Б.Смирнов - Искусство сельских гармонистов

Ноты для гармони

100 русских народных песен и наигрышей

Образцы народных мелодий для гармони - ноты собранные фольклористом Борисом Федоровичем Смирновым

 

 

Народные мелодии - сборник pdf
Б.Ф.Смирнов
Искусство сельских гармонистов
"Советский композитор", 1962г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении более ста лет гармоника является одним из любимых музыкальных инструментов русского народа.
Начало широкого распространения гармоники относится ко второй половине 60-х годов прошлого столетия.  Именно в эти годы, вслед за бывшей Тульской губернией, производство гармоник возникло также в губерниях Орловской и Вятской, а в начале 70-х годов и в других районах Средней России. К началу широкого производства гармоник в Петербурге, Москве и Туле полукустарные центры производства этих музыкальных инструментов существовали, помимо Вятской, Орловской, Ярославской, Смоленской и. Тверской губерний, также в Нижегородской (Балажинский уезд), Новгородской (Кирилловский уезд) и Пермской (Красноуфимский уезд) губерниях. Стремительный рост производства гармоник, наступивший в 80—90-х годах, был связан с бурным промышленным развитием. Вместе с тем повышение спроса на гармоники обычно совпадало с наиболее урожайными годами: рост производства гармоник (особенно дешевых) был связан с покупательной способностью основной массы трудового крестьянства.

Следует отметить ряд моментов, характерных для истории развития гармоники и гармошечного искусства в России.
Распространение гармоники Орловской губернии, так называемой «ливенки» — инструмента прогрессивной конструкции с неизменяющимся звуком при сжиме и разжиме — не ограничилось одной губернией: в конце 60-х годов крестьянин Троицкой Еюлости Вятской губернии Иван Шишкин начал изготавливать гармонику «вятку», научившись этому искусству у орловских крестьян («О гармонике», Труды ГИМНа, Москва, 1928, стр. 47). Есть сведения о том, что конструкция «ливенки» и «вятки» предвосхитила прогрессивные конструкции гармоник Запада.

«Ливенка», вытесняемая новыми гармониками, успела «передать» свои прогрессивные национальные особенности «вятке», а «вятка» — «хромке» и баяну. Подобно этому и строй сибирской гармоники усвоил звукоряды смоленской «немки» и «елецкой», соответствующие дорийскому ладу, а также «вятки», соответствующий миксолидийскому. Конструкция «басов» сибирской гармоники, как и гармоники «поповки», во многом определилась особенностями русской народной песни (в частности, она отвечала стремлению гармонистов включить в свое искусство русское народное многоголосие). В свою очередь, конструкция басовой клавиатуры сибирской гармоники, «поповки», а также и «хромки» способствовала изобретению как обычного баяна, так и, позднее, баяна с так называемыми «выборными басами» — инструмента, еще не получившего массового распространения.
Способ звукоизвлечения на «вятке» (один и тот же звук при сжиме и разжиме) в районах распространения «вятки» в некоторой мере препятствовал популярности «венской двухрядки» (различные звуки при сжиме и разжиме). Такое положение продолжалось, например, в северных районах Калининской области вплоть до недавнего времени (фактически до конца 30-х гг. нашего века), когда «вятка» стала быстро вытесняться усовершенствованной «хромкой» — инструментом, в общем, того же принципа звукоизвлечения. Широкое распространение «вятки» предшествовало быстрому освоению «хромки». Характерно, что освоение «хромки» подготовило и распространение баяна во многих районах Верхнего Поволжья, сыграв огромную роль в развитии гармошечного искусства. Таким образом, единый принцип звукоизвлечения на так называемых «диатонических» гармониках и гармониках усовершенствованного типа позволяет без особого труда сельским гармонистам перенимать приемы игры и наигрыши своих отцов.
Преемственность развития русских народных музыкальных инструментов благотворно отразилась на развитии национального стиля искусства гармонистов.

