Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области

Песенный фольклор России



В сборнике представлены три музыкально-песенные традиции, разные по масштабу  и по этнокультурной истории: традиции Верхнего Полужья—одной из  самых ранних и достоверно славянских территорий Новгородской земли; пашско-шиженской традиции, отражающая весьма своеобразную песенную культуру; наконец, традиция современного Киришского района, основная часть территории которого была «проходным» участком на великом пути «из варяг в греки» и стала заселяться в основном только в XVIII веке.
Материалы сборника и его научный аппарат представляют интерес для композиторов, музыковедов, фольклористов, этнографов и историков.

 

 

Фольклор Ленинградской обл.
Традиционная музыкальная культура русского северо-запада
Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области

в записях 1970-1980гг.
Выпуск 1
Редактор-составитель - В.А.Лапин
"Советский композитор", 1987г.

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В течение XIX века собиратели фольклора практически не работали на территории Петербургской губернии, придерживаясь общей установки на наиболее «чистые» в фольклорно-этнографическом отношении традиции, не затронутые влиянием, городской и мещанско-слободской культуры и потому сохранившие подлинно крестьянское песенное искусство. Отдельные этнографические публикации в периодике и единичные образцы песенных текстов, записанные в Петербургской губернии и вошедшие в собрания П. В. Киреевского, А. И. Соболевского и П. В. Шейна, не меняют общей картины. В конце прошлого столетия появляется только один небольшой сборник К. П. Галлера с нотными записями песен Лужского уезда. Следующий сборник, содержащий некоторое количество йотированных Ф. А. Рубцовым звукозаписей, выходит только спустя 60 лет. С этого времени положение несколько меняется: растущий интерес к песенной традиции Ленинградской области реализуется в музыкальных и филологических публикациях, подготовленных по материалам экспедиций Ленинградской консерватории, ИРЛИ (Пушкинский Дом), ЛГИТМиК, Л ГИК, в интенсивной собирательской деятельности фольклориста-филолога В. С. Бахтина. Появилось и несколько дисков грамзаписи народных исполнителей.

Тем не менее музыкально-песенный фольклор Ленинградской области до сих пор таит в себе много загадок и неоткрытых сокровищ, а на карте области остается еще значительное число «белых пятен».
В порядке шефства ЛГИТМиК над Киришами сотрудники сектора фольклора научно-исследовательского отдела с 1970 года вели экспедиционную работу в Киришском районе, курировали фольклорные коллективы, участвовали в подготовке и проведении первых районных фольклорных праздников. Некоторые наблюдения и результаты этой работы нашли отражение в сборнике статей, подготовленном сектором. В том же издании читатель найдет общую характеристику киришского музыкально-песенного фольклора и традиции святочного ряженья (статьи В. Лапина и Л. Рыжковой), а так же биографию фольклорно-этнографических публикаций по Ленинградской области (и Петербургской губ.) и дискографию народных исполнителей. Таким образом, указанное издание хорошо подготавливает настоящий сборник, который продолжает серию публикаций собственно фольклорного материала Ленинградской области.
Поскольку в секторе уже подготовлен следующий сборник, посвященный инструментальной и инструментально-вокальной музыке бассейна Волхова и Сяси (Киришский, Тихвинский и Волховский районы), постольку настоящий сборник содержит только музыкально-песенный фольклор и представляет, по замыслу составителя, три локальные традиции, разные по масштабу и по социальной и этнокультурной истории. Это, во-первых, бассейн верхнего течения р. Луги, охватывающий юго-восточную часть Лужского района Ленинградской области и Батецкий район Новгородской области 2; во-вторых, территория Киришского района, расположенного по обе стороны среднего течения р. Волхов; в-третьих, небольшой район среднего течения р. Паши и ее притока Шижни, в основном совпадающий с территорией Шиженского сельсовета Тихвинского района Ленинградской области (см. карту). По верхнелужской традиции составитель использовал полевые материалы студенческих экспедиций кафедры русского народного хорового искусства ЛГИК им. Н. К. Крупской и записи С. М. Слонимского, йотированные частично им самим, частично М. А. Лобановым; покиришской традиции — экспедиционные материалы сектора фольклора ЛГИТМиК и некоторые записи участников Ленинградского камерного фольклорного ансамбля, йотированные Ю. Е. Бойко; по пашско-шиженской традиции — материалы студенческих и собственных экспедиционных поездок сотрудника той же кафедры ЛГИК Л. П. Гуляевой (1980—1983 гг.). Таким образом, сборник представляет традиции фактически трех «белых пятен», так как если с верховьев Луги имеются публикации нескольких достаточно случайных записей (в названных сборниках К. П. Галлера и Ф. А. Рубцова), то материалы двух других традиций публикуются впервые.

