Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

 

 

Цикл исторических песен об Иване Грозном обнаруживает стилевое многообразие. Среди них оказываются как песни, продолжающие использовать приемы эпоса, так и произведения, которые представляют собой качественно новое явление в развитии жанра. Поиск новых форм изображения действительности приводит ко все большей утрате эпических художественных средств. Первостепенное значение приобретает сам исторический факт со всеми конкретными реальными подробностями при его описании. Такая новизна характерна для песни о взятии Казани. Она не обнаруживает связи с эпосом, строится на иных приемах, на иной стилистике. Песня посвящена крупной победе над монголо-татарами, которая положила конец их господству. Наступление русских войск означало, что времена переменились и уже не завоеватели вели свои войска на Русь, а русский царь организовал против них поход. Героем песни оказывались не эпические богатыри, а простые русские люди. Таков рядовой воин, пушкарь. Песня подчеркивает его смелость, продуманные действия и незаурядный ум (№ 5). Он твердо уверен в победе, хотя сам царь Иван Грозный сомневался в ней, подозревая измену. Песня раскрывает патриотизм народных масс, свидетельствует об их решающей роли в создании централизованного государства, подчеркивает, что именно простые люди взяли Казань в 1552 г., в результате чего будто бы Иван Грозный приобрел царскую корону и «царскую перфиду»:

Он царской костыль в руки принял.
И в то время князь воцарился
И насел в Московское царство;
Что тогда-де Москва основалася;
И с тех пор великая слава.

Как известно, Москва основалась гораздо раньше, но с ликвидацией Казанской, а потом и Астраханской орды укрепилось могущество Российского государства. Именно эту мысль и выражает песня.
На основе исторической борьбы Российского государства с Казанской ордой создавались и лирические песни. Таковы, например, варианты песни на сюжет «Молодец зовет девицу в Казань». Песня (№ 6), как видно из ее содержания, создана во время только что завершившейся войны с Казанью и добытой в тяжелых боях победы. В песне противопоставляются светлым образам мира суровые образы войны. Во второй части песни, окрашенной в скорбные тона, говорится о тяжких последствиях войны, о погибших русских воинах.
Отражение в различных песенных жанрах взятия Казани показывает разностороннее восприятие простыми людьми политических событий, получивших не только рациональное, но и эмоциональное выражение в устном поэтическом творчестве.
Среди других песен о борьбе с монголо-татарами особый интерес представляет песня о Кострюке (№7), рассказывающая о женитьбе Ивана Грозного на черкесской княжне Марии Темгрюковне. Героико-патриотическое начало в этой песне своеобразно переплетается с элементами сарказма. Главный герой—иноземный князь (брат Марии Темгрюковны), шурин русского царя —и бояре изображаются сатирически. Для этой цели используется эпический стиль в пародийном плане. Так, во время свадебного пира у Ивана Грозного Кострюк расхвастался:

Он ведь просит борца-молодца,
Поучена добра молодца,
Скажот: «Семь городов испорошол,
Тридцеть борцов поборол,
Не нашол по сибе борца,
Поучена добра молодца».

Подобно былинным героям, Кострюк просит выставить ему борца. Добровольцы находятся:

Как из нижняго из конца,
Как из маленькёго из дворца
Выходили два богатыря:
Кабы Васинькя маленькёй,
Да Потанюшка хроминькёй.

Добровольцы хотя и названы богатырями, но характеризующие их эпитеты подчеркивают простоту и обыденность героев. Вызывающее поведение Кострюка, скромное появление русских борцов и сама их борьба показывают, что нелегко было избавиться от «нахвальщика», представляющего в песне вражескую силу. Особенность эстетического восприятия действительности в данной песне выразилась в том, что в образе русских борцов сливаются пародийное и героическое. Этим подчеркнуто превосходство русской силы. Победа над Кострюком простого русского человека воспринимается в песне прежде всего как победа над завоевателями. Следует согласиться с исследователями, видевшими в образе Кострюка и юмористическое изображение опричнины, набиравшейся частично из иноземцев. Уже М.Ю. Лермонтов своеобразно выразил эту мысль в сюжете «Песни про купца Калашникова».
В песне «Кострюк» изображение низвергнутого позорного ига углубляется зарисовкой социальных сил Руси: трусости бояр перед иноземным захватчиком; чванливому отношению Кострюка и его сестрицы к простым русским людям противопоставлен величественный героизм народа, которым восхищен сам Иван Грозный.

А не то у меня честь во Москве,
Что татары-те борются,
То-то честь в Москве,
Что русак тешится!

