После Петровской эпохи продолжают развиваться традиции солдатской исторической песни. Однако по своему содержанию солдатские песни этого времени отличаются от песен начала века. В них уже нет былого преклонения перед царем. В солдатских песнях преемники Петра I, реакционные в своей политике и часто ничтожные по личным качествам, изображаются комедийно. Они не только не могут продолжать начатое Петром I укрепление государства, но и не знают даже, как удержать отвоеванные им исконные русские земли. Так, например, в песне «Шведская война» (№ 71) показана беспомощность царицы Елизаветы Петровны перед требованиями шведов возвратить земли, потерянные в войнах с Петром I. Отповедь врагу дает полководец-патриот. Имя его в разных вариантах различно. Чаще всего это Краснощекое, Румянцев и Суворов (явно позднейшая вставка, так как Суворов в эпоху шведской войны был еще подростком), т. е. наиболее популярные полководцы XVIII в. В данной песне использован тот же эпический прием в изображении взаимоотношений неприятеля и русского царя, что и в песнях о Петре I. Только теперь положительным героем песен оказывается не царь, а солдатская масса и любимые ею военачальники.
Герой песен военных походов, оказавшись в трагической ситуации (в плену),
остается верен родине и своему долгу. Среди таких песен можно назвать
песню о Краснощекове в неволе (№ 73), которая рассказывала о героических
подвигах отца, а потом и сына Краснощековых. Тенденция использования в
народе одной и той же песни для воспевания разных героев получает дальнейшее
развитие со второй половины XVIII в. Например, в песне о кратковременном
пребывании в 1758 г. 3. Г. Чернышева в плену (№ 75) использованы ранее
известные тюремные песни, которые по своему содержанию легко переходили
в теремные (от слова «терем») о всяком заключении или одиночестве. Сама
песня приурочивалась впоследствии к разным событиям, в ней происходили
незначительные изменения, связанные с обрисовкой подобного положения других
исторических лиц. Сходные явления свойственны и песням об А. В. Суворове
и др.
Часто в песнях солдаты говорят о трусости генералов (№ 72), о безобразиях,
творимых в армии. Так, в песне о В. А Лопухине (N° 74), участнике Семилетней
войны, получившем положительную оценку солдатской массы, довольно ясно
показано недовольство солдат генералами-карьеристами. В одних вариантах
песни солдаты обвиняют в бездействии Апраксина, в других смертельно раненный
любимый солдатский генерал Лопухин, разоблачая всесильного Потемкина,
пишет государыне:
Что Потемкин генерал
В своем полку не бывал,
В своем полку не бывал,
Всеё силу растерял,
Коё пропил-промотал,
Кое в карты проиграл.
По форме солдатские исторические песни продолжают традиции народной лирики. В них получает развитие сопоставление и противопоставление описания явлений природы переживаниям и действиям человека. Такие параллели, как, например, изображение переживаний одухотворенной «травыньки-муравыньки» и солдат; сияния восточной звезды на небе и сидящего в заключении героя; сравнение тучи, грома и солнца с солдатским оружием; сокола, обжегшего свои ноженьки, и пленного героя и т. д. усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия воспеваемых событий. Песни продолжают создаваться на основе тонического стихосложения, в них нет рифмы. Лишь во второй половине XVIII в. появляются песни с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением. Иллюстрацией этому могут служить некоторые песни об А. В. Суворове. Стремление создать песни маршевые определяет построение их двухсложным метром с рифмой. Зарождение такой формы стиха можно видеть в песне «Ах, мы Польшею идем» (взятие Хотина, № 76). Подобные стихи получат в народном творчестве дальнейшее развитие позднее под влиянием книжной стихотворной поэзии.
В солдатских песнях XVIII в. среди героев-полководцев главное место занимает
Суворов. Он показан в боях под Хотином, в Балканских переходах (№ 77),
в походах под Бендеры, к Очакову и в других сражениях. Суворов в песнях
— военачальник, командир с большим военным опытом, ведущий армию к определенной
цели. Воспроизводится по-отечески ласковое отношение Суворова к солдатам:
«братцы солдатики», «детоньки» (№ 79). Песни подчеркивают ведущую роль
Суворова в войнах с неприятелем, именно Суворов спасает всю «россейскую
землю» (№ 78), царь в таких песнях не упоминается. Позднее в песнях об
Отечественной войне 1812 г. еще более отчетливо обозначится тенденция
к снижению образа царя, к показу положительной роли народа, возглавляемого
талантливыми полководцами в борьбе за независимость родины.