В сборник включены отдельные нотации студентов ЛГИК, проверенные по магнитофонным записям и отредактированные составителем (что отражено в соответствующих комментариях). Кроме того, в процессе работы над сборником составитель учел некоторые наблюдения участниц экспедиций, студенток М. Зубаревой и Л. Соловьевой, сделанные ими в курсовых работах по материалам поездок на Пашу 5.
Настоящий сборник смог появиться и благодаря энергии В. Е. Гусева, который в качестве руководителя секции фольклора ЛГИТМиК активно стимулировал фольклористическую работу в Киришском районе, и в результате коллегиально-дружеских контактов с заведующим кафедрой ЛГИК, безвременно скончавшимся И. А. Волковым. Всем названным и не названным здесь коллегам-собирателям, рецензентам Л. М. Ивлевой, И. И. Земцовскому и Ф. А. Рубцову, а также всем народным исполнителям, чьей художественной памяти, исполнительскому искусству и душевной щедрости обязаны подобные издания, составитель приносит глубокую и искреннюю благодарность и надеется на их снисходительность в оценке его труда.

Тексты и ноты народных песен Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!

 

Народные песни Ленинградской области
Традиционная музыкальная культура русского северо-запада
Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области

в записях 1970-1980гг.
Выпуск 2
Редактор-составитель - В.А.Лапин
"Советский композитор", 1989г.
номер с1591к

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Задуманный как целостная работа, сборник «Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области» хотя и публикуется в двух выпусках, но сохраняет это свое качество. Поэтому по общему замыслу и проблематике трех представленных в нем локальных традиций отсылаем читателя к вступительным статьям первого выпуска (Л., 1987). По составу настоящего, второго, выпуска нужно лишь отметить следующее.
Первый раздел посвящен пашско-шиженской традиции, материал которой выстроен не по жанровому принципу, а по ходу годового цикла будней и праздников. В связи с этим примечания к разделу представляют собой самостоятельный фольклорно-этнографический очерк годового цикла традиции (преимущественно молодежных игр, гуляний и обрядов), составленный по полевым материалам экспедиций ЛГИК и как бы включающий в себя записи песен.

Последовательность остальных разделов в определенном смысле повторяет в развернутом виде обобщенную структуру молодежных бесед-вечеринок: пока девушки собираются — поют «долгие» песни, то есть старинные лирические или городские бытовые (раздел «Лирические песни»), приходят парни, а иногда и «чужаки» из других деревень — начинается обрядово-игровое «переженивание» парней и девушек, «набор» круга и «хождение под песни», игры, в том числе и с песнями («Со вьюном ходить», «На зайца», «Круговина») и, наконец, частушечные состязания-переплясы и собственно танцы, как правило, с инструментальным сопровождением, но довольно часто и просто под песни или «под язык».
Аналогия в достаточной мере условная, но, думается, вполне рабочая, позволяющая несколько иначе взглянуть на соотношение важнейших составных частей как корпуса русского песенного фольклора, так и традиционной народной культуры в целом.

Особого внимания заслуживают циклические песенные образования, которые возникали на молодежных беседах-вечеринах, на уличных весенне-летних гуляньях. Почти всегда они связаны с какими-либо пространственными (игровыми или хореографическими) и этикетно-ритуализованными действиями. Наш материал дает возможность показать разные стадии этих, достаточно поздних процессов циклизации — от едва намеченного «эмбриона» киришских поцелуйных припевок («Со вьюном ходить») до развитого цикла-действа верхнелужской «Круговины».

Не имея возможности отразить в сборнике все разнообразие частушечных форм, зафиксированных в рассматриваемых традициях, составитель вынужден был кроме пашских качельных ограничиться еще только двумя подборками записей, сделанных в Киришском районе. Первая серия частушек записана от одной исполнительницы, Прасковьи Макаровны Карпушевой из д. Кукуй. Записи, сделанные от П. М. Карпушевой, отражают популярные в местной традиции частушки (в том числе «по-новгородски» и «по-вологодски») и в то же время демонстрируют талантливую певицу, которая свободно и тонко варьирует традиционные частушечные формулы
 
