Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни



Текты, слова народных лирическиих песен
русские народные песни тексты

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Обзор собственно крестьянских песен был бы неполон, если бы мы хотя бы коротко не остановились на детском фольклоре, подразумевая под этим как песни взрослых для детей (колыбельные, потешки), так и песни, которые сочиняют и складывают сами дети. Старая академическая наука не считала их достойными внимания: в семитомное собрание А. И. Соболевского эти песни не включены. Однако многие собиратели, в особенности П. В. Шейн, записывали и издавали детский фольклор, и, хотя количество записанного материала сравнительно невелико, оно :все же позволяет говорить о том, что детский фольклор представляет в своем роде замечательное явление.

Колыбельные песни должны успокоить ребенка. Предполагается, что в олова засыпающий ребенок не очень вслушивается: главное здесь ровный, спокойный, убаюкивающий напев. Поэтому колыбельные песни не нуждаются в логической связности: это небольшие картины мира, каким он, по мнению поющей, представляется ребенку. То, что делают люди, здесь делают животные: кошка толчет сухари, шьет ширинку (полотенце), ia котята сидят на печке и ждут, чтобы их накормили. Кошки так часто упоминаются не только потому, что они хорошо знакомы детям, но и потому, что кошки днем бывают сонливы. Записан обычай класть в люльку кошку, чтобы ее сонливость передалась ребенку. Из других животных часто упоминаются голуби, по-видимому из-за рифмы «гули-люли». Есть и песни, в которых животными (например, волком) пугают детей: волк их унесет, если они не будут спать или лягут на краю. В других песнях бесхитростно изображается трудовая жизнь семьи: отец пошел за рыбою, брат — рубить дрова, нянюшка — мыть пеленки. Из этого видно, что качает ребенка не мать и не нянюшка, а вероятно, одна из сестер. Вообще по песням видно, что они далеко не всегда поются матерями, так как мать на работе; они поются старухами или девочками, которым поручен надзор. Наконец, есть песни, в которых ребенку сулят смерть. Объяснить это можно только тем, что в нищенской крепостной деревне детям не всегда были рады и смерть ребенка встречалась с облегчением: «развязал господь». Но такие песни могли исполняться в подражание и девочками-няньками, которые не вникали в их смысл и обставляли картину смерти комическими подробностями. Такие песни производят жуткое впечатление.

Хотя песен о смерти ребенка не так мало, они все же составляют некоторое исключение. Колыбельные песни в целом свидетельствуют о самой глубокой, самой нежной любви к ребенку.
О такой же любви, окрашенной уже не столько в нежные и тихие, сколько в радостные и шуточные тона, свидетельствуют всякого рода «потягушки», «потешки», «тутушкальные» и другие песни, которыми забавляют маленьких Детей, когда они просыпаются, потягиваются и начинают играть своими собственными руками и пальцами. Некоторые из таких песен отличаются необыкновенным языковым искусством.
Наконец, песни и стишки, сложенные самими детьми, представляют собой, в преломлении детского сознания, небольшую энциклопедию всей деревенской жизни и всего, что в ней происходит. Деревенские дети знают жизнь и ее изнанку. Их склонность к насмешкам, к острым и необыкновенно выразительным словцам приводит к совершенно неожиданным эффектам; приемы детской поэзии еще мало изучены, но они заслуживают самого пристального внимания. Песни эти внешне часто бывают совершенно бессвязны, но эта бессвязность мнимая: ребенок видит и изображает мир не так, как взрослые, а по своим связям и представлениям, которые не совпадают с тем, как видят этот мир взрослые.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11