О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ
Текты, слова народных лирическиих песен
Самая богатая область русских
лирических песен — это песни, в которых поется о любви и о семейной
жизни.
По форме исполнения можно отличить два вида таких песен. Одни — это песни,
исполняемые в любой обстановке; они могли исполняться при работе или во
время отдыха, на посиделках и вечеринках, в пути, на лодке, в одиночку
или хором. Они не сопровождаются никакими телодвижениями, соответствующими
ритму, они исполняются только голосом. В науке для таких песен не установилось
никаких названий. В Сибири их называют «проголосными» (то есть исполняемые
только голосом). Однако в других местах «проголосными» называют песни
протяжные. Римский-Корсаков в своем сборнике 1877 года назвал их «голосовыми».
Другие исполняются во время ведения хороводов, при различных играх и плясках.
Отличие это очень существенно. Правда, оно не всегда проводимо строго,
так как исконно хороводные песни иногда могут исполняться только на голос
и наоборот. Тем не менее наличие двух основных форм исполнения совершенно
очевидно. Песни этих двух видов отличаются не только по исполнению, они
отличны по своему стилю, по поэтическим приемам и по выражаемому в них
настроению. Остановимся сперва на песнях, исполняемых только голосом.
Широко распространено мнение, что русская песня грустна и что она этим
выражает душу русского народа. Что русская песня грустна, верно только
отчасти. Правда, большинство голосовых песен — песни протяжные, грустные.
Хороводные, наоборот, имеют шуточный характер. Но и в числе нехороводных
есть немалое количество жизнерадостных и веселых песен. Большое же количество
именно грустных песен элегического характера объясняется не особым строем
русской души, а вызвано всем жизненным укладом старой русской крепостной
патриархальной деревни.
Песни о любви слагаются молодежью и выражают здоровое стремление к сильному,
чистому и постоянному чувству. Если это достигается, поется о счастливой
любви. Такие песни содержат признание в любви; но это признание высказывается
не прямо, а иносказательно. Любовь парня выражается, например, в том,
что он молча подходит к девушке и помогает ей в ее работе. Часто встречается
призыв выйти на свидание. Условный знак — ком снега, брошенный о стенку
или об окно. Милого зовут в хоровод или на гулянье. Большую роль в таких
любовных песнях играют подарки, из них самый желанный и лучший — кольцо.
В песнях поется о том, как милый хорош — он лучше всех; также лучше всех
— любимая девушка. Эти песни по своему содержанию приближаются к величальным.
Некоторые из таких песен имеют шуточный характер. Милая так хороша, что
на нее заглядываются все, вплоть до попа. У красивой девушки много женихов,
она может выбирать. Но по существу, она никогда не выбирает, а отвергает
всех, кроме одного, которого она издавна любит. Соображения выгоды или
материального порядка не играют роли; никакими подарками или посулами
купить любовь нельзя. Она избирает самого бедного, но самого веселого,
того, кто мил ее сердцу. Равным образом парень отвергает княжну и боярыню,
а берет «у соседушки девушку», которая будет ему доброй женой и гостям
«приветницей».
В этих песнях молодые сами ищут и находят свою судьбу. Но в патриархальной
деревне выбор часто определялся желанием родителей. Девушек по расчету
выдавали за старых и богатых или спешили закрепить сделку, выдавая девушку
за подростков, почти мальчиков. Девушка хочет выходить только за «ровнюшку»,
который будет ей другом. Пока брачная сделка еще не совершилась, песни
о возможном старом муже носят шуточный характер, песни же молодых жен,
как мы увидим, носят характер уже совсем иной.
Чаще, чем о счастливой любви, поется о любви несчастливой. Несчастливая
любовь вызвана препятствиями. Препятствия эти могут быть внутреннего характера,
состоять в сложностях взаимных отношений, или внешнего — в той власти,
которую над молодыми имеют старшие и весь уклад отстоявшейся традиционной
патриархальной жизни. Тогда наступают тяжкие и трагические конфликты.
