Коми народная песня

А в Усть-Цильме поют

Народные песни Республики Коми - тексты и ноты

 

 

Сборник народных песен Коми
М.И. и С.А. Кондратьевы
Коми народная песня

под общей редакцией С.В.Аксюка
“Советский композитор”, 1959г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1946 году Управление по делам искусств при Совете Министров Коми АССР предложило С. А. Кондратьеву написать к юбилею Республики кантату для солистов, хора и симфонического оркестра на материале коми народных напевов.
Для того, чтобы познакомиться с последними, авторы данного сборника приехали в Сыктывкар и. при содействии Управления по делам искусств при Совете Министров Коми АССР получили возможность прослушать и записать народные коми напевы от разных исполнителей, преимущественно от осведомленной и одаренной А. А. Вежовой.
Работу по записи текстов и переводу их на русский язык взяла на себя член СП М. И. Кондратьева. Большую помощь оказали ей при этом сами исполнители.

Тексты песен и переводы были любезно просмотрены научным сотрудником местного филиала Академии наук СССР доктором филологических наук А. С. Сидоровым.
Настоящий труд, предлагаемый вниманию советских фольклористов и музыкантов, был представлен составителями в декабре 1946 года на Всесоюзный конкурс собирателей фольклора и удостоен 3-й премии.
В 1950 году, при подготовке рукописи к печати, авторы воспользовались весьма ценными советами и указаниями Т. В. Поповой. Весь коми текст и перевод его на русский язык были вновь прокорректированы М. И. Латкиной, аспиранткой Института языкознания Академии наук СССР, а позднее кандидатом филологических наук А. К. Микушевым.
В собрание включены две песни, записанные при помощи магнитофона в селе Помоздико «летом 1951 года сотрудниками республиканского Радиокомитета А. К. Юговым. и А. М. Шевелевой. Тексты этих песен расшифрованы А. М. Шевелевой и А.К.Микушевым.
Всем упомянутым лицам авторы приносят сердечную благодарность.

Статья «О коми песне» и примечания к текстам написаны М. Кондратьевой. Статья «О коми напеве» и примечания к напевам — С. Кондратьевым.
Авторы сознают, что их работа носит по существу рекогносцировочный характер и может служить лишь отправным пунктом для дальнейших изысканий и накоплений в области важной, интересной, благодарной и почти неисследованной.

Авторы


О КОМИ ПЕСНЕ
ВВЕДЕНИЕ

Фольклор народа коми богат и разнообразен. Песни, сказки., предания, плачи, поговорки, пословицы, загадки — все эти виды народного творчества бытуют в Коми крае. К сожалению, они еще очень мало изучены. Еще ждут фиксации сотни произведений устного творчества разных жанров, но и те сравнительно немногие, которые уже записаны, отмечены высокими художественными достоинствами и представляют большой интерес.

В разнообразных произведениях устной традиции коми народ вспоминает о своем прошлом и рассказывает о настоящем, воспевает любовь, юность и красоту, родные леса и реки—суровую, но прекрасную природу своего обширного края. «
А он действительно обширен. Коми АССР занимает 389 000 кв. м-— площадь, превышающую территорию Финляндии. На сете ре и западе республика граничит с Архангельской областью; южная и юго-восточная ее части примыкают к Кировской и Пермской областям, а восточные границы проходят по Уральскому хребту, отделяющему ее от Омской области.
Северные районы Коми АССР пересечены Северным полярным кругом. Таким образом, часть территории республики лежит в Заполярье. Здесь громадные пространства заняты тундрой. Она сурова и порой неприветлива, но и в ней живут и работают советские люди. Всю долгую зиму тундра окутана -белой пеленой снега, весной снег тает и земля покрывается яркими цветами. Здесь бродят огромные стада оленей, непрерывно возрастающие благодаря заботе человека. В.недрах земли скрыты богатейшие залежи каменного угля. Веками они лежали неразведанные, и разрабатывать их стали только после Великой Октябрьской социалистической революции. Воркута, знаменитая «заполярная кочегарка», еще совсем молодой населенный пункт, но он обладает всеми чертами культурного социалистического города. Железная дорога, связывая Воркуту с Москвой, пересекает всю Коми АССР по направлению с северо-востока на юго-запад.

