Б.Добровольский В.Коргузалов - Былины

Фольклор

Русский музыкальный эпос - Былины. Тексты и ноты

 

 

Сборник текстов и мелодий pdf
Русский музыкальный эпос
Былины

составители Б.М.Добровольский, В.В.Коргузалов
“Советский композитор”, 1981г.
номер с2198к

содержание:

 

Настоящее издание — первый опыт свода напевов былин. Однако в собрание включено далеко не всё, что известно по печатным источникам и архивным документам. В нем даны лишь типические образцы и самые характерные их модификации в наиболее достоверных или представляющих особый интерес записях. Вместе с тем составители стремились, насколько* было возможно, показать эпические произведения во всем их разнообразии. Наша книга — своего рода музыкальная антология. В этом ее принципиальное отличие от многочисленных сборников и антологий русского эпоса, обычно включающих только поэтические тексты.
В практике публикаций былин установились два способа организации материала: I — распределение по областям и районам, с внутренним делением по репертуару исполнителей и сюжетам; 2 — распределение по жанровым признакам и сюжетам, В основе обоих способов лежит задача показа и изучения поэтических текстов. Для музыкальной публикации эпоса эти принципы могут быть использованы только частично; возможно деление по этнографическим зонам, выявляющее характерные черты областных стилей, и по жанровым разновидностям, что позволяет показать своеобразие последних. Существование одинаковых и однотипных напевов у различных певцов, исполнение на один напев разных поэтических текстов и одинаковых текстов на различные напевы делает компоновку музыкальных записей по репертуару исполнителей и сюжетам нецелесообразной.

В нашем издании материал расположен в соответствии со структурно-стилистическими особенностями напевов. Разделенные по этнографическим зонам, они сгруппированы далее таким образом, что показывают различные виды сочетания текста и музыки в последовательности от свободно изменяемых форм к более устойчивым, простым и сложным песенным формам. Такая последовательность выявляет взаимосвязи локальных групп напевов и дает понятие об общерусском характере песенной эпической традиции, а также рисует предположительную картину ее исторической жизни.

Знакомство читателя с музыкальными записями русского эпоса начинается с былин Севера. В них нашло яркое и полное выражение сказительское мастерство — один из древнейших видов повествовательного искусства. Первое место в этом разделе занимают онежские старины, среди которых преобладают подвижные формы напевов. Они характерны более всего для онежской эпической традиции, но встречаются и в других районах бытования эпоса, а также у различных народов. Следующее место отведено старинам Пинежъя, где прослеживаются связи с напевами онежской, мезенско-кулойской и отчасти беломорской групп. Беломорские старины являются вторым промежуточным звеном, тяготеющим то к мезенской традиции, то к онежской. Наиболее самостоятельна группа мезенско-кулойских напевов. В ней значительное место занимают песенные формы. Заканчивается раздел былин Севера печорскими старинами, имеющими некоторые черты сходства с эпосом центральных и южных районов России. Каждый из этих подразделов начинается с одностиховых напевов подвижных форм и заканчивается строфическими, если они были зафиксированы в данной местности. Размещение напевов внутри каждой формы дается в последовательности от кратких к развитым, по образующим их группам метрического времени, от дробных — нечетных и смешанных к более крупным, четным.
Второй раздел посвящен былинам из различных районов России. В одних случаях они близки по музыкальной форме северному эпосу, в других — смыкаются с былинами казачьей традиции. В этом разделе первое место также отведено подвижным одностиховым напевам, которые сменяются строфическими и завершаются особым типом куплетной формы. Записи былин данного раздела показывают, что здесь на первый план выступают межрайонные связи, свидетельствующие о возможности возникновения «общерусских» эпических напевов.

Былины казачьей традиции завершают основную часть публикуемых материалов. Если в районах русского Севера коллективное исполнение былин встречается эпизодически (преимущественно в мезенско-кулойской и печорской группах), а в центральной России и Поволжье довольно часто, то в казачьем былинном эпосе оно становится почти обязательным. Наиболее полно и последовательно ансамблевое искусство проявилось в былинах Дона, с которых и начинается этот раздел. Записи здесь расположены в последовательности от наиболее простых по мелодике и кратких, близких по метроритмике северным старинам, к развитым сложным формам, с широкими распевами. Заканчивается раздел записями былин, сделанными в различных местах расселения казачества.

