Русские народные песни напетые М.Ф. Малкиной



Классические образцы крестьянской русской песни - тексты и ноты из репертуара Марии Малкиной

 

 

Песни Малкиной
Русские народные песни напетые М.Ф. Малкиной
под общей редакцией С.В. Аксюка
"Советский композитор", 1963г.

содержание:

 

Сборник подготовлен к публикации в Кабинете народной музыки Московской государственной консерватории

Составитель сборника С. Я. ПУШКИНА

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Народные песни, напетые Малкиной, привлекают внимание многими особенностями. В большинстве своем это классические образцы крестьянской русской песни. Песенная лирика Малкиной включает также интересные примеры творчества фабричных рабочих и городские песни. Ее искусство вобрало все ценное, что талантливая исполнительница нашла в творческой среде, окружавшей ее Песни, хранимые ею в памяти, созданы в условиях тесного общения с татарской народной музыкальной культурой и несут на себе следы се влияния.

Своеобразная исполнительская трактовка произведений народного творчества Марией Федотовной Малкиной позволяет говорить об индивидуальном исполнительском стиле и дает богатый материал для изучения искусства сольного народного пения. Такие исполнители, как Малкина, — не просто хранители народно-песенных традиций: они развивают и обогащают эти традиции благодаря своей яркой художественной одаренности.

В 1947 г. Малкину вызывают в Москву: Центральное радиовещание записывает несколько песен в ее исполнении; кабинет народной музыки полностью описывает весь ее репертуар. В то же время профессор Казанской консерватории М. А. Юдин делает слуховую запись песен, напетых Малкиной (61 песню). На основе этих записей студентка Казанской консерватории Г. Я. Касаткина пишет дипломную работу «М. Ф Малкина и ее песни» (С этой работой составитель ознакомился уже после подготовки сборника в печать).
Простая русская женщина, Мария Федотовна Малкина (урожденная Власова) происходит из талантливой семьи народных музыкантов. От своей матери, Александры Петровны, уроженки дер. Тойма (Вятские поляны), Мария Федотовна усвоила старинные свадебные песни. От отца, Федота Кирилловича, родом из села Кильдеево Свияжского уезда, она услышала и запомнила лирические песни, преимущественно городские. Наиболее поэтичные старинные крестьянские песни Малкина переняла от своего деда, Кирилла Архиповича, первого запевалы села Кильдеево. Как и многие крестьяне этих мест, разорившись, он странствовал с котомкой, собирая вспомоществование на погорельцев, а иногда на церковь. Порой он навещал своего сына, жившего в Ягодной слободе пригороде Казани. Тогда-то и узнала Мария Федотовна сто замечательные песни «Невеличка-птичка ласточка», «На проталинке весною», «Шла Машенька из лесочку», «Вы не лейтеся, мои горькие слезыньки», «Сколько мальчик ни старался» и другие.
Музыкальный быт Ягодной слободы, где прошли детство и Юность Малкиной, отличался большим разнообразием. Здесь звучали народные напевы, принесенные рабочими алафузовской фабрики из окрестных заволжских деревень. По праздникам фабричная молодежь водила хороводы; на свадьбах пелись старинные свадебные песни. Здесь же широко бытовал фольклор фабричных рабочих, городские романсы. Рядом с русской песней жила и звучала татарская песня. Все это слышала и запоминала Мария Федотовна. Но больше всего любила она русские лирические мелодии. Она заслушивалась пением подруг, которые на дощаниках возили в разлив через Волгу кирпич, дрова, хлеб. Впоследствии, Когда ей пришлось много разъезжать по Казанской области, Малкина постоянно перенимала все новые и новые песни. Так складывался ее обширный и разнообразный репертуар и формировалась> Исполнительская индивидуальность певицы.

