С.Пушкина - По следам Пальчикова

Крестьянские песни



Народные песни для хора: ноты и тексты

 

 

Сборник народных песен
Из коллекции фольклориста
С.Пушкина
По следам Пальчикова
"Советский композитор", 1978г.
номер с4266к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Более ста лет назад, в 60-е годы прошлого века, в селе Николаевка, что некогда основали среди татарских сел Мензелинского уезда Уфимской губернии переселенцы из разных мест России, подолгу жил Николай Евграфович Пальчиков — помещик-либерал и мировой судья. С большим интересом вслушивался он в пение крестьян, которые часто водили хороводы на широкой сельской улице перед барским домом. Его поражало своеобразие и красота этих песен, и он задумал записать их, «и притом так, как поют крестьяне, или по возможности близко к их пению». Звукозаписывающей аппаратуры в то время не было, и песни записывались на слух. При этом собирателя подстерегали немалые трудности, обусловленные особенностями народного исполнения. Когда певцы поют хором («артелью»), они свободно варьируют напев, и одновременно звучащие импровизированные варианты-подголоски каждый раз придают песне несколько иное звучание. Голоса песни то сливаются в унисон, то расходятся, нередко перекрещиваясь друг с другом. В.начале работы Н. Е. Пальчиков не обратил должного внимания на эти особенности. Он записал около пятидесяти песен с голоса только одной песельницы, подладив к ним, как умел, аккомпанемент. Затем он пригласил хор, попросил его спеть эти же песни и увидел, что «записи вовсе не похожи на крестьянские песни, что они поют совсем не то и что их песни лучше, и разнообразнее, и полнее». Обратившись к музыкальным сборникам того времени, Пальчиков убедился, что, следуя им, он не решит поставленной задачи. Тогда собиратель стал упорно искать свой способ записи напевов николаевских крестьян.

«Не уяснив себе еще внутреннего строения песен и слыша от разных лиц разнообразное исполнение одного какого-либо напева, я полагал, что певцы «поют неверно», пока не попытался сложить два голоса одной и той же песни, записанные от разных исполнителей. Сложенные голоса дали дуэт, но вполне своеобразный. Дуэт этот заставил меня повнимательнее относиться к исполнению певцов и привел впоследствии к убеждению, что каждый певец и певица не «неправильно» передают известный напев, а только «своеобразно», «по-своему», а это наблюдение дало мне повод предполагать, что если записать побольше голосов и сложить их, то выйдет нечто похожее на крестьянскую песню в хоровом ее исполнении» (там же, с. V). Пытаясь осуществить это намерение, Пальчиков натолкнулся еще на одну трудность: оказалось, что певцы с разных улиц поют неодинаково. Хоровод села Николаевка незадолго до- того разделился на две части, и благодаря этому исполнение разладилось. Пальчиков разыскал песельников, певших еще в прежнем, едином хороводе, и заново записал почти все песни. Из разговоров с певцами он выяснил, что они не делают различия между песней одноголосной и хоровой. «Все песни сообща поем», — говорили они. Постепенно собиратель, как он пишет в предисловии к своим записям, «довольно близко подошел к разрешению вопроса о воспроизведении песни так, как поет ее народ в Николаевке» (там же, с. VII). Он представил в своем сборнике каждую песню в нескольких вариантах (от шести до десяти и более) в виде сводок-столбцов. Пальчиков считал, что, будучи исполнены одновременно на каких-либо однородных музыкальных инструментах, эти варианты могут дать «почти полное представление о том хоровом исполнении, которое придает песне сам народ, и о той манере, с какой один и тот же напев разрабатывается народом» (там же, с. VII).

Так в процессе долгой и упорной работы Пальчиков шел к осознанию подголосочной природы русского народного многоголосия, стремясь отразить эту особенность в своих записях. В качестве характерных черт такой подголосочной полифонии собиратель одним из первых отметил импровизационность и равноправие голосов в николаевском хоре: «.в нем нет голосов, «только сопровождающих» известный мотив. Каждый голос воспроизводит «по-своему» напев (мелодию), и сумма-то этих напевов составляет то, что следовало бы назвать «песней», так как она воспроизводится. только в крестьянском хоре, а не при единоличном исполнении. Песня вытекает из суммы напевов без аккомпанемента, причем хоровое исполнение складывается из разнообразного исполнения одного и того же напева разными лицами» (там же).
Записи Н. Е. Пальчикова незадолго до его смерти были опубликованы его братом — Анатолием Евграфовичем Пальчиковым, который также подолгу жил в Николаевке, знал и любил пение крестьян. В сборник вошло 125 песен различных жанров: свадебных, хороводных, протяжных, календарных — ив том числе единственная (одна из первых по времени) запись инструментальной музыки (балалаечный наигрыш, под который исполнялась песня № 125 — «Бычок»), Дважды изданный—в 1888 и в 1896 году — сборник получил высокую оценку видных музыкальных деятелей того времени — Г. Лароша, Ф. Истомина, Н. Лопатина и других. К нему впоследствии много раз обращались музыканты как с исследовательскими целями, так и для исполнения и обработок песен.
В наше время, в 60-е годы XX века, стало возможным, наконец, сравнить слуховые записи прошлого столетия с современными записями, сделанными новым методом — с помощью многомикрофонной (или многоканальной) фиксации всех голосов хора. Такая запись позволяет одновременно и услышать партитуру во всех подробностях, и выделить каждый голос. При сравнении расшифровок таких фонограмм с записями Н. Е. Пальчикова выясняется главный недостаток последних — они, в сущности, не являются хоровыми партитурами. Дело в том, что при исполнении песни отдельными певцами в разное время у них не может возникнуть ощущение ансамбля: при пении в хоре исполнитель варьирует, индивидуализирует мелодическую основу песни, подстраивая свой голос к общему звучанию, а при сольном исполнении он, напротив, выбирает наиболее яркие интонации основной мелодии, тем самым обобщая в своем варианте особенности многих подголосков.

