Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О ЕРМАКЕ

 

 

Во второй половине XVI столетия в исторических песнях все больше разрабатывались социальные мотивы, так как крепостное право, оформившееся к концу этого века в общегосударственном масштабе, вызывало всенародную ненависть. Рост товарно-денежных отношений, усиление эксплуатации разоряли крестьянство и городское население. Спасаясь от кабалы и -непосильных налогов, многие бежали на юг страны, на неосвоенное Дикое поле. Здесь возникали казачьи станицы, в которых к концу XVI в. сосредоточилось свыше 20 тыс. человек, способных носить оружие. Создавался резерв для крестьянской войны.
Жизнь казаков того времени нашла отражение в песнях о Ермаке (№ 14 а). В одной из них атаман эмоционально рассказывал о враждебном отношении правительства Ивана Грозного к казакам как к разбойникам (№ 14). Речь Ермака проникнута горячим сочувствием к изгнанным и отвергнутым, стремлением найти спасение в сложной ситуации. Экспрессивность речи достигается повторением дружеского обращения к слушателям, употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
таким образом, социальная направленность песен выражена как в сюжете произведений, так и в зарисовке образа Ермака. Казаки в своих песнях уверяют, что они никогда не выступали против «законного» царя, что всегда поддерживали Ивана розного. Есть песни, в которых рассказывается об участии казаков во взятии Казани. Это подтверждается и литературными источниками13. В отдельных песнях даже говорится, что Ермак сам берет Казань (№ 15) а Грозный за это жалует казаков Тихим Доном. Песни о пожаловании казаков Доном, ереком, т. е. южными реками, вполне убедительно для того времени доказывали законность местопребывания беглого населения на Диком поле. В ответ на грозные указы правительства о поимке «воров» казаки ссылались на разрешение царя жить по берегам южных рек. Но в отдельных песнях казаки говорили и о решимости уйти от правительственного преследования, найти место, где можно построить свободную жизнь согласно своим представлениям.

Стремление разыскать недосягаемые для правительства местности, где можно было бы основать вольную казачью жизнь, руководило Ермаком и его сподвижниками, когда они отправлялись в далекую Сибирь. Выражая заветную мечту о вольной жизни, народ создал песни о походах Ермака. Они рассказывают, как в преодолении всех препятствий, в результате одержанных побед, формировалось сