Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни



Текты, слова народных лирическиих песен

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Самая богатая область русских лирических песен — это песни, в которых поется о любви и о семейной жизни.
По форме исполнения можно отличить два вида таких песен. Одни — это песни, исполняемые в любой обстановке; они могли исполняться при работе или во время отдыха, на посиделках и вечеринках, в пути, на лодке, в одиночку или хором. Они не сопровождаются никакими телодвижениями, соответствующими ритму, они исполняются только голосом. В науке для таких песен не установилось никаких названий. В Сибири их называют «проголосными» (то есть исполняемые только голосом). Однако в других местах «проголосными» называют песни протяжные. Римский-Корсаков в своем сборнике 1877 года назвал их «голосовыми».
Другие исполняются во время ведения хороводов, при различных играх и плясках. Отличие это очень существенно. Правда, оно не всегда проводимо строго, так как исконно хороводные песни иногда могут исполняться только на голос и наоборот. Тем не менее наличие двух основных форм исполнения совершенно очевидно. Песни этих двух видов отличаются не только по исполнению, они отличны по своему стилю, по поэтическим приемам и по выражаемому в них настроению. Остановимся сперва на песнях, исполняемых только голосом.
Широко распространено мнение, что русская песня грустна и что она этим выражает душу русского народа. Что русская песня грустна, верно только отчасти. Правда, большинство голосовых песен — песни протяжные, грустные. Хороводные, наоборот, имеют шуточный характер. Но и в числе нехороводных есть немалое количество жизнерадостных и веселых песен. Большое же количество именно грустных песен элегического характера объясняется не особым строем русской души, а вызвано всем жизненным укладом старой русской крепостной патриархальной деревни.
Песни о любви слагаются молодежью и выражают здоровое стремление к сильному, чистому и постоянному чувству. Если это достигается, поется о счастливой любви. Такие песни содержат признание в любви; но это признание высказывается не прямо, а иносказательно. Любовь парня выражается, например, в том, что он молча подходит к девушке и помогает ей в ее работе. Часто встречается призыв выйти на свидание. Условный знак — ком снега, брошенный о стенку или об окно. Милого зовут в хоровод или на гулянье. Большую роль в таких любовных песнях играют подарки, из них самый желанный и лучший — кольцо. В песнях поется о том, как милый хорош — он лучше всех; также лучше всех — любимая девушка. Эти песни по своему содержанию приближаются к величальным. Некоторые из таких песен имеют шуточный характер. Милая так хороша, что на нее заглядываются все, вплоть до попа. У красивой девушки много женихов, она может выбирать. Но по существу, она никогда не выбирает, а отвергает всех, кроме одного, которого она издавна любит. Соображения выгоды или материального порядка не играют роли; никакими подарками или посулами купить любовь нельзя. Она избирает самого бедного, но самого веселого, того, кто мил ее сердцу. Равным образом парень отвергает княжну и боярыню, а берет «у соседушки девушку», которая будет ему доброй женой и гостям «приветницей».
В этих песнях молодые сами ищут и находят свою судьбу. Но в патриархальной деревне выбор часто определялся желанием родителей. Девушек по расчету выдавали за старых и богатых или спешили закрепить сделку, выдавая девушку за подростков, почти мальчиков. Девушка хочет выходить только за «ровнюшку», который будет ей другом. Пока брачная сделка еще не совершилась, песни о возможном старом муже носят шуточный характер, песни же молодых жен, как мы увидим, носят характер уже совсем иной.
Чаще, чем о счастливой любви, поется о любви несчастливой. Несчастливая любовь вызвана препятствиями. Препятствия эти могут быть внутреннего характера, состоять в сложностях взаимных отношений, или внешнего — в той власти, которую над молодыми имеют старшие и весь уклад отстоявшейся традиционной патриархальной жизни. Тогда наступают тяжкие и трагические конфликты.
Неразделенное чувство приводит к песням элегического характера. Все события несчастливой любви находят выражение в этих песнях. Особенно часто говорится о разлуке и измене. Измена — величайшее горе, и есть целый ряд прекрасных элегических девичьих песен, в которых это горе изливается. Девушка роняет свои слезы в снег, и на этом месте снег тает. Приходит весна, «о покинутой девушке нет радости ни в чем.
Но не всегда эти песни только элегичны. Девушка клянется извести неверного друга и свою соперницу и находит средства эту страшную угрозу осуществить.
Любовь требует верности и не признает измены. Песни о ревности обладают страстным драматизмом. В борьбе за нераздельную любовь любящие не останавливаются перед преступлениями, которые приводят к тюрьме и каторге.
Однако наличие таких конфликтов в песне не следует все же преувеличивать, придавать этим песням значение обобщающее. Любовь не всегда кончалась трагически. Любовь приводила к браку — и есть целый ряд песен, в которых как бы предвидится счастливое завершение верного обоюдного чувства, о чем говорится иносказательно: рассыпалось ожерелье, но никто его не соберет, ни братья, ни сестры:

Соберет, соберет жемчужок
Удалой добрый молодец
Со душой красной девицей.