и владеет не только самыми расхожими из них. В то же время кукуйские частушки, тем более в мастерском исполнительском варианте, подчеркивают четкость ареальной границы «спасовских» — второго цикла, публикуемого в сборнике. «Спасовские» записаны в деревнях одного Пчевского сельсовета: эта — мотоховская — группа деревень — самая южная часть «спасовской» зоны. От Мотохова до Кукуя всего каких-нибудь двадцать километров, но «спасовских» в Кукуе не знает даже П. М. Карпушева.
В материалах сборника представлена еще одна певица, 90-летняя (на время записи) Дарья Михайловна Герасимова из верхнелужской д. Батецко. Ее «музыкально-фольклорное воспоминание» — песни, ассоциативной цепочкой всплывавшие в памяти и полностью зафиксированные на магнитофонной ленте,— показывает естественность структурного перехода активного песенного сознания от хороводно-игровых через шуточно-плясовые песни к частушкам. Тем самым связались и два последних раздела нашего сборника.

Тексты песен и ноты Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!

 

 

Тексты народных песен Ленинградской обл.
Русские народные песни
записанные в Ленинградской области в 1931 — 1949 гг
составители: В.Кравчинская, П.Ширяева
Ленинград , 1950г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
В исторических постановлениях партии Ленина—Сталина о литературе и искусстве и в выступлениях в связи с ними товарища А. А. Жданова глубоко и с предельной отчетливостью поставлен вопрос о роли искусства, призванного «вдохновлять трудящихся советского общества на великие дела в труде, науке и культуре» давать им духовную пищу, «которая- помогла бы выполнению планов великого строительства».
3начение народной песни в историческом развитии нашего народа общеизвестно. Всегда, на протяжении веков, она помогала народу в героической борьбе за свою независимость с внешними врагами-захватчиками и в его борьбе за свою свободу с классовыми угнетателями. Песня постоянно помогала народу и в его повседневном труде.) Эта роль народной песни неизмеримо выросла после Великой Октябрьской социалистической революции, когда трудящиеся стали хозяевами своей жизни и сами строят свое будущее. Песня вдохновляла на борьбу с белогвардейщиной и интервентами в годы гражданской войны; в дальнейшем она помогала выполнять сталинские пятилетки мирного времени. В годы Великой Отечественной войны песня явилась действенным идейным оружием, способствовавшим уничтожению фашистских полчищ. Песня, как и все советское искусство, во всех его проявлениях, помогает и будет помогать осуществлению великой задачи построения коммунистического общества.
Все сказанное ставит перед работниками в области фольклора большую и ответственную задачу: собрать и изучить народную песню, отобрать из всего песенного богатства самое ценное и нужное для советской культуры и сделать его достоянием широких народных масс. В первую очередь это касается песен новых, запечатлевших факты нашей замечательной советской действительности, выражающих сознание советских людей.

Не меньшее значение и особый смысл в свете руководящих указаний партии получает и вопрос о фольклорном песенном наследии. Как известно, не все в нем имеет только историческое значение, не все является лишь поэтическим «документом» прошлого. Значительная часть песенных ценностей, созданных народом в прежние времена, продолжает свою особую активную жизнь и в нашу эпоху. Народ сам отбирает из этого наследия то, что ему нужно, что помогает ему и теперь в его жизни, в труде, в борьбе за интересы своей социалистической родины.

Вопрос о песенном наследии имеет еще и другую сторону. В выступлениях на совещании деятелей советской музыки А. А. Жданов указал, какую опасность представляет отрыв композиторов от народа, когда «забрасывается такой прекрасный источник творчества, каким является народная песня и народная мелодия», и как необходима органическая творческая связь профессиональных работников искусства с песенным и музыкальным творчеством народа. Только соединение профессионального мастерства с простотой и непосредственностью народной поэзии и музыки может дать высокохудожественные и подлинно народные произведения. На необходимость обращения к народному творчеству для профессиональных работников искусства неоднократно и по различным поводам указывал великий Сталин.
Собирание песенного фольклора, начавшееся в нашей стране свыше двухсот лет назад, дало обильные результаты, которыми мы вправе гордиться. Советская фольклористика требует вполне точной записи песенных напевов, не прикрашенной, не перестроенной по образцу профессиональной тактовой музыки. Этому требованию отвечали лишь единичные сборники из числа изданных в дооктябрьское время. В советское время положение изменилось. Мы имеем ряд ценных сборников русской народной песни, подготовленных с применением наиболее совершенных методов звукозаписи и нотного ее воспроизведения; например, Русская народная песня, М., 1936; Песни Пинежья, М., 1937; Народные песни Вологодской области, Л., 1938 и др. Это не значит, что можно удовлетвориться достигнутым. Изданные сборники при всей ценности, при большом объеме заключённых в них материалов представляют лишь часть богатств, которыми обладает русская песенная культура. Все это определяет необходимость и значение настоящего издания.