В свою очередь, народные массы с. пониманием относились к мероприятиям Ивана Грозного по укреплению государства.
Поддержка деятельности Ивана Грозного народом в его борьбе против князей, и бояр за централизованное государство проявилась в песне о гневе Грозного на сына. Народ по-своему осмыслил убийство Иваном IV своего сына Ивана, наследника престола. В песне царь выступает как правитель, ярый поборник централизации власти. Для этой цели он готов принести в жертву даже своего сына. Поверив доносу на сына, обвинявшегося в предательстве, царь приговаривает его к смерти (№ 8).
Однако песня не ограничивается только мыслью о централизации власти. Идейный смысл ее намного шире. Бытуя в народе, песня отразила, в частности, мечту угнетенных масс о такой обетованной земле, где бы можно было спастись от власти господствующих классов. Этим, надо полагать, и объясняется просьба любимого народного героя песен Никиты Романовича (брата первой жены царя Анастасии) дать ему в награду за спасение царевича Никитину вотчину, где могли бы укрыться люди, преследуемые существовавшими законами. Во многих текстах песни царь удовлетворяет просьбу Никиты Романовича.
Историческая песня о гневе Грозного на сына, отразившая события 1570 г., связанные с жестокой расправой, над новгородцами (в песне —над псковичами) получила распространение в основном в новгородских землях, богатых былинной традицией. Песня сохранила поэтический стиль эпоса: она начинается пиром и оканчивается тем, что герой получает подарок, по-былинному спешит царица к брату и побылинному он встречает ее и т. п. Но сходство с былинным эпосом чисто внешнее. Основная часть песни — спасение царевича и возвращение его во дворец—разработана оригинально, в эпосе нет подобной завязки герои песни не похожи на богатырей.
Особое значение имеет в песне образ Ивана Грозного. Для него характерна глубина психологического раскрытия. С одной стороны, перед нами энергичный политический деятель, беспощадный к сыну-изменнику, а с другой — любящий отец, который раскаивается в содеянном, оплакивает сына, лишается покоя.

Ото сна встает царь Иван Васильевич, пробужается,
Своего сына он хватается,.
Прознав дело, рвется и мечется,
И говорит таковы речи:
«Ой вы, слуги мои верные!
Вы зачем меня не уняли!
Вы зачем попустили на дело окаянное?» (№ 8а)


Изображение переживаний героя, его взволнованная, эмоциональная речь в корне отличают образ исторической песни от былинного богатыря. Психологические элементы в содержании исторических песен создают яркий жизненный образ, окрашивают произведения в лирический тон.
Исторические песни об Иване Грозном были разнообразны по своей тематике. Помимо рассмотренных следует назвать такие, как песня о неудавшемся покушении на Ивана Грозного, о смерти царицы Анастасии Романовны, о правеже, об Иване Грозном под Серпуховом, о пожаловании казаков Тереком (№ 11) или Доном (№ 12), о смерти Ивана Грозного, о часовом, плачущем у гроба Ивана Грозного (№ 13) и др. Во всех этих песнях Иван Грозный выведен положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Он противопоставлен трусливым и жадным князьям-боярам: он очистил Московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыльчивости, неразборчивости в средствах наказания и пр. Сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя —новое явление в песенном творчестве.

Исторические условия развития Российского государства в последней четверти XVI века вызвали к жизни песни, в которых выражалась тревога за будущее родины. Не упоминая имени Ивана Грозного, песни отражают историческую ситуацию, создавшуюся в руководимой им борьбе с интервенцией, сохраняют идеологию того времени и тем самым дополняют образ царя как политического деятеля. В этот период возобновились набеги полукочевников с юга, нависла угроза польской агрессии. Песня о набеге крымского хана (№ 9) запечатлела эти тревожные настроения. В ней большое место отводится описанию самого набега и раскрывается попытка хана поделить Московское царство. Набег, сравниваемый в песне с тучей и громом, дает представление о надвигающейся опасности. Победа русских войск изображается как результат морального, военного превосходства Российского государства. Однако эта мысль выражена своеобразно. Гибель врагу предрекает некий «господен глас». Это обращение в песне к божественной силе отражало растерянность людей, предчувствие надвигающихся грозных для Российского государства событий, что находит подтверждение и в памятниках письменной литературы того времени.


Песня о набеге крымского хана во многом отошла от былинной стилистики: здесь нет эпических формул, широкого многословия и т. п. Однако, как заметил Ф. Е. Корш, она имеет «обыкновенный полный былинный размер с примесью некоторых сокращенных стихов». Другие исторические песни, которые продолжали бытовать в последующие века в местах былинной традиции, оказались под поэтическим влиянием былин. Такова песня об осаде Пскова польским королем (№ 10), отразившая борьбу русского народа с агрессией польских магнатов.