Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни



Текты, слова народных лирическиих песен

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Выделенные виды песен обладают неодинаковой исторической давностью. Изучая песню исторически, необходимо начинать с древнейших жанров ее.
К древнейшим видам народной лирики принадлежит обрядовая земледельческая поэзия. Относящиеся сюда песни сопровождали исполнение известных обрядов, которые совершались в определенные дни календаря и должны были способствовать плодородию земли, плодовитости окота и здоровью и благополучию людей. В отличие от официального, государственного и церковного лунного календаря, старинный земледелец исчислял время по солнечному календарю. Солнечный новый год начинался с зимнего солнцеворота. Церковь приурочила к этому дню —дню нового рождения солнца — день рождения Христа, но христианские, искусственно насаждаемые праздники не могли вытеснить старых языческих веселых праздников.
В сочельник в деревнях колядовали, то есть пели особые песни, которые назывались колядами или колядками. Слово «коляда» этимологически связано со словом calendae (греч.), обозначавшим у древних римлян первые десять дней каждого месяца. К этому же корню возводится слово «календарь». В народном обиходе слово «коляда» имеет несколько разных значений: им обозначается срок празднования, им обозначаются песни («спеть коляду»);
им обозначается некое живое существо («уродилась коляда накануне Рождества»). Коляды пелись не в одиночку, а веселыми ватагами молодежи, которые ходили от избы к избе, спрашивали у хозяина разрешение спеть коляду и, получивши это разрешение, исполняли, ее. Содержание русских колядок в целом однотипно. Оно в основном слагается из повествования о том, как колядовщики искали двор хозяина и как его нашли. Далее следует прославление, величание хозяина, хозяйки, деток, и песня заканчивается предложением хозяину выслать молодым пирога или блинов; подарок этот также иногда называется «колядой». Если подарок хорош, колядовщики. поют новую песню, сулящую хозяевам богатый урожай, если же хозяин оказался скупым, ему посылаются комические ругательства и сулят ему всяческие несчастья и беды.
Коляды были распространены главным образом в центральной России. В Поволжье и в некоторых других местах слово «коляда» неизвестно, ему соответствует слово «овсень» («таусень», «усень»). Этимология этого слова не вполне ясна. С одной стороны, его можно сближать с корнем «вес», обозначающим свет (ср. «весна»), с другой стороны, оно может быть возведено к тем же корням, к которым возводится слово «овес» (древнейший злак) и «сев». Как то, так и другое толкование не противоречит содержанию и смыслу песен.

Колядам некогда приписывали магическую силу воздействия на действительность. С утратой этой веры колядование превратилось в веселую игру. Игра эта состоит не только в пении колядок, но и в хождении с плугом, подражании сеянию, в вождении козы и разыгрывании различных сценок с ней, в вождении медведя, в ряжении и различных игрищах в избах, во время которых пелись игровые песни.
Под Новый год гадали. Поэтический фольклор сопровождает только один вид гадания: каждая из участниц опускала в блюдо с водой свое кольцо. Блюдо покрывалось полотенцем, а затем пелись краткие песни, в которых иносказательно говорилось о том, что ожидало девушку: брак, продолжение девичества, разлука, дорога, богатство, смерть и т. д. Такие песни назывались подблюдными. Под каждую песню вынималось кольцо, и та, чье кольцо вынулось, относила песню к себе и своей судьбе. Подблюдные песни отличаются высокими поэтическими достоинствами. Пушкин записал и использовал одну из них в «Евгении Онегине» (глава V, строфа VIII). Иносказательность сближает их с загадками, они насыщены народными метафорами и представляют собой драгоценный материал для изучения специфически фольклорной образности. Особый тип подблюдных Песен связан, как и колядки, с величаньем. В таких песнях после каждой строки поется припев «слава».
Следующим после святок праздником была Масленица. Масленица предшествовала великому посту, и народ стремился до наступления его вволю навеселиться. Однако масленичные обряды не могут объясняться только этим. Они — остаток древней земледельческой религии умирающего и воскресающего божества. Весной божество растительности убивалось с тем, чтобы заставить его воскреснуть, а вместе с ним вызвать к новой жизни растительность. Эта религия была свойственна земледельческим народам древнего Востока, античности, а также народам Европы. Центральным обрядом Масленицы была встреча и проводы Масленицы. Масленицу изображало какое-нибудь чучело из соломы или тряпья. С хохотом, шутками, веселыми песнями ее на бороне, или телеге, или на санях ввозили в деревню, а к концу масленичной недели чучело вывозили за деревню и, также под веселые шутки, разрывали на части, сжигали, бросали в поле. Умерщвление божества под смех имело особое значение: полагали, что такая смерть есть смерть к жизни.
Масленичных песен сохранилось очень мало. Они имеют своим предметом шуточное изгнание Масленицы.