Неразделенное чувство приводит к песням элегического характера. Все события
несчастливой любви находят выражение в этих песнях. Особенно часто говорится
о разлуке и измене. Измена — величайшее горе, и есть целый ряд прекрасных
элегических девичьих песен, в которых это горе изливается. Девушка роняет
свои слезы в снег, и на этом месте снег тает. Приходит весна, «о покинутой
девушке нет радости ни в чем.
Но не всегда эти песни только элегичны. Девушка клянется извести неверного
друга и свою соперницу и находит средства эту страшную угрозу осуществить.
Любовь требует верности и не признает измены. Песни о ревности обладают
страстным драматизмом. В борьбе за нераздельную любовь любящие не останавливаются
перед преступлениями, которые приводят к тюрьме и каторге.
Однако наличие таких конфликтов в песне не следует все же преувеличивать,
придавать этим песням значение обобщающее. Любовь не всегда кончалась
трагически. Любовь приводила к браку — и есть целый ряд песен, в которых
как бы предвидится счастливое завершение верного обоюдного чувства, о
чем говорится иносказательно: рассыпалось ожерелье, но никто его не соберет,
ни братья, ни сестры:
Соберет, соберет жемчужок
Удалой добрый молодец
Со душой красной девицей.
Другой большой разряд любовных и семейных песен — песни хороводные, игровые
и плясовые.
В отличие от песен «проголосных» или «голосовых», которые исполняются
только голосом, эти песни сопровождаются различными телодвижениями хоровода
или пляшущих под ритм напева. По форме исполнения эти песни не представляют
единства. Хороводы и игры на открытом воздухе очень разнообразны. Хоровод
может совершать различные движения по кругу (обычно — влево, «посолонь»,
то есть по солнцу), с остановками или без них; могут ходить два круга
—один внутри, другой снаружи —в противоположных направлениях. В то время
как идущие по кругу поют, стоящие внутри круга (парень, или девушка, или
пара) разыгрывают и изображают до, о чем поется. Песни, сопровождающие
эти движения, называются «круговыми». Но хор может составлять не только
круг, но и цепь и может совершать различные движения по прямой линии или
по линиям различных форм. Такие песни часто называются «ходовыми». Народное
название для вытянутого хора — «улица». Песни, исполняемые таким хором, в народе иногда называются
«уличными». Играющие могут стоять парами, двигаться цепочкой, осьмеркой,
колоннами, спиралью, наступать и отступать. Совершаются движения руками
(прихлопывание), ногами (притопывание), всем телом — все это в такт песни.
Слово «хоровод» — не русское и часто искажается («корогод» и пр.). В игре
же хоровод часто называется «городом». Один из играющих стоит внутри или
вне города и должен найти ворота или сломать стену, то есть прорваться.
Форма игры иногда устанавливается из самой песни. Так, в песне «Как во
городе царевна.» девушка («царевна») стоит «середи кругу», а парень («царев
сын») «за городом гуляет». Он должен «прорубить ворота» и поцеловать красавицу
царевну. В этом и состоит игра (см. стр. 190).
Хороводные песни, сопровождающиеся играми, можно назвать хороводными игровыми.
К игровым и хороводным песням- примыкают песни плясовые, то есть такие,
под исполнение которых пляшут. В народе такие песни называются также «частые».
В некоторых губерниях хороводы набирались. Проходя по улицам, участники
собирающегося хоровода призывали находящихся в домах девушек и парней
присоединиться к «им и вызывали их особыми песнями, которые называются
«наборными» или «сборными». Девушка вызывала парня, парень вызывал девушку,
они брались за руки. Так образовывалась цепь, которая все увеличивалась
и доходила до того места в деревне или за ней, где собирался хоровод.