Записи песен, вошедшие в данное издание, произведены в большей части в наше, советское время; таким образом в значительной своей части они отражают песенную культуру вполне живую, бытующую.
Сборник интересен еще тем, что включенные в него песни составляют принадлежность песенной традиции Ленинградской области. В старой буржуазной фольклористике упорно держалось ложное представление о том, что народная песенная культура, слагавшаяся веками, сохраняется и живет будто бы только р. глухих, оторванных от центра углах, так как она, якобы, связана с отсталостью и консерватизмом сознания и бытового уклада. Вследствие этой вредной «теории», основанной на искаженном понимании самой природы народного творчества и процессов его развития, а также на эстетском пренебрежении к новой песне рабочих промышленных районов, собиратели устремлялись обычно в наиболее отдаленные от крупных городов места, и фольклор таких областей, как Ленинградская и Московская, оставался до последнего времени наименее изученным.
Перед советскими работниками в области песенного фольклора стоит, ввиду расцвета в наше время народной песни, задача создания большого свода народных песен в их художественных редакциях. Для осуществления этой задачи необходимы предварительная разработка и публикация песенного материала по отдельным областям.

Книга эта и является таким, далеко еще не полным, а лишь предварительным собранием материалов, записанных в Ленинградской области, подлежащих дальнейшему исследованию и изучению как с точки зрения  идейно-художественной значимости той или иной песни, так и в отношении места, занимаемого ею в современном репертуаре, и условий бытования. Этим обусловливается значение сборника для исследователей русской народной песни. Это необходимо иметь в виду и при оценке публикуемого материала.
Основную часть сборника составляют материалы Рукописного хранилища Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии Наук СССР. Собрание песен Ленинградской области образовалось путем многолетней и многообразной работы сотрудников отдела, начавшейся в 1931 г. выявлением репертуара рабочих песен в Ленинграде. С этого времени в течение ряда лет производилась запись рабочего фольклора на крупнейших предприятиях Ленинграда и пригородов. Кроме того, сотрудниками отдела фольклора регулярно записывались песни трудящихся Ленинграда на октябрьских и майских демонстрациях. Запись народных песен велась на областных олимпиадах и смотрах художественной самодеятельности в Ленинграде, начиная с Первой областной олимпиады народного творчества в декабре 1935 г.—январе 1936 г. С 1937 г. с этой целью начались регулярные выезды в районы области. К собиранию песен была привлечена и учащаяся молодежь — студенты Ленинградского государственного университета. Прерванная войной собирательская работа возобновилась в 1945 г. К записям прошлых лет присоединилась теперь запись фольклора Великой Отечественной войны (в колхозах, на областных смотрах художественной самодеятельности, в госпиталях Ленинграда).
За все время (1931 — 1949 гг.) было записано свыше трех тысяч песен, из которых для сборника отобраны наиболее полные и в то же время характерные тексты.

Собрание регулярно пополнялось песнями, присылаемыми собственными корреспондентами отдела фольклора — местными собирателями-краеведами, а также крупными мастерами — носителями народных песен. Среди местных собирателей следует отметить И. А. Лебедева из Маловишерского района, приславшего отделу фольклора многочисленные записи песен; учителя Н. Дорофеева, давшего ряд записей песенного фольклора Чудовского района; учителя пения в г. Чудове. В. И. Соколова; работника районной печати А. А. Авдеева, занимавшегося собиранием песен в Вознесенском районе; А. И. Красильникову (г. Колпино), приславшую более 200 песен в собственноручной записи, и многих других. Композитор Н. П. Фомин, праправнук композитора XVIII в. Е. И. Фомина, передал свои музыкальные записи свадебных песен Новгородской области.

В сборник вошли также материалы из более ранних коллекций Рукописного хранилища, полученных в дар от собирателей: ряд песен из собрания В. Н. Перетца (1891 г.), В. Ф. Широкого (1898 г.), Н. П. Колпаковой (1926—1927 гг.); кроме того, включены неопубликованные песни Петербургской губернии из архивов Географического общества Союза ССР, библиотеки Академии Наук СССР (записи второй половины XIX в.) и из рукописных песенников XVIII в., в том числе из обнаруженных в архиве Института русской литературы АН СССР рукописных сборников второй половины XVIII и начала XIX вв. Эти ранние записи на территории нынешней Ленинградской области дают интересный материал для истории местной песенной традиции.
Подготовка этого сборника песен началась в то время, когда в административные границы Ленинградской области входили нынешние Псковская и Новгородская области. Составители сочли целесообразным оставить в сборнике некоторые материалы, записанные на территории этих областей, поскольку они были объединены с Ленинградской областью общей песенной традицией.
Сборник открывается песнями советской эпохи. В этот раздел входят песни как сложенные самим народом, так и ряд песен, принадлежавших перу профессионалов,— песен, которые глубоко вошли в музыкально-поэтический быт трудящихся области.