Другой большой разряд любовных и семейных песен — песни хороводные, игровые и плясовые.
В отличие от песен «проголосных» или «голосовых», которые исполняются только голосом, эти песни сопровождаются различными телодвижениями хоровода или пляшущих под ритм напева. По форме исполнения эти песни не представляют единства. Хороводы и игры на открытом воздухе очень разнообразны. Хоровод может совершать различные движения по кругу (обычно — влево, «посолонь», то есть по солнцу), с остановками или без них; могут ходить два круга —один внутри, другой снаружи —в противоположных направлениях. В то время как идущие по кругу поют, стоящие внутри круга (парень, или девушка, или пара) разыгрывают и изображают до, о чем поется. Песни, сопровождающие эти движения, называются «круговыми». Но хор может составлять не только круг, но и цепь и может совершать различные движения по прямой линии или по линиям различных форм. Такие песни часто называются «ходовыми». Народное название для вытянутого хора — «улица». Песни, исполняемые таким хором, в народе иногда называются «уличными». Играющие могут стоять парами, двигаться цепочкой, осьмеркой, колоннами, спиралью, наступать и отступать. Совершаются движения руками (прихлопывание), ногами (притопывание), всем телом — все это в такт песни. Слово «хоровод» — не русское и часто искажается («корогод» и пр.). В игре же хоровод часто называется «городом». Один из играющих стоит внутри или вне города и должен найти ворота или сломать стену, то есть прорваться. Форма игры иногда устанавливается из самой песни. Так, в песне «Как во городе царевна.» девушка («царевна») стоит «середи кругу», а парень («царев сын») «за городом гуляет». Он должен «прорубить ворота» и поцеловать красавицу царевну. В этом и состоит игра (см. стр. 190).
Хороводные песни, сопровождающиеся играми, можно назвать хороводными игровыми.
К игровым и хороводным песням- примыкают песни плясовые, то есть такие, под исполнение которых пляшут. В народе такие песни называются также «частые».
В некоторых губерниях хороводы набирались. Проходя по улицам, участники собирающегося хоровода призывали находящихся в домах девушек и парней присоединиться к «им и вызывали их особыми песнями, которые называются «наборными» или «сборными». Девушка вызывала парня, парень вызывал девушку, они брались за руки. Так образовывалась цепь, которая все увеличивалась и доходила до того места в деревне или за ней, где собирался хоровод.
Наборные песни засвидетельствованы преимущественно в губерниях Новгородской, Псковской, Тверской и, реже, в Архангельской и Олонецкой. Однако есть основания полагать, что распространение их было более широким, но что собиратели о них не знали.
Наборные песни (см. стр. 185) всегда кончаются призывом присоединиться к играющим. Содержание их очень разнообразно, но всегда прямо или косвенно относится к набору хоровода и к тем чувствам, с которым в этот хоровод шли. В некоторых из них, как и в любовной лирике, восхваляется парень или девушка, или, наоборот, девушка смеется над долговязым и нескладным парнем, но все же зовет его в хоровод.

Большинство игр сводится к выбору и поцелую. Игры с поцелуями могут происходить как на воздухе, так и в избе. Если игра производится в избе, играющие сидят, а один из них подходит к избраннику или избраннице и оказывает ему какой-нибудь знак внимания (например, кладет перед ним на пол шляпу). Избираемый может знак внимания принять или не принять, соответственно словам песни, но выбор, конечно, все же осуществляется, и игра завершается поцелуем.
По своей тематике хороводные, игровые и плясовые песни можно разделить на любовные и семейные. Любовное содержание выражается не только текстом песни, но и игрой. Оно основано на признании, что одна девушка—лучше всех других. Ее не только избирают в игре, но восхваляют в песне. Поэтизация состоит в возвышении воспеваемой. Красота девушки — вполне земная, описываются ее брови, щеки, лицо, коса. Но вместе с тем эта красота преображается. В этом — одна из основ крестьянской поэтики. Как в сказке герой часто — царевич, а героиня — царевна, как в былинах Микула Селянинович пашет в собольей шубе и зеленых сафьяновых сапожках, так и в игровых любовных песнях жених— царев сын, невеста — царевна. На ней сияет венчик и золотое кольцо.
Впрочем, не следует думать, что такое лирическое возвеличение в этих песнях преобладает. Глубина и красота чувства прячется за здоровую и веселую шутку и насмешку. Хороводные игры всегда веселые. Такова, например, широко распространенная игра о заиньке. В одних случаях заинька пойман и не может вырваться (что и изображается в игре), в других он рассказывает о своих приключениях, о том, как три девицы (из них одна лучше всех) зайку привечали, угощали, а потом—избили. Все это изображалось во время пения, все это понималось иносказательно.

Наряду с игровыми и хороводными песнями нужно остановиться на песнях плясовых. В народе такие песни именуются «частыми». Плясовые могут исполняться и в одиночку, и хором. Собиратели далеко не всегда обозначают эти песни как плясовые, и «частую» песню иногда приходится определять по острому, четкому ритму и иногда — куплетному строению или но наличию веселого, иногда и бессмысленного припева, значение которого—-подчеркнуть ритм, разделить песню на ровные ритмические, музыкальные и словесные части и создать бодрое настроение, располагающее к подплясыванию. Точные границы между плясовыми и игровыми песнями не всегда легко проводятся. В очень многих плясовых песнях восхваляется молодость и красота, иногда — за счет различных насмешек над старостью (изображаются, например, повадки молодых и старых и пр.). Песня утверждает право на жизнь прежде всего молодых, здоровых и сильных. Часть насмешек посвящена чернецам и черничкам, которым любовь запрещена. Но и чернецы поддаются чарам песни: о них поется, что они пускаются в пляс, бросают на пол знаки своего монашеского сана. Чернец решает жениться, черничка не создана для келий. Народ в песнях отвергает право церкви на жизнь, желания и стремления юности.
Любовное содержание имеют также «разборные» песни, которые в некоторых губерниях исполнялись по окончании игр и плясок. Они соответствуют наборным в начале их. Но если наборные содержат призыв присоединиться к хороводу, разборные призывают разойтись с прощальным поцелуем.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11