Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни

Текты, слова народных лирическиих песен

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Семейные хороводные, игровые и плясовые песни имеют сплошь шуточный характер. Но шуточный характер имеют песни не только семейного содержания. Имеются довольно многочисленные бытовые шуточные и сатирические песни, не связанные с темой любви и семьи. Чаще всего такие песни направлены против тунеядцев из своей же крестьянской среды. Труд для крестьянина есть основная форма жизни; в нем — цель и смысл жизни крестьянина, и всякое нарушение этого воспринимается остро и вызывает отпор. Другая область народной крестьянской сатиры — жизнь духовенства, поскольку она противоречит высокой морали, проповедовающей воздержанность, и проявляет себя в поступках, не совместимых со священническим саном или монашескими обетами.

Ленивые женщины подвергаются насмешкам безотносительно к семейным обстоятельствам. Песня о «Дуне-тонкопряхе», представленная многочисленными и разнообразными вариантами, в чрезвычайно ярких формах рисует образ фантастически ленивой бездельницы, которая ничего не умеет и не хочет -(«Жила-была Дуня.», стр. 389). Сходные песни поются о женщинах, которые целую неделю не могут собраться жать. Высмеиваются также женщины неряхи, которые запускают дом и все свое хозяйство. Крестьянин не терпит также женщин изнеженных, сверхчувствительность которых так велика, что комар якобы может отдавить такой изнеженной женщине ногу и охромить ее на целую неделю («Ой, матушка, не могу.», стр. 387).

Создаются также песни о неумельцах мужчинах, как например повсюду известная песня о двух братьях Фоме и Ереме, которые все делают невпопад и наконец оба тонут (стр. 392).
Песни о попах, чернецах и черничках насмешливо — а иногда и сочувственно — повествуют о всепобеждающей силе любви. Молодежь отстаивает свои права на любовь против покушений со стороны церковников и, наоборот, высмеивает церковников, поддающихся любовным искушениям. Девушка, которую хотят отдать в монастырь, обещает навести полную келью молодых молодчиков. Отказ девушки постричься в монастырь, неповиновение ее родителям часто встречаются как в сатирических, так и в любовных песнях. В хороводных песнях этот конфликт всегда трактуется шуточно. Большинство песен о духовенстве и монашестве — песни плясовые. Такова песня о черничке (то есть монашенке), которая не встает, когда ее будят к обедне, но вскакивает, как только ей сообщают, что пришли скрипачи и что будет пляска. Она идет плясать, так как все равно вся келья полна грехов («Я по келейке хожу.», стр. 396).
На острый плясовой мотив поется и песня «Что во городе было во Казани.» (стр. 396). Молодой чернец выходит погулять. Он равнодушно проходит мимо старых баб, мимоходом взглядывает на молодух (то есть недавно вышедших замуж), но, когда он проходит мимо девушек, бросает на землю свой клобук и решает жениться «на душечке на красной на девице». Песня эта направлена не столько против монахов, нарушающих обет безбрачия, сколько против самих обетов, то есть имеет не антипоповскую, а антицерковную направленность, направленность против проповеди аскетизма. В этом случае песня явно сочувствует молодому чернецу, нарушающему обет целомудрия. Зато беспощадно высмеиваются монахи-пьяницы, которые, вместо того чтобы оправлять церковную службу, напиваются («На горе-то монастырь стоял.», стр. 397). Сатирический характер песни усиливается тем, что в песне использованы книжные обороты речи.

Достается в песне не только попам, но и поповым женам. Игровая песня «Скажи, скажи, воробышек.» в некоторых вариантах (стр. 398) построена на подражании походке и повадкам попов и их жен.
Наряду с богатым антирелигиозным сказочным и пословичным фольклором, песня показывает, что русское крестьянство постепенно сбрасывало с себя оковы церковного мировоззрения, навязываемого ему церковью в союзе с правительством.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11