Наборные песни засвидетельствованы преимущественно в губерниях Новгородской,
Псковской, Тверской и, реже, в Архангельской и Олонецкой. Однако есть
основания полагать, что распространение их было более широким, но что
собиратели о них не знали.
Наборные песни (см. стр. 185) всегда кончаются призывом присоединиться
к играющим. Содержание их очень разнообразно, но всегда прямо или косвенно
относится к набору хоровода и к тем чувствам, с которым в этот хоровод
шли. В некоторых из них, как и в любовной лирике, восхваляется парень
или девушка, или, наоборот, девушка смеется над долговязым и нескладным
парнем, но все же зовет его в хоровод.
Большинство игр сводится к выбору и поцелую. Игры с поцелуями могут происходить
как на воздухе, так и в избе. Если игра производится в избе, играющие
сидят, а один из них подходит к избраннику или избраннице и оказывает
ему какой-нибудь знак внимания (например, кладет перед ним на пол шляпу).
Избираемый может знак внимания принять или не принять, соответственно
словам песни, но выбор, конечно, все же осуществляется, и игра завершается
поцелуем.
По своей тематике хороводные, игровые и плясовые песни можно разделить
на любовные и семейные. Любовное содержание выражается не только текстом
песни, но и игрой. Оно основано на признании, что одна девушка—лучше всех
других. Ее не только избирают в игре, но восхваляют в песне. Поэтизация
состоит в возвышении воспеваемой. Красота девушки — вполне земная, описываются
ее брови, щеки, лицо, коса. Но вместе с тем эта красота преображается.
В этом — одна из основ крестьянской поэтики. Как в сказке герой часто
— царевич, а героиня — царевна, как в былинах Микула Селянинович пашет
в собольей шубе и зеленых сафьяновых сапожках, так и в игровых любовных
песнях жених— царев сын, невеста — царевна. На ней сияет венчик и золотое
кольцо.
Впрочем, не следует думать, что такое лирическое возвеличение в этих песнях
преобладает. Глубина и красота чувства прячется за здоровую и веселую
шутку и насмешку. Хороводные игры всегда веселые. Такова, например, широко
распространенная игра о заиньке. В одних случаях заинька пойман и не может
вырваться (что и изображается в игре), в других он рассказывает о своих
приключениях, о том, как три девицы (из них одна лучше всех) зайку привечали,
угощали, а потом—избили. Все это изображалось во время пения, все это
понималось иносказательно.
Наряду с игровыми и хороводными песнями нужно остановиться на песнях
плясовых. В народе такие песни именуются «частыми». Плясовые могут исполняться
и в одиночку, и хором. Собиратели далеко не всегда обозначают эти песни
как плясовые, и «частую» песню иногда приходится определять по острому,
четкому ритму и иногда — куплетному строению или но наличию веселого,
иногда и бессмысленного припева, значение которого—-подчеркнуть ритм,
разделить песню на ровные ритмические, музыкальные и словесные части и
создать бодрое настроение, располагающее к подплясыванию. Точные границы
между плясовыми и игровыми песнями не всегда легко проводятся. В очень
многих плясовых песнях восхваляется молодость и красота, иногда — за счет
различных насмешек над старостью (изображаются, например, повадки молодых
и старых и пр.). Песня утверждает право на жизнь прежде всего молодых,
здоровых и сильных. Часть насмешек посвящена чернецам и черничкам, которым
любовь запрещена. Но и чернецы поддаются чарам песни: о них поется, что
они пускаются в пляс, бросают на пол знаки своего монашеского сана. Чернец
решает жениться, черничка не создана для келий. Народ в песнях отвергает
право церкви на жизнь, желания и стремления юности.
Любовное содержание имеют также «разборные» песни, которые в некоторых
губерниях исполнялись по окончании игр и плясок. Они соответствуют наборным
в начале их. Но если наборные содержат призыв присоединиться к хороводу,
разборные призывают разойтись с прощальным поцелуем.