Музыкальная практика, богатая песенно-инструментальными традициями, способствовала выдвижению и популярности во многих районах России различных типов диатонических гармоник в первое же десятилетие после начала их кустарного производства в Тульской области. Устанавливая исключительное богатство конструкций гармоник в России, «как нигде», Н.А. Новосельский указывает на стремление народных умельцев приспособить звукоряды и технические качества инструментов к особенностям русской народной песни. Появление более совершенных музыкальных инструментов было связано отчасти и с проникновением в репертуар гармонистов городских песен, произведений русских и западных композиторов.
После Октябрьской социалистической революции рост благосостояния и культуры широких народных масс в нашей стране обусловил дальнейшее развитие народного музыкального искусства, в частности искусства сельских гармонистов. В наше время в каждом колхозе, на каждой улице имеются гармоники отечественного производства. Непрерывно и повсеместно гармонисты создают свои «переборы» и наигрыши. Вместе с тем остаются еще неизученными многие вопросы самобытного гармошечного искусства, в частности, мы до сих пор не имеем ни одной опубликованной работы, специально посвященной искусству русских гармонистов.
В настоящей статье автор стремится частично восполнить этот пробел.

В сборнике, открываемом настоящей статьей, четыре раздела:
Сольные напевные наигрыши;
Сольные плясовые и танцевальные наигрыши;
Песенно-инструментальные ансамбли;
Инструментальные ансамбли.

Наигрыши, вошедшие в первый раздел, иногда в народе называют «под песню». Тем не менее, подобные наигрыши с самостоятельным инструментально-мелодическим развитием записывались чаще всего без пения — как произведения сольной народной инструментальной музыки.
В плясовых и танцевальных наигрышах на первый план выдвинута пластическая выразительность ритма. Стремительно-вихревые мелодические варьирования заостряют и динамизируют танцевальную ритмику. Часто встречаются приемы мелодического «заплетения» и «расплетения», своеобразные песенно-инструментальные распевы.
Четкой грани между напевными и танцевальными наигрышами не существует; скорее можно говорить о преобладании и взаимодействии в разных случаях песенного и танцевального начал.
В песенно-инструментальных ансамблях третьего раздела сборника главное— соотношение напевов и наигрышей, т. е. их дифференциация, связь и взаимодействие.

В инструментальных ансамблях четвертого раздела обращает на себя внимание полифоническая фактура инструментально-контрапунктического типа, заметно отличающаяся от фактуры песенно-хоровой.
Инструментально-мелодическая организация ансамблевого наигрыша устремлена на преодоление цезур песенного напева, определяемых ритмом стиха. Согласованность ансамблевых голосов, развитие мелодического варьирования и танцевальных ритмов не снижают, однако, значения напевных основ исполняемой пьесы: инструменталист-ансамблист во время импровизации обычно примысливает напев хорошо знакомой песни.

СОЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ НАИГРЫШИ
1. Семеновна.
2. «По деревне».
3. «По деревне».
4. «По деревне».
5. «По деревне».
6. «По улице».
7. Страдания.
8. Новогородская.
9. Старинный наигрыш.
10. «По деревне».
11. «С песенками».
12. Страдания.
13. «На пол».
14. Саратовские переборы.
15. «По деревне».

СОЛЬНЫЕ ПЛЯСОВЫЕ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАИГРЫШИ
16. Русского.
17. Круг
18. Камаринская.
19. Камаринская.
20. Краковяк.
21. Краковяк.
22. Краковяк.
23. Краковяк.
24. Краковяк.
25. Русского.
26. Русского.
27. Русского.
28. Русского простого.
29. Русский перепляс.
30. Рыбинская матаня
31. Череповецкая плясовая.
32. «Я на горку шла».
33. Товарочка.
34. Русско-славянский.
35. Плясовая.
36. Сербияночка.
37. Вальс.
38. Кесовогорская кадриль.
39. Краснохолмская кадриль
40. Новоторжская кадриль.
41. Ярославская кадриль.
42. Ярославская кадриль.
43. Карельская пляска.
44. Костромская кадриль.
45. Костромская кадриль.
46. Полька.
47. Полька.
48. Полька.
49. Бежецкая кадриль.
50. Переход.

ПЕСЕННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
51. «Ах, дорогой мой».
52. «Пой, гармошка».
53. «Ах, ты яблонька».
54. Плясовые припевки.
55. Частушки «под барыню».
56. «Сколько раз я зарекалась».
57. «Сыграй, Ваня».
58. «По деревне».
59. «По деревне».
60. «Ты играй, играй, гармонь».
61. «Светит месяц».
62. «А у меня платочек алый».
63. Калининские частушки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
64. «По деревне».
65. Семеновна.
66. Солом ушка.
67. Барыня.
68. Кубанка.
Примечания.
Список исполнителей.
Библиография.
Алфавитный указатель.

Скачать сборники Скачать ноты

ГАРМОНЬ