Песни Краснодарского края

А.Мосолов

Поет Краснодарский хор молодежи и студентов

Ноты и тексты песн Краснодарского края

 

 

Песни Краснодара
А.Мосолов
Песни Краснодарского края

“Советский композитор”, 1959г.
номер с482к

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Народные песни Краснодарского края имеют общие корни с украинским народным песенным творчеством. Кубанские казаки до сих пор считают большинство украинских песен родными. Но близость украинских народных песен кубанским не лишает последние своеобразия. Кубанская песня отличается оригинальными мелодическими оборотами, большой ритмической четкостью и общим активным строем, придающим ей специфический, «казачий» оттенок.

Сплошь да рядом начало кубанской песни, иногда несколько первых тактов, полностью совпадает с мелодией той или иной украинской песни, часто бытующей под другим названием. В своем дальнейшем развитии песня, как правило, либо приобретает иной, более широкий и распевный характер, либо становится ритмически более энергичной и боевой.
Во многих современных песнях Краснодарского края легко обнаружить интонеционную близость песням советских композиторов. Обычно это результат влияния музыкальных радиопередач. С сожалением приходится констатировать, что неискушенный в критическом отборе сельский композитор или самодеятельный творческий кружок часто заимствуют как раз наиболее «ходовые», «стертые» мелодические обороты советской песни, механически вводят их в новую народную песню, которая при этом теряет в свежести и своеобразии.

Кубанские песни в большинстве своем двухголосные: начинает песню (запев) один голос, к которому через несколько тактов присоединяется второй, или же весь двухголосный хор; появление третьего, подпевающего голоса-подголоска не имеющего самостоятельного мелодического значения' обычно совпадает с кульминацией песни, но этот голос почти не развивается и скоро исчезает. Для песен Краснодаоского края характерна повышенная четвертая ступень, стоящая рядом с натуральной, - это общая черта с украинской песней; своеобразно также звучат рядом с натуральными третья и шестая пониженные ступени.
Запись песен обычно производилась в станичном клубе или в Доме культуры, где за инструментом можно было проверить правильность записи и сыграть песню исполнителям, что всегда имеет большое стимулирующее значение для дальнейшей работы с народными певцами.

Поют обычно весьма охотно, хотя и не без предварительных уговоров и просьб, в особенности если исполнитель не «профессионал», то есть не участник художественной самодеятельности. Но иногда приходилось записывать песню тайком, так как исполнявшие песню девушки и парни (где-либо на свадьбе или гулянии) смущались при виде карандаша и листа нотной бумаги и замолкали.
При подготовке песен к изданию я стремился полностью, без всяких изменений сохранить мелодии. Необходимо отметить, что мелодия оставалась нетронутой обычно лишь в старинных народных песнях, шлифовавшихся народом в течение столетий и потому имеющих развитую линию и чеканную форму; что же касается современных народных песен, то сплошь и рядом при отличном начале мелодия в дальнейшем как бы теряла четкость очертаний, напевность и иногда оказывалась до конца «нераспетой». Порой мелодия современной песни настолько явно требовала дальнейшего развития, что мне удавалось, еще при записи, помочь исполнителю (или автору песни) расширить мелодическое дыхание песни. Чаще, однако, приходилось долго вслушиваться в мелодию, изучать ее, привыкать к ней как к своему сочинению, прежде чем решиться сделать какие-либо изменения. В ряде случаев, оговоренных мной в примечаниях, я подвергал редакции также и хоровые припевы песен.

Весьма сложным вопросом является работа над текстом песни. Тексты старинных народных песен, о чем бы в них не говорилось, по моему глубокому убеждению, не подлежат никаким изменениям; они вместе с мелодией составляют нечто единое и монолитное. Однако бывают случаи, когда слова любимой народом песни кажутся устаревшими, малоактивными и песня исполняется неохотно. В этих случаях новый текст песни, сочиненный с большой поэтической чуткостью и тактом, словно вливает в старую песню новую кровь; песня как бы заново рождается.
Еще более сложной представляется работа профессионального поэта над подтекстовкой мелодии, распевной, выразительной, не имеющей слов. В этом случае мы должны иметь дело только с поэтом, искренне любящим народную песню, заботливо относящимся к сочинению стихов, созвучных народной мелодии.

Некоторые из записанных мною мелодий народных песен имеют по несколько вариантов; например, песня «Скакал казак через долины» — в шести вариантах (в народе их значительно больше), песни «Ой ты, степь» и «Кукушечка» записаны в трех вариантах и т. д. Из числа различных вариантов в сборник вошли мелодии наиболее интересные и популярные, а главное, наиболее музыкальные.
Во время поездок по Кубани мне много помогали как личным участием в записи песен, так и товарищескими советами и указаниями композитор Г. М. Плотниченко и И. М. Андреев, значительно облегчившие мне выполнение моих задач.
Публикуемые в настоящем сборнике песни записаны в течение 1946—1955 гг. экспедициями Союза композиторов СССР в Краснодарский край и представляют, на мой взгляд, наиболее ценный материал из всего значительного количества собранных мною песен
А. МОСОЛОВ

1. КУКУШЕЧКА
2 ЗАШЕПЧИТЕ ПО ВЕТРУ
3. БЕЖИТ КУБАНЬ, КУБАНЬ РЕКА
4. Ой. НА ГОРКЕ ЗАЦВЕТАЕТ МАК
5. ОЙ ТЫ, СТЕПЬ МОЯ
6. ЕДЕТ КАЗАК
7. СОЛНЦЕ СЕЛО ЗА КУБАНЬЮ
8. ИЗ-ПОД ГОРКИ ВСЕ ТУМАН
9. ХОДИТ ВЕТЕР
10. ЧАЕЧКА
11. НАД КУБАНЬЮ
12. ШУМЯТ ВЕРБЫ
13. ТОВАРИЩ МОЙ, БУЛАНЫЙ КОНЬ
14 ЗА ЛЕСОМ СОЛНЦЕ ВОССИЯЛО
15. Ой. ЗИМА, ЗИМА
16. ПАРТИЗАНСКАЯ
17. ОЙ. ОРЕЛ, МОЙ ОРЕЛ
18. НОЧЬ УЖ НАСТУПАЕТ
19. С ПОЛЯ ВЕЯЛО ПРОХЛАДОЙ
20. ПО РЕКЕ КУБАНИ
21. КОЛОСИЛАСЬ В ПОЛЕ РОЖЬ ГУСТАЯ
22. ВЫЙДУ ЛЬ Я НА РЕЧЕНЬКУ
23. СОЛНЦЕ ВСТАЛО НАД КУБАНЬЮ
24. ДОБРЫЙ ВИЧЕР, ДИВЧИНА
Примечания

Песенный фольклор Краснодарья Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!