Обладательница приятного и чистого голоса (низкий альт), Малкина поет с большой задушевностью и лиризмом, выпевая каждый звук, любуясь напевом. Голос у нее широкого диапазона (от «ми» малой октавы до «ре» второй), она свободно владеет грудным звуком и микстом. Переход из регистра в регистр осуществляется ею разнообразно: в песнях городского типа — посредством больших скачков (см. например, «Цветет цветочек аленький», «Прощайте, ласковые взоры», «У ворот девица стоит»), в песнях крестьянской традиции—путем плавных ходов. При этом Малкина широко использует нижний и средний регистр от «ми» малой до «соль— ля» первой октавы. Звуки же «до—ре» второй октавы встречаются а напевах исполняемых ею песен довольно редко и эпизодически. В исполнении Малкиной чувствуется влияние мужского пения, от дельные черты которого усвоены ею, видимо, от отца, а также от деда.
Свойственные Малкиной особенности исполнения — склонность к медленным темпам, затушевывание цезур, замедления и ускорения, остановки на интонационно устойчивых звуках внутри мелодических фраз. В этом отношении показательны многие лирические песни, которые благодаря свободной импровизационное™ исполнения приобретают характер непосредственного эмоционального высказывания (см. «Невеличка-птичка ласточка», «Меж крутых бережков», «Как пониже-то было Нижнего», «На проталинке весною», и другие). В исполнительской манере Малкиной большое место занимает обогащение ритмического рисунка, распевание отдельных слогов текста. Первоначальные метрические доли обычно дробятся ею на сложные сочетающиеся ритмические группы, четные и нечетные, пунктирные и синкопические ритмы — и все это чаще всего в соединении с богатыми агогическими нюансами. При этом в мелодии многократно и затейливо опеваются мелодические устои напева.

Исполнительские особенности пения Малкиной особенно ясны при сопоставлении напетых ею песен и близких им музыкальных вариантов (см. примечания к песням №№ 5, 18, 20).

По-видимому, многие отмеченные черты ее исполнительского стиля вообще присущи сольному народному пению, так как в хоровом пении свобода исполнителя обычно более ограничена *. Так, например, прихотливая распевность отдельных метрических, долей, отдельных слогов текста — черта, вообще характерная для многих русских песен, присутствует в песнях самых различных жанров, разных областей. В сольном исполнении эта тенденция усиливается, она как бы высвобождается.
Указанные черты исполнительской манеры Малкиной можно объяснить также и влиянием татарской песни. Это заметно в ритмике, в особенностях лада и мелодики отдельных песен.

Песни, вошедшие в сборник, расположены по жанрам: лирические, свадебные, хороводные, плясовые и детские. Особую группу в разделе лирических песен составляют песни на слова русских поэтов, а также песни городские. В большинстве своем напевы их развиваются на функциональной основе, в них ясно слышатся трезвучия. В структуре этих напевов постоянно наблюдается квадратность отдельных построений, их повторность, четные соотношения, а в мелодике — широкие скачки по различным ступеням трезвучий (см. песни «Гуляла я в садочке», «Прощайте, ласковые взоры», «Что затуманилась, зоренька ясная» и другие).

В разделе лирических песен наряду с песнями явно городскими или же крестьянскими есть ряд песен городского происхождения, в которых заметны черты более раннего, крестьянского песенного стиля (см. примечания к песням №№ 14, 15, 16 и 17).
Свадебные песни сборника содержат типические образцы этого жанра. Песни расположены в том порядке, в каком они сопровождают народную свадьбу. Особенности их освещены в примечаниях.
Значительное место занимают в сборнике также хороводные песни. Они представлены медленными круговыми песнями с игрой, лирического и комедийного содержания и подвижными игровыми, шуточными и плясовыми.

* * *

В Кабинете народной музыки Московской консерватории были записаны народные песни в исполнении Марии Федотовны Малкиной в 1947 году. Тексты песен записала Н. М. Бачинская; напевы песен записала на диктофон К. Г. Свитова. Из общего числа 150 произведенных записей известная часть тогда же, в 1947— 1949 гг. была йотирована сотрудниками Кабинета народной музыки — А. Н. Аксеновым, Б. Ф. Смирновым, Н. М. Бачинской.

В. 1958 г. была начата работа над сборником, для которого составитель частично заново йотировал и отредактировал прежние расшифровки и сделал дополнительные нотации песен.
Импровизационность творческой манеры Малкиной поставила перед нотировавшими записи ее песен ряд сложных проблем. Нотировка А. Н. Аксенова, Б. Ф. Смирнова, Н. М. Бачинской нередко ставила на первый план фиксацию малейших отклонений в агогике, благодаря чему, как это кажется составителю, порой нарушалась общая форма произведения.

