сборник, песенник частушек, наигрышей, песен
А гармошка не печалит
Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники
выпуск 1
составитель Заволокин Г.
"Композитор", 1994
номер 10063
(pdf, 12 Мб)
содержание:
От составителя
Выпуск этого сборника — ответ на многочисленные письма и просьбы телезрителей
в адрес программы "Играй, гармонь!".
"Где можно достать ноты того, что играют ваши гармонисты?".
"Почему наигрыши и песни, которые звучат в передаче, нигде не напечатаны?".
"Может быть, редакции телевидения и Издательскому объединению "Композитор"
стоит, наконец, объединиться и выпустить совместными усилиями сборник
пьес для гармони, частушек и песен под гармонь? Ведь их полюбили и ждут
многие-многие поклонники народного творчества".
Так и произошло. Перед вами сборник оригинальных (авторских) пьес и наигрышей
гармонистов, выступления которых особенно запомнились телезрителям. Это
и руководитель ансамбля песни и танца из Нижегородской области Николай
Павлович Фагин, и шофер Афанасий Иванович Матюхин из Ельца, и ветеран
войны и труда из Томска Михаил Иванович Савин, и многие другие.
Надо признаться, что запись виртуозной игры гармонистов-самородков — дело
довольно сложное. Есть мнение на сей счет, что всякая нотная запись игры
настоящего гармониста — всего лишь жалкая копия, отдаленно напоминающая
оригинал.
Что ж, и как гармонист, и как автор данных переложений для двухрядной
хроматической гармоники, вынужден с этим мнением согласиться. Почему?
Потому, что игра хорошего исполнителя на самом деле чаще всего строится
на импровизации, на свободном варьировании темы. Причем немалое значение
здесь имеет инструмент.
У Н. П. Фагина, например, добротная концертная "хромка", и на
ней он, грамотный, технически подвинутый музыкант, блестяще использует
весь звукоряд (в буквальном смысле до единой нотки). Вот и бурлят, искрятся,
переливаются, словно солнечные блики на волжской воде, "Нижегородские
напевы" под его руками. А попробуй повторить на более чем скромном
"магазинном" инструменте — то ли выйдет, то ли нет, еще вопрос.
А. И. Матюхин показал свою игру на елецкой рояльной гармонике. Инструмент
тоже с особенностями: необычное устройство левой клавиатуры с сочным рокочущим
басом, клавишная однорядная правая клавиатура, удобная для мелкой техники.
Прибавьте сюда неповторимое умение исполнителя владеть мехом (смена в
очень быстром темпе на каждую шестнадцатую ноту) и другие индивидуальные
приемы. Слушаешь игру в его исполнении — ну просто чудо, а вот повторить
на двухрядке — от комментариев воздержусь.
Примерно также обстоит дело и с уникальным творчеством на редкой ныне
однорядной сибирской тальянке томича М. И. Савина.
Однако скольжение по грифу, резкие удары ("корты", как он их
называет) сверху вниз и наоборот, своеобразные акценты, активный характер
игры в до-мажорном переложении для хроматической двухрядки уже не так
убедительны.
Напрашивается закономерный вопрос: "Как же быть? И какая польза
от этого сборника, если ноты — "жалкая" копия, переложения бессильны
передать всей полноты звучания оригинала?".
Думается, что польза от издания все-таки будет. Сегодня, когда мы так
безудержно теряем те последние корни, связывающие нас с нашей богатейшей
культурой, с древней традицией, полезна всякая фиксация талантливого самовыражения
личности. Потому даже при вышеперечисленных издержках предлагаемый музыкальный
материал, на мой взгляд, все-таки ценность.
Известно, что человек красив в момент творчества. А красота и творчество
обязательно вызывают встречное действие. Тем, кто будет пользоваться нашим
сборником, посоветовал бы следующее: не обязательно точно повторять нотный
текст. Лучше — поиск в пределах разумного и с учетом возможностей своего
инструмента. Наметилось свое, зазвенело — не держи в упряжке, долой законы
и догмы, дай волю фантазии. В этом — назначение и суть гармони.
Если же сам придумывать еще не научился, не вредно и копированием позаниматься.
Нравится вещь, легла на душу, справляешься технически — играй по нотам.
С добротного ведь считываешь, так сказать, с натурального.
Включены в сборник несколько песен и частушек, прозвучавших в передачах
и тоже отмеченных слушателями.
Ну вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать, предваряя первый выпуск.
Остается поблагодарить тех, кто прислал свои пьесы, и тех, кто принимал
участие в расшифровках магнитофонных записей — это артисты ансамбля народной
музыки "Частушка" Виктор Протоковило и Олег Иванченко. Приглашаем
всех желающих принять участие в подготовке материала для следующих выпусков.
А пока — играйте и пойте на здоровье. С уважением и пожеланием творческих
успехов
Заслуженный артист, лауреат Государственной премии России Геннадий Заволокин.
Запись и обработка Г. Заволокина. Записано у гармониста Н. Фагина (г. Нижний Новгород)