Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

2. ПЕСНИ О КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ПУГАЧЕВА И О ПОСЛЕДУЮЩИХ НАРОДНЫХ ВОЗМУЩЕНИЯХ

 

 

Усиление экономической мощи дворянства привело во второй половине XVIII в. к таким резким формам крепостного права, что оно почти не отличалось от рабства. Классовые противоречия к 70-м годам крайне обострились. Многочисленные антикрепостнические выступления вылились в Крестьянскую войну 1773—1775 гг. под руководством Пугачева, получившую отражение в различных жанрах устного творчества.
Крестьянская война под предводительством Пугачева имела целью уничтожение власти помещиков-дворян. Хотя песен о Пугачеве записано меньше, чем о Разине, в них мы встречаем такие реалистические картины положения порабощенного крестьянства, каких в разинском цикле еще не было. Более четко в песнях вырисовывались и некоторые черты восстания, отражалась непримиримость классового противоречия (N° 80).

Материалы, опубликованные в советское время, указывают на былое богатство фольклора о пугачевском восстании. Особенно широко фольклор о Пугачеве был распространен на Урале, в оренбургских степях и в Заволжье, среди потомков непосредственных участников и свидетелей событий 1773—1775 гг. Дошедшие до нас песни немногочисленны, однако и они дают представление о массовом характере восстания (№ 82). Песни о пугачевском восстании неоднородны по своему происхождению: одни из них возникли в казачьей среде, другие —среди горнозаводских рабочих и солдат; некоторые слагались во время событий, другие — несколько позже. Это оказало влияние и на художественное оформление произведений жанра. В них используются приемы, вырабатываемые средой и временем.

Крестьянская война под руководством Пугачева получила отражение не только в песнях, созданных на основе ее отдельных эпизодов, но и в песнях социального протеста, не приуроченных к определенному историческом лицу и событию, а также в поэтическом творчестве о Степане Разине, вошедшем во многих случаях в безымянные лиро-эпические песни, так как у обоих крестьянских восстаний была одна цель и примерно одно место действия. Песня о «сынке» Степана Разина полностью оказалась приуроченной к Пугачеву, но описывает она события в более обобщенном виде (№ 84). Такие факты показывают глубокое понимание народом внутренней связи Крестьянской войны под предводительством Пугачева с движением Разина. Однако политическая направленность в песнях о Пугачеве яснее, чем в песнях о Разине, они более четко отражают соотношение классовых сил. Это объясняется, видимо, участием в пугачевском движении горнозаводских рабочих, оказавших положительное влияние на рост крестьянского сознания. Песни о Пугачеве, с одной стороны, генетически связаны с крестьянской поэзией и, в частности, с казачьими песнями (например, образ Емельяна в песне «Из-за леса —леса темного» (№ 86) близок образам казаков, выезжающих в поход), с другой —можно отметить влияние и творчества рабочих. Так, в песне «Уж ты, ворон сизокрылый» (№ 81) говорится об участии горнозаводских рабочих Урала в восстании Пугачева.
Девушка узнает от ворона, что ее милый

. на работе,
На литейном на заводе:
Не пьет милый, не гуляет,
Медны трубы выливает,
Емельяну помогает.

Здесь наблюдается отход от ритмики старой крестьянской песни и вводятся, с небольшими отступлениями, двухсложные размеры книжного стихосложения и парная рифмовка.
В устной поэзии о Пугачеве в основном проявляется интерес не к внешней стороне событий (осады и взятия городов и крепостей), а к выяснению внутреннего смысла происходящего. Восстание Пугачева понимается как борьба за народное дело. Так, в одной из них добрый молодец, призванный в армию для подавления восстания, думает о Пугачеве:

Ну, и я-то, младец, донской малолеточек,
Ой я не стану ловить, не стану его губить.
Ой, да не стану губить
Пускай бьется за нас казак Амельянушка,
Пускай бьется казак за нужду народную.

Замечателен образ Пугачева в песне «Пугачев и Панин» (№ 88). Встреча Панина с посаженным в клетку Пугачевым подчеркивала противоречия между народом и правительством. «Все сенаторы» не могут в песне судить Пугачева, а графу Панину он заявляет:


Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч,
Спасибо тебе, Панин, что ты не попался:
Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил,
На твою-то бы на шею варбвинны возжи,
За твою-то бы услугу повыше подвесил!

Панин боится закованного Пугачева и распоряжается увезти его. И судьей оказывается, в сущности, Пугачев, а не Панин (хотя песня начинается словами: «Судил тут граф Панин вора Пугачева»).
Идеи Крестьянской войны под руководством Пугачева находили отражение и в песнях вольницы, в «разбойном» фольклоре. Это хорошо показано А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке» (гл. VIII), где изображается прекрасная по правдивости и эмоциональной силе картина исполнения пугачевцами песни «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка.». В этой любимой песне Пугачева разбойничек безбоязненно говорит с царем накануне казни, он не выдает своих товарищей по борьбе, не боится угрожающей ему смерти, его духовное превосходство над царем очевидно.
В песнях о Пугачеве наблюдается влияние поэтики «разбойного» фольклора. Так, в них передаются горестные переживания «доброго молодца Емельяна-казака», предчувствующего приближающуюся гибель» (№ 86); описание поведения Пугачева в тюрьме напоминает поведение «доброго молодца»: Пугачев тоскует по воле и вспоминает «походы удалые житье свободное» (№ 87). На основе уже бытовавших возникали песни и о боевых сподвижниках Пугачева. Так, в песнях о Чике-Чернышеве (№ 85) наблюдается слияние образов графа 3. Г. Чернышева и сподвижника Пугачева Чики-Зарубина. Это произошло потому, что Пугачев давал своим соратникам имена приближенных Петра IIL Он и себя выдавал за царя, хотя в песнях он редко называется Петром III. Песня о
Чике-Чернышеве является переработкой созданной в годы Семилетней войны песни о Захаре Чернышеве, заключенном в тюрьму города Кюстрина. Она объединена с песнями разинцев о побеге их из тюрьмы («Ты взойди, взойди, красное солнышко»).

Песни о Пугачеве создавались не только русским народом. В пугачевском движении участвовало все Поволжье, борясь за освобождение от царского гнета. В устном творчестве башкир, мордвы, чувашей, татар и удмуртов также положительно оцениваются цели Крестьянской войны под руководством Пугачева.
В песенном фольклоре о Пугачеве проступают не только сильные, но и слабые стороны крестьянского движения. Песни показывают стихийность и неорганизованность восстания, не имевшего ясно осознанной цели. Казнь Пугачева внесла растерянность и отчаяние в ряды восставших (№ 89). Тем не менее восстание способствовало дальнейшему росту освободительных стремлений крестьянских масс, укреплению их воли к борьбе. Так, исторические песни рассказывают о том, что казачество не желало примиряться с притеснениями царского правительства (N» 90, 91, 92). Все песни о народных волнениях на рубеже XVIII—XIX столетий, как и о войнах России с Наполеоном (1805— 1807), русско-турецкой (1806—1812), об экспедициях в Среднюю Азию и на Кавказ66, оказываются составленными из песенного арсенала предыдущих эпох. В них трудно обнаружить оригинальные художественные приемы, все формулы и выражения встречались уже в других песнях. Значение этих песен — в демократическом содержании. Нарастание элементов реализма проявляется в документальности изображения событий, в близости образов героев к их историческим прототипам и в правдивых картинах жестокой крепостнической действительности.