После основной части, в приложениях, читатель знакомится с избранным и образцами особых видов музыкально-поэтических повествований.
1. Баллады. Своеобразный тип эпических песен, использующих мелодии былин. Нами выбраны по преимуществу такие напевы, которые были записаны только с текстами баллад. Они в известной мере соответствуют их эмоциональному содержанию, что указывает на тенденцию к образованию самостоятельного жанра.
2. Апокрифические песни и песни-притчи, обычно называемые в сборниках и исследованиях «духовными стихами». Поэтическое содержание этих эпических песен тесно связано с древнерусской литературой. Составители, понимая древнерусский песенный репертуар как сложный комплекс, выделили из него произведения, наиболее близко стоящие к эпосу. Здесь мы вновь встречаемся с классическими формами эпических напевов; однако с ними сосуществуют иные, напоминающие песенные, но сохраняющие связь с эпическим искусством.
3. Скоморошины. Это название присвоено небольшой группе песен со своеобразными краткими напевами-формулами. Интонационно они близки былинам. Для поэтических текстов скомороший характерно «занимательное» содержание.
4. Небылицы — своего рода антитеза «серьезному жанру», эпосу. Напевы их заимствованы у былин. Поэтические тексты — шутейные «нелепицы».

Все перечисленные разделы предваряются небольшими заметками о помещенных в них материалах. Каждая запись снабжена комментариями, вынесенными в особый раздел. В них, кроме данных о времени, месте и способе записи, приводятся сведения о собирателях, исполнителях, а также краткие характеристики напевов, их структур и вариантов, указываются особенности сюжетов повествований. Составители избрали свободную форму комментариев, вне жесткой схемы, но в зависимости от самого комментируемого материала.
Наше издание мы открываем статьей крупнейшего ученого, профессора А. М. Астаховой (1886—1971), излагающей итоги исторического и филологического изучения русского героического эпоса на современном этапе. Вторая статья написана составителями. В ней дается общий обзор материалов настоящего издания и ряд соображений, возникших при работе над ним. Эта статья — не научное исследование, а только попытка разобраться в том сложном явлении, которое представляет собой русская песенная эпическая традиция.
Первый раздел книги, посвященный былинам Севера вступительная, заметка, организация материала и комментарии к нему), выполнен В. В. Коргузаловым, остальные разделы — Б. М. Добровольским. Автором филологической части комментариев и словаря устаревших и диалектных слов и названий является И. Я. Лесенчук; ею же осуществлена редакция фольклорно-поэтических текстов тома. Соавтором филологической части комментариев к былинам №№ 65—78 б является Б. М. Добровольский. Библиографический список источников с условными сокращениями отредактирован Д. М. Банером; им же проверены и уточнены географические сведения в комментариях.
В конце книги нами помещен указатель сюжетов.

Большую поддержку составителям этого труда оказывал Д. Д. Шостакович, который был председателем редакционного совета «Собрания русских народных песен». В течение всего периода подготовки рукописи мы получали от него ценные советы и указания, касающиеся содержания книги и принципов ее редактирования.
Нашими постоянными консультантами были доктора наук Б. Н. Путилов, А. М. Астахова и В. М. Беляев (1888—1968).
Составители приносят благодарность за помощь членам редсовета «Собрания» и всем, кто помог нам советами и предоставил материалы для публикации. Особо мы благодарим инициатора, организатора и редактора настоящего издания Л. Н. Лебединского, а также Д. М. Бацера и Б. И. Рабиновича, принимавших деятельное участие в оформлении этого труда.
Б. М. Добровольский В. В. Коргузалов

А. М. Астахова. Русский героический эпос
Б. М, Добровольский и В. В. Коргузалов - Музыкальные особенности русского эпоса
О редакции нотных и поэтических текстов

БЫЛИНЫ СЕВЕРА

Эпическая песенная традиция на русском Севере

I. ОНЕЖСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
1. Алёша Попович и Тугарин (Сокольник)
2. Солбман и Василий Окульевич
2а. Добрыня и Алёша
3. Илья Муромец и князь Владимир

б) в четных группах метрического времени
4. Добрыня и Алёша
5. Как ходил-гулял Добрынюшка по городу (Добрыня и Маринка).