Составитель сборника, нотируя записи, стремился выявить закономерности напевов, их ритмическую основу и контуры и в тоже время не пройти мимо всех особенностей исполнения. Но все атонические отклонения от метра и ритма, украшения в напевах помечены составителем как явления вторичные. С этой целью составитель пользовался некоторыми условными обозначениями, принятыми в целом ряде фольклорных публикаций.

В примечаниях к песням составитель старался обратить внимание читателя на многообразие выразительных средств песен, напетых Малкиной, выяснить бытовую функцию песни, помогающую пенять ее смысл. В некоторых примечаниях обращается внимание на ярко выраженную направленность музыкально-поэтических выразительных средств, их связь с эмоциональным содержанием песен (например, в песнях «Ждала, ждала канарейка», «Раскачалася грушица», «У заиньки, у серенькой» и др.).
Подавляющее большинство вошедших в сборник песен имеет опубликованные варианты, сохраняющие лишь отдаленное сходство с публикуемыми. Сличение их, как и исчерпывающее перечисление, не входило в задачу составителя.
Тексты песен в ряде случаев совпадают с распевом их М.Ф. Малкиной только в вокальных строчках.
С. Пушкина

Малкина родилась в 1888 г. в Казани в семье бедного ремесленника-сапожника. В 1892 г. семья переехала в Ягодную слободу (пригород Казани). Окончив церковно-приходскую школу, Мария Федотовна начала шить на дому для фабрики Алафузова. В 1906 г. она вышла замуж за приказчика. После революции активно участвует в строительстве новой жизни, ведет общественную работу. Ее избирают председателем женотдела, делегатом Кантонного съезда советов. Трудовая и общественная деятельность, а также семейные обстоятельства заставляют Малкину с 20-х по 40-е годы неоднократно менять место жительства (Казань, г. Свияжск, ст. Васильево Кайбицкого р-на, с. Бритвино,  Зеленодольск, пос. Юдино Казанской ж.-д.).

 

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

1. Как пониже-то было Нижнего
2. Меж крутых бережков
3. Волга-матушка глубока
4. Вы не лейтеся, мои горькие слезыньки
5. Невеличка птичка-ласточка
6. Шла Машенька из лесочку
7. Что не калина со малиной
8. Зимушка-зима
9. Сколько мальчик ни старался
10. Как во нынешнем, во славном году
11. Снежки белые, пушисты
12. Собирались красные девицы
13. У Алафузова на фабрике
14. Цветет цветочек аленький
15. Я гуляла в чистом поле
16. Что ты, сердце, во мне изныло
17. У ворот девица стоит
18. Гуляла я в садочке
19. Вы не вейтесь, ветерочки
20. На проталинке весною
21. Эх, ты доля, моя доля
22. Что затуманилась, зоренька ясная
23. Прощайте, ласковые взоры

 

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
24. Тонкая елица свирельчатая
25. Раскачалася грушица
25. Поле ли мое, полечко
27. Ты не ласточка
28. Как сказали про Ивана
29. У заиньки, у серенькой
30. Как не низко, не высоко
31. Отлила и отлелеяла Волга-матушка
32. Ждала, ждала канарейка
33. Как у дубика шатристого
34. Темная осенняя ноченька
35. Уж как рано на заре
36. Не золот ли перстень
37. Уж ты, яблонька моя
38. Цвели, цвели цветики
39. Как во тереме' свечи горят
40. Как по сеням было, сеничкам
41. Высоко солнце светило
42. Рыбушка-стерлядушка
43. На горе было, горе
44. Во горенке, во новой
45. Пылина в поле

 

ХОРОВОДНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ, ДЕТСКИЕ
46. Кипарисно славное деревце
47. Как не стыдно игумну тому
48. Жена ль моя, женушка
49. Александровска береза
50. Ходил парень
51. Княгини, да мы до вас пришли
52. На горе калина
53. Как по речке, речке
54. Как по улице Ильинской
55. Посеяли девки лен
56. На улице диво — варил чернец пиво
57. Как под лесом, под лесочком
58. Как по улице репей
59. Брали девки лен
60. Ой, утушка луговая
61. Заинька серенький
62. Тушки-тутушки

Крестьеянские песни - сборник Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!