Сводки вариантов Н. Е. Пальчикова позволяют «извлечь» мелодическую основу песен, но не показывают всего богатства их хоровой полифонии. Не случайно В. М. Беляев именно на материале записей Н. Е. Пальчикова обнаруживает основу напева, «выбирая для этого наиболее согласующиеся между собой записи этих отдельных голосов.».
Расшифровки многоканальных записей, помещенные в данном сборнике, являются фрагментом более обширной работы по изучению хорового многоголосия села Николаевка. Во время двух экспедиций (зимней и летней), организованных Кабинетом народной музыки Московской консерватории в 1960 году, ними была сделана попытка произвести многомикрофонную запись, по техническим причинам удавшуюся лишь частично. В 1967 году группа хора села Николаевка приняла участие в фольклорном концерте Союза композиторов РСФСР. Несколько песен из обширного репертуара хора были записаны мною в Кабинете народной музыки совместно с заведующей Кабинетом К. Г Свитовой при содействии В. М. Щурова. Запись велась на пяти магнитофонах, каждый из которых отчетливо
выделял голоса двух рядом поющих исполнительниц
Многоканальные записи свидетельствуют, что двухголосная полифоническая основа сохранилась и в современном хоровом многоголосии села Николаевка. В них ясно видно, как эта основа варьируется в хоре, как сочетаются голоса, какова их тесситура. Иными словами — вырисовывается реальная хоровая партитура.
Равноправное участие всех поющих в разработке напева не исключает и особой роли отдельных голосов хора. Большинство исполнительниц ведет основную мелодию в унисон или октаву, лишь слегка варьируя ее. Вторящие голоса также весьма подвижны в распеве, изредка сходятся в унисон. Высокие подголоски удваиваются низкими голосами, варьирующими тот же мелодический рисунок. Одновременно низкие голоса играют роль басов в эпизодически образующихся аккордах и созвучиях, но сохраняют при этом свою мелодическую природу.
Характерная черта хорового стиля села Николаевка — взаимопроникновение подголосочного и гармонического начал. Нередко мелодия развивается на фоне выдержанного аккорда, аккорды сопоставляются между собой, последования неполных аккордов постепенно раскрывают гармонию песни. Наслоение подголосков может образовывать терпкие секундовые и квартовые сочетания, отмеченные
Н. Е. Пальчиковым как «неправильности», но являющиеся на самом деле своеобразной нормой. Все это придает напевам особый колорит.

Сравнение новых записей с записями Н. Е. Пальчикова показывает определенную эволюцию в песенном фольклоре села. Более всего она затронула особенности ладового строения местных песен. Напевы, записанные Н. Е. Пальчиковым, строго диатоничны, хотя и демонстрируют достаточное разнообразие ладов в пределах диатоники. В современных напевах можно наблюдать расширение диатоники, ее усложнение за счет повышения и понижения ступеней лада, некоторые явления, приближающиеся к полиладовости и политональности.
В наше время изменился и репертуар певцов, перенявших старинную песенно-хоровую традицию. Из 125 песен, записанных Н. Е. Пальчиковым, удалось отыскать только 26. Остальные наши записи (более 100 песен) — фольклор уже более позднего времени. Среди них есть и современные песни, исполняющиеся в традиционной манере. Исчезло разделение певцов села на два хора; очевидно, это повлекло за собой неизбежные изменения в песнях.
Изучение записей Н. Е. Пальчикова и современной хоровой культуры села Николаевка может раскрыть много нового и интересного. Задача настоящего сборника—познакомить любителей и исследователей русского народного хорового пения с избранными образцами данного хорового стиля и коротко показать историю его изучения. С этой целью к сборнику приложена грампластинка с несколькими звукозаписями, сделанными во время упомянутого концерта в Союзе композиторов (записи эти лишь частично совпадают с вариантами, легшими в основу многоканальных расшифровок), а в качестве иллюстраций приводятся фотографии отдельных страниц из сборника Н. Е. Пальчикова. В текстах песен сохранены особенности народного произношения.
С. Пушкина

Тексты и ноты pdf Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!