Русские народные песни казаков-некрасовцев

А. Листопадов - Песни донских казаков



Тексты и мелодии (ноты) казацких песен

 

 

Сборник казацких песен
Русские народные песни казаков-некрасовцев
записаны Т.И.Сотниковым
"Государственное музыкальное издательство", 1950г.
номер м20274г

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Казаки-некрасовцы, проживающие ныне на хуторе Ново-Некрасовском, Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края, — донские казаки.
Их предки принимали участие в булавинском движении в 1707—1708 годах.
После гибели Кондрата Булавина они под руководством Игната Некрасова покинули Дон и ушли на Кубань, откуда впоследствии (в 1740 г.) переселились в Турцию.
Около сорока лет все некрасовцы, ушедшие с родного Дона, жили в Добруджинской области на Дунае.
В 80-х годах XVIII века значительная часть (около 10000) некрасовцев переселилась на озеро Майнос в Малой Азии.

Таким образом некрасовская община распалась на две ветви — дунайскую и майносскую.
Дунайские некрасовцы утратили язык, обычаи и фольклор своих предков.
Наоборот, майносские некрасовцы сохранили родной язык, обычаи, одежду и фольклор своих предков — донских казаков допетровской и петровской эпохи.
Все помещенные в сборнике песни записаны от майносских некрасовцев.
Постоянная тоска по родине, а также усиливавшееся политическое и национальное угнетение со стороны турецких властей, заставили некрасовцев обратиться к русскому правительству с просьбой разрешить им вернуться в Россию.

Разрешение им было дано и в 1912—1913 годах значительная часть Некрасовцев (150 семей), живших на озере Майнос, вернулась в Россию.
Первоначально они были поселены в бывшей Кутаисской губернии, затем были переселены в станицу Прочноокопскую под Армавиром и только после установления советской власти на Кубани им была предоставлена земля в Приморско-Ахтарском районе. Там они основали хутор Ново-Некрасовский, в котором жизуг до настоящего времени.
В 1934 году некрасовцы организовали колхоз «Красное знамя», в котором имеются животноводческие и птицеводческие фермы, конный завод, мельница, школа. Впервые за всю свою долгую историю они пришли к зажиточной и культурной жизни.
Во время Великой Отечественной войны все мужчины призывного возраста ушли в Красную Армию. Когда враг подошел к Кубани, оставшиеся на хуторах старики, женщины и дети зарыли в землю колхозный хлеб и угнали в плавни скот.
В послевоенные годы некрасовцы неустанно работают над восстановлением колхозного хозяйства, разрушенного немецко-фашистскими варварами.
Старинные песни хранило и хранит старшее поколение некрасовцев: С. Ф. Шашкин (1847—1947), А. В. Ивануткина (1847—1939), И. В. Господарев (1873 — 1947), Т.Н. Капустина (рожд. 1849), А. Л. Зайцева (рожд. 1865 г.), М.М.Гоголева (рожд. 1886 г.), А. И. Ивануткина (рожд. 1885 г.), М. Г. Волкова (рожд. 1880 г.) и др.
В 1946 году Т. И. Сотниковым записана музыка 65 песен.
 
Песни казаков-некрасовцев в большинстве старинного происхождения, они сложены еще в XVII и в начале XVIII века.
Исключительные условия, в которых жили долгое время майносские некрасов-цы, стремление, сохранить в неприкосновенности все родное, старинное,— все это отразилось в песнях: в них нет никаких следов турецких влияний.
Некрасовцы сохранили старинные русские крестьянские и донские песни в таком виде, в каком они пелись на Дону в момент их переселения в Турцию.
Вследствие этого музыка некрасовских песен ближе к русским песням средней России, чем к донским казачьим песням XIX и начала XX века.
Те особенности, которые отличают музыку донских казачьих песен от музыки русских песен средней России, сложились после ухода некрасовцев с Дона.
Некрасовцы не знают многоголосного пения. Однородный хор поет всегда в унисон, смешанный хор — в октаву.

Некрасовцы Майноса пели и поют свои песни без инструментального сопровождения.
У майносских некрасовцев существует особая классификация песенных жанров и своя терминология.
Их песни разделяются на следующие виды:
1. Песни об Игнате. Это исторические песни, содержанием которых являются различные факты, относящиеся к жизни и деятельности И. Некрасова.
2. Песни «Под Игната». В этих песнях раскрывается душевная трагедия людей, покинувших родину, говорится о скитаниях по чужим краям, о тяжелой подневольной жизни.
3. Служивые песни, т. е. военные, походные, в большинстве своем — донские песни XVIII и начала XIX века.
4. Песни беседные, или компанейские.
Это очень большой отдел, включающий в себя песни весьма разнообразные по содержанию и по жанрам, которые поются на беседе (на пиру).
5. Женские песни. Это лирические песни о любви, о тоске по милому, о расставании с милым, о ревности и т. д.
6. Свадебные песни.
7. Курагодные (хороводные).
8. Сердцебитные (плясовые).
9. Пригудки (колыбельные).
10. Духовные стихи и т. д.

В некрасовских песнях преобладают медленные темпы. Даже сердцебитные песни исполняются очень умеренно.
Тексты песен даются с соблюдением всех лексических и некоторых фонетических особенностей в тех случаях, когда они являются наиболее характерными в связи с ритмикой и интонациями музыки.
В некоторых случаях эти особенности сохранены для воспроизведения своеобразного колорита языка казаков-некрасовцев.
Полная фонетическая транскрипция является неприемлемой для настоящего сборника, преследующего цель ознакомления широкого круга читателей с образцами песенного наследия казаков-некрасовцев.
Мелодии некрасовских песен публикуются впервые.
Т. Сотников

Сборник песен казаков некрасовцев Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!

 

Терские песни
Гавриил Попов
Пять терских казачьих хоров

без сопровождения
"Советский композитор", 1963г.
номер с3480к

содержание:

 

Из села было Измайлова (охотничья). Слова Л. Н. Толстого  из повести «Казаки»
Из-за лесику, да лесу темного (хороводная). Слова Л. Н. Толстого из повести «Казаки»
Чем казакам не житье (шуточная). Слова народные
На заре та ли было (степная). Слова народные
Как за садом, ва садочком (гулебная-игровая). Слова Л.Н.Толстого из повести «Казаки»

Нотное издание pdf Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!