Выделением песен советской эпохи в особый и начальный раздел подчеркивается новое их качество и по содержанию, и по художественным особенностям, сближающим их с литературной поэзией. Раздел советских песен завершается фронтовыми частушками и частушками колхозной деревни, тематически связанными с героикой военных лет.
Вступительная статья имеет назначение раскрыть основное идейное содержание публикуемых песен, дать общую картину их бытования. В статье даны также краткие сведения о собирании и изучении песен Ленинградской области и об использовании их в литературе и искусстве. Тип издания, обращенного к сравнительно широкому кругу читателей, его особенности, о которых сказано выше, позволили отказаться от обычного типа фольклористических комментариев, сократив и уплотнив их. В задачи комментариев входят указания лишь на самые характерные особенности варианта и наиболее значительные для данной песни публикации. Для того чтобы облегчить пользование сборником в научных целях, к нему приложен ряд кратких указателей.

Песни публикуются в общепринятой орфографии. Ударность слогов обозначена в случаях, когда песенные ударения расходятся с обычными.
Нотные расшифровки фонографических записей произведены Ф. А. Рубцовым и А. Г. Кудышкиной.
А. М. Астахова

Тексты и ноты к песнем Ленинградской области Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!

 

Фольклор Лен.обл.
Сто русских народных песен
материалы студенческих фольклорных экспедиций
под общей редакцией Ф.В.Соколова
"Музыка" , 1970г.

содержание:

 

Песенные традиции Ленинградской области Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!

 

Свадебные обряды Ленинградской области
Русские народные песни - Новые публикации
Народные песни Ленинградской области

Старинная свадьба Сланцевского района
составители А.Мехнецов, Е.Мельник
"Советский композитор" , 1985г.
номер с1183к

содержание:

 

Предисловие
Описание свадебного обряда
Свадебные песни деревни Загривье
Свадебные песни деревень Монастырей, Вороново
Свадебные песни деревни Рудно (Гусева Гора)
Свадебные песни из репертуара народного хора ДК «Горняк» (г. Сланцы)
Образцы приговоров дружки (клетника)
Приложение I. Перечень сюжетов свадебных песен Сланцевского района
Ленинградской области
Приложение II. Таблица типовых напевов
Приложение III Основные виды метроритмической организации песенного стиха (строфы) свадебных песен Сланцевского района
Приложение IV Формы композиционного строения свадебных песен
Приложение V Образцы диалектной формы произнесения слов (на примерах из песенных текстов сборника)
Примечания

Свадебные традиции в песнях Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!

 

Ленинградский песенный фольклор
Ф.Рубцов
Народные песни Ленинградской области

"Советский композитор" , 1958г.
номер с498к

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Народная песенная традиция Петербургской губернии, равно как и развивающаяся на почве этой традиции песенность Ленинградской области, по ряду причин но нашли достаточного отражения в печати.
Собиратели XIX века, в силу царивших тогда взглядов, обходили в своей деятельности районы, прилегавшие к Петербургу, где, по их мнению, народная песня подвергалось тлетворному влиянию города и в связи с этим утратила свою «чистоту» и «подлинность». В результате немногочисленные записи и материалы, имеющие полуэтнографический, полуинформационный характер, были опубликованы на протяжении XIX века только лишь в местных изданиях. Единственный сборник народных песен Петербургской губернии, включавший 21 песню, был издан в 1889 году К. П. Галлером.
Собирательская работа в районах Ленинградской области началась в 1931 году и продолжается по сей день. Однако в единственном современном сборнике «Русские народные песни, записанные в Ленинградской области о 1931 — 1949 гг.» было опубликовано лишь 46 музыкальных записей. Все же остальные материалы, сосредоточенные, в основном, в Ленинградском Государственном Научно-Исследовательском Институте Театра и Музыки (НИИ) и частично в Ленинградском отделении Союза советских композиторов (ЛОССК), в течение ряда лет до настоящего времени хранились как архивный материал.

Сборник pdf Скачать сборник