Б. Строфические напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
6. Иван Годинович, жена и королевна
7. Садко и морской царь
8. Женитьба Хотена Блудовича
9. Ходил Потык сын Иванович (Михайло Потык и жена-волшебница)
10. Солбман и Василий (Иван) Окульевич
11. Королевичи из Кряков а
12. Добрыня и Алёша
13. Василий Буслаевич и новгородцы, его поездка и смерть

б) в четных группах метрического времени
14. Как во городе стольнокиевском
15. Микула Селянинович и князь Вольга
15а. Настасья (Василиса) Микулична, Ставр и князь Владимир
16. Русские богатыри и Калин-царь
17. Добрыня и Алёша

 

II. ПИНЕЖСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
18. Илья Муромец и Калин-царь
19. Козарин и сестра-полонянка

б) в четных группах метрического времени
20. Добрыня и Змей
21. Василий Игнатьевич и Батый (Кудреванко-царь)
22. Алёша Попович и Тугарин
23. Добрыня и Змей
23а. Козарин и сестра-полонянка

 

Б. Строфические напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
24. Дунай Иванович и Настасья
25. Илья Муромец и Чудище

б) в четных группах метрического времени
26. Василий Буслаевич и новгородцы, его поездка и смерть.

 

III. БЕЛОМОРСКИЕ СТАРИНЫ
Одностиховые напевы
а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
27. Дюк Степанович и князь Владимир
27а. Дунай Иванович и Настасья
28. Сватовство Идолища
29. Илья Муромец и разбойники

б) в четных группах метрического времени
30. Туры златорогие и турица
31. Садко (Сотко) и морской царь
32. Женитьба Дюка Степановича
33. Добрыня и Алёша,
34. Михайло Потык и жена-волшебница


IV. МЕЗЕНСКИЕ И КУЛОЙСКИЕ СТАРИНЫ

А. Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
35. Как у нашего царя у батюшки
36. Три поездки Ильи Муромца
37. Дюк Степанович и князь Владимир
38. Илья Муромец и Соловей-разбойник
39. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
б) в четных группах метрического времени
40. Татарское нашествие
41. Во стольнём городе во Киеве.
42. Сухмантий Одихмантьевич и князь Владимир
43. Михайло Потык и жена-волшебница.
44. Илья Муромец и Соловей-разбойник
45. Говорит-то Вечара свет Лазурьевич (Данило Ловчанин и князь Владимир)
46. Данило Ловчанин (Михайло Ильич) и князь Владимир.
47. Данило Ловчанин (Данило Игнатьевич) и князь Владимир
48. Дюк Степанович и Чурила
49. Женитьба Хотена Блудовича
49а. Василий Игнатьевич и Батый (Кудреванко-царь)
50. Во славном-то да во городе во Киеве

Б. Строфические напевы
51. Добрыня и Маринка.
52. Поездка и смерть Василия Буслаевича.
53. Василий Игнатьевич и Батый (Курган-царь).

 

V. ПЕЧОРСКИЕ СТАРИНЫ

Одностиховые напевы

а) в нечетных и смешанных группах метрического времени
54. Добрыня и Змей
54а. Василий Казимирович и Батый (Батуй)
55. Дюк Степанович и Чурила
56. Три поездки Ильи Муромца
57. Илья Муромец и разбойники (станичники).
57а. Бутман и белый царь

б) в четных группах метрического времени
58. Илья Муромец и сила неверная
59. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник)
59а. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник).
60. Садко и морской царь
61. Уж вы где же, туры, до нонче спобыли [Василий Игнатьевич и Батый (Тугарин)]
62. Илья Муромец и богатырь-нахвалыцик (Сокольник).
63. Женитьба Хотена (Фатена) Блудовича
64. Добрыня и Змей


БЫЛИНЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ, ПОВОЛЖЬЯ, УРАЛА И СИБИРИ

Музыкальная эпическая традиция в различных районах России.

!. БЫЛИНЫ И БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ СЕВЕРО-ВОСТОКА И ПОВОЛЖЬЯ

Одностиховые напевы в строфике
65. Суровец-Суздалец (Илья Муромец) и царь Куркас.
66. Иван гостиный сын и князь Владимир
67. Волх Всеславович и царство индейское
68. Добрыня и Маринка
69. Алёша Попович, Илья Муромец и татарин
70. Выезд Суровца-Суздальца (Сухана)
71. Ай, как у нашего у князя Володимерова (Иван гостиный сын и князь Владимир)
71а. Как у князя, у князя Володимерова (Иван гостиный сын и князь Владимир)
716. Как у князя у Владимира (Иван гостиный сын и князь Владимир)
72. Скиман-зверь у Днепра и отъезд Добрыни из дома