Покинув тундру, поезд вступает в «лесное царство», занимающее большую часть территории республики. На пути его лежит мощная естественная преграда — широкая Печора. Эта преграда преодолена советскими людьми —через Печору перекинут мост, построенный в труднейших условиях. Миновав Кожву, поезд через некоторое время вступает в Ухтинский район, знаменитый своими нефтяными месторождениями.
Об ухтинской нефти люди знали давно — с конца XVII века, и разработки ее начались в первой половине XVIII века, но велись они примитивно и давали ничтожные результаты. Только Советская власть сумела извлечь из земли и обратить на пользу народа местные нефтяные сокровища.
'В южной части Коми АССР, где лесов меньше, высоко развиты земледелие и животноводство. Последнему способствуют обширные заливные луга и обилие других сенокосных угодий. В царское время коми хлеборобы влачили жалкое существование. Частые недороды сопровождались голодом, и почти каждый год крестьяне были вынуждены подмешивать в муку пихтовую кору и мох. Теперь, благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики, земледелие успешно развивается не только на юге, но и в других, более северных, районах республики. Советские люди научились выращивать сельскохозяйственные культуры даже в холодной тундре.
Тем не менее, наибольший удельный вес в экономике Коми АССР имеет не сельское, а лесное хозяйство. И это понятно: ведь почти две трети территории республики покрыто лесом, главным образом хвойным. Громадже пространства здесь поросли темными чащами ельников, величественно возвышаются в борах красноствольные сосны, кое-где встречаются пихты и кедры. Среди этого «хвойного мира» белеют острова березняков; речные берега окаймлены зарослями ивы, рябины, осины, ольхи. Когда летишь на самолете над Коми краем, кажется, будто по этим северным просторам разлилось зеленое море лесов и нет ему ни конца ни края. Недаром коми народ называет свою родину «Парма», что значит «тайга».

В далеком прошлом лес давал народу коми почти все то, в чем он тогда нуждался. Лес давал людям жилье, одежду и пищу: бревна и доски для высоких с отлогими крышами изб, мясо и шкуры зверей, грибы и ягоды. Лес давал тепло и свет (правда, только тусклый свет дымной лучины), домашнюю обстановку и утварь: лари и лавки; желтые берестяные туесы; ендовы, выдолбленные из огромных наростов на березе; солонки в виде уток с утятами и многое другое. Древний охотник коми добывал себе из леса оружие: луки и стрелы, а коми земледелец — орудия для полевых работ: деревянные бороны и цепы. Лес давал коми народу и средства передвижения: сани, служившие не только зимой, но и летом, так как по лесным тропам нельзя было проехать на колесах, а дорог в старину не было. Их заменяли реки — эти: древнейшие пути сообщения, по которым юное человечество искони отправлялось открывать новые земли, искать новых путей. И все тот же лес давал коми народу плоты и лодки.
Коми фольклор — творчество обитателей леса. Лес часто упоминается в коми песнях, в лесу развертываются события большинства коми преданий л сказок. Вот отрывки из одного, вероятно очень древнего, предания.

«Далеко отсюда на самом восходе солнца жили когда-то два брата — Остъяс и Ошъяс. Оба они были.вождями большого народа. И жилось этому народу очень хорошо.. И был у тех братьев бог Йомаль, страшный бог.. Пока братья приносили ему.. жертвы, бог любил и защищал их. Но однажды они забыли принести обычную жертву.. И свирепый бог разгневался и напустил на братьев большого черного коршуна.. Коршун погубил весь народ, а братьев прогнал далеко на запад.. Он провел своим толстым когтем борозду и.. потекла вода — образовалась большая глубокая река, ..но.. братья сделали плот.. и вернулись на родину: туда их звало сердце.
Однако коршун увидел братьев и снова погнался за ними, гнал их пустынями, лесами.. Наконец.. выдернул перо из хвоста и положил его на землю: из пера выросли большие горы, покрылись и зазеленели лесом. Видят братья, что теперь уже не пробраться им до родной земли и остались жить в лесу. Сказывают старики, что мы и народились от этих самых братьев».
Широчайшей популярностью пользуется в Коми крае предание о лесном человеке Яг-Морте (буквально: «человек из бора»). Оно не раз было записано и опубликовано;2 основоположник коми литературы поэт И. А. Куратов избрал его темой для своей поэмы.
Немало у коми народа сказок и поверий о духе леса «ворса». Он любит пугать людей, заставляет путников сбиваться с дороги, ворует дичь из силков, «является» одинокому охотнику, принимая разные обличья, но  если его почитают, не делает большого зла. По народному поверью, духи «ворса» живут в лесу, в избушках, с женами и детьми, охотятся, разводят скот.
В Коми крае много рек. Извиваясь, текут по лесным дебрям бесчисленные ручьи, сливаются, расширяются, принимают в себя все новые и новые притоки, и, наконец, одни вливаются в широкую Печору, несущую свои воды к Ледовитому океану, другие—в быструю Вычегду, что вместе с Малой Двиной образует могучую Северную Двину, впадающую в Белое море. Люди здесь издревле тянулись к рекам, и до сих пор почти все деревни в Коми республике расположены на речных берегах.

Названия «Печора» и «Вычегда» о многом напоминают собирателю народного творчества. На Печоре до сих пор бытуют древние русские былины, а местные сказители и плакальщицы прославились на весь Союз. Вычегда тесно связана и с русским, и с коми фольклором.  Коми называют Вычегду «Эжва», и это название часто встречается в их песнях и сказках. В песнях поется о том, как молодежь плывет по Эжве на лодках, поет и пляшет на ее берегах, как девушки купаются в ней веселой толпой, как ярки и красивы цветы на ее прибрежных лугах. Далее читайте в книге

Народная музыка Коми Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!