Летнее равноденствие (9/22 марта) представляет собой начало весны. Древний земледелец еще не понимал закономерности явлений природы и полагал, что весну надо заклинать, то есть путем заклятий вызвать ее к жизни или помочь ей явиться. Весной прилетают птицы, и считалось, что именно птицы приносят с собой весну. Заклятия весны имеют форму обращения к птицам. Все эти представления давно забыты, и заклятие весны превратилось в детскую игру. Пекли печенья, имеющие форму птиц, и говорили: «Грачи прилетели». Дети подбрасывали их в воздух или привязывали к шестам, на огороде. Все это должно было изображать (а Следовательно, и вызвать) прилет птиц и приход весны. Поющиеся в это время песни принято называть «веснянками». Песни эти отражают заботы и стремления крестьянина, и некоторые из них выражают радость весны и поэтически ее воспевают. К этому дню выпускали птиц из клеток— обычай, воспетый Пушкиным.
Со встречи весны или с первого воскресенья после Пасхи (этот день называли «Красная горка») начиналось ведение хороводов. Хороводные песни не всегда представляли собой песни обрядовые, но вместе с обрядовыми они входили в общий поток весенних празднеств. Большинство этих песен посвящено любви, причем преобладают песни жизнерадостные, веселые. Вполне вероятно, что эротическое содержание весенних хороводных песен было связано с представлениями о плодородии земли. В настоящее время эти представления давно утрачены. Но кроме любовных есть песни чисто трудовые, земледельческие, которые непосредственно выражают желание высокого урожая.
Одна из распространеннейших игровых весенних песен — песня о сеянии льна (стр. 88). Исполнительница, стоящая в середине круга, мимически изображала, как лен сеют, полют, дергают, стелют и т. д., вплоть до пряжи. Подражание труду (имитативная или си-мильная магия) должно было способствовать продуктивности его. Припев «Ты удайся, удайся, мой лен, ты удайся, мой беленький» в XVIII—XIX веках выражал только желание, но в более древние времена подобные припевы или песни имели заклинательное значение.

К этой же категории песен следует отнести и знаменитую песню «Ой мы просо сеяли.» (стр. 90). Здесь преобладает любовная игра — пленение девушки парнями. Песня эта —одна из древнейших русских песен. Напевы ее были записаны или использованы Балакиревым, Римским-Корсаковым, Чайковским, Танеевым, Кастальским.
Седьмой четверг после Пасхи назывался «Семик», а неделя, на которую он приходился, называлась «зеленая» или «русальная» неделя. На Семик в лесу выбиралась березка. Эту березку «завивали», то есть закручивали и завязывали концы веток в форме венков. Верхушки березок иногда связывали или пригибали их к земле и связывали с травой; под березками девушки вили венки из цветов или березовых веток. Под деревом девушки водили хороводы и пели обычные любовные хороводные песни либо особые песни, которые пелись только на Семик и потому назывались «семицкие». Существовал обычай целоваться сквозь венки. Это называлось «кумиться», и считалось, что, поцеловавшись сквозь венки, девушки на всю жизнь становились подругами. Совершали и ряд других обрядовых действий. По окончании празднества венки бросали в воду и по ним гадали о своем будущем.
Цикл весенних обрядовых празднеств заканчивается обрядами на Ивана Купалу в день летнего равноденствия (современная астрономическая дата — 22 июня). Сохранился обычай в эту ночь жечь огонь и перепрыгивать через него. Великорусских купальских песен не сохранилось, но что они были, мы знаем из целого ряда косвенных источников. Сохранились песни белорусские и украинские.
Начиная с этого дня, почти сразу, пение песен и обрядовые игры прекращались на все лето вплоть до жатвы. Это вполне объяснимо: весь смысл обрядов был в обеспечении урожая; с того момента, как посевы взошли и пошли в рост, обряды прекращаются как ненужные. Со дня Ивана Купалы солнце идет на убыль.

Песни, поющиеся во время снятия урожая, уже не имеют обрядового характера. Начало жатвы называлось «зажинки», конец — «дожинки». Для снятия урожая крестьянские семьи объединялись, работая у каждого по очереди. Такая организация называлась толока или помочь. Хозяин, на которого сегодня работали, обязан был поставить угощение. Содержанием жнивных песен служит прославление хозяина или хозяйки, того, кто вынесет чарку, и надежда на скорое окончание работы.
Таков общий характер календарной обрядовой земледельческой поэзии. Количество сохранившихся песен невелико, но оно обладает величайшим научным и художественным значением.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11