 

II. БЫЛИНЫ И БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ЦЕНТРА И ЮГА РОССИИ

Строфические напевы
73. Отъезд Добрыни из дома
74. Добрыня и Маринка
75. Добрыня и Маринка
76. Что не три горы зашаталися (Богатыри на заставе)
77. Илья Муромец и разбойники (станичники)
78. Илья Муромец на корабле
78а. Илья Муромец на корабле
786. Илья Муромец на корабле

Казачьи былины и былинные песни

Музыкальные особенности эпоса казачьих поселений

 

I. ДОНСКИЕ БЫЛИНЫ
79. Иван гостиный сын (Иван Гардинович) и князь Владимир
80. Алёша Попович и Тугарин (Змей)
80а. Добрыня и Маринка
81. Алёша Попович и Тугарин (Змей)
82. Добрыня и Алёша
83. Молодость Василия Буслаевича

 

II. БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ДОНА
84. Илья Муромец у ворот Киева
85. Спор сокола с конем'.
86. Добрыня в отъезде
87. Добрыня и Алёша
88. Отъезд Добрыни из дома
89. Эх, как у князя, ай, а вот у Владимира
90. Добрыня в отъезде
90а. Добрыня в отъезде
91. Туры златорогие и турица
92. Добрыня и Алёша
93. Индрик-зверь и богатырь-охотник
94. Садко на море
95. Выезд Дюка Степановича

 

III. БЫЛИННЫЕ ПЕСНИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ КАЗАЧЬИХ ПОСЕЛЕНИЙ
96. Спор сокола с конем
97. Спор сокола с конем
98. Отъезд Добрыни из дома
99. Илья Муромец идет в Киев
99а. Выезд Дюка Степановича
100. Выезд Дюка Степановича
101. Ой, ты время мое, хорошее времяцко (Илья Муромец на дороге)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. БАЛЛАДЫ

Баллада — особый вид музыкально-поэтического повествования

А. Одностиховые напевы
102. Князь, княгиня и старицы
103. Марья Юрьевна, князь Роман и татары
104. Домна Фалилеевна и князь Дмитрий.
105. Василий, Софья (Солфея) и мать-погубителышца
106. Чурила Пленкович и чужая жена
107. Василий, Софья (Снофида) н мать-погубительница

Б. Строфические напевы
108. Братья-разбойники и сестра
109. Братья-разбойники и сестра

 

II. АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ-ПРИТЧИ

Эпические песни, связанные с древнерусской литературой

Апокрифические песни

А. Одностиховые напевы
110. Егорий, царевна и Змей
111. Сорок калик со каликою и княгиня Апраксия
112. Сорок калик со каликою и княгиня Апраксия
113. Егорий Храбрый и царь иноверный
114. Егорий Храбрый и царь иноверный
115. Книга Голубиная
116. Егорий, царевна и Змей
117. Егорий Храбрый и царь иноверный
118. Агрик (Адрик) и Никола
119. Аника (Оника)-воин

 

Б. Строфические напевы
120. Аника (Оника)-вопн
121. Книга Голубиная.
122. Книга Голубиная

Песни-притчи

Одностиховые напевы

123. Нищая братия и Христос.
124. Нищая братия и Христос.
125. Нищая братия и Христос
126. Братья Лазари — богатый и бедный
127. Братья Лазари — богатый и бедный
128. Братья Лазари — богатый и бедный

 

III. СКОМОРОШИНЫ

Скоморошины как своеобразный музыкально-поэтический жанр.

Одностиховые напевы
129. Вавило и скоморохи
130. Терентий и скоморохи
131. Терентий и скоморохи
132. Птицы на море
133. Птицы на море
134. Птицы на море и звери
135. Птицы на море и звери

 

IV. НЕБЫЛИЦЫ

Поэтические особенности небылиц

Одностиховые напевы
136. Небылиця в лицях, небывальщинка
137. Благословите, братцы, старину сказать
138. Старину скажу да стару прежнюю
139. А во славном городе во Туесе (Бой женщин).
140. А и на Дону, Дону (Агафонушка)

КОММЕНТАРИИ
Список источников с условными сокращениями
Литература, цитированная авторами
Словарь устаревших и малопонятных слов
Алфавитно-сюжетный указатель

Сборник русских былин Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!