиции культуры и создавать новые. Национальная характерность элементов языка, быта, культуры, искусства во многом и сейчас еще проявляется здесь на уровне как бы диалектных различий и позволяет подходить к данному региону как к цельному культурно-этническому образованию.
На протяжении всей истории своего существования, вначале на уровне отдельных народностей, а затем самостоятельных наций, русские, украинцы и белорусы на территории ГБЧ-региона проявляли завидное единодушие в оформлении общего песенного репертуара и в выработке единых стилистических норм музыкального искусства.

Довольно интенсивно эти процессы проходят и в настоящее время, в условиях социалистического содружества наций и на базе творчества современного. В последние годы в практике культурного взаимообмена между соседними областями трех республик широкое распространение получило совместное проведение праздников и различных культурных мероприятий.
Показательными в этом отношении являются постоянные контакты между тремя сопредельными районами: Добрушским (БССР), Городнянским (УССР), Климовским (РСФСР). По инициативе населения этих районов здесь ежегодно устраиваются совместные праздники: праздник урожая (стал уже традиционным), День Победы, день советской молодежи и др. В связи с этими мероприятиями систематически организовываются песенные фестивали, обменные концерты вокальных коллективов, создаются сводные хоры со смешанным русско-украинско-белорусским репертуаром.
В этом единении художественных интересов наглядно осуществляются предпосылки, ведущие к интернационализации советского искусства.

Мелодии и тексты украинских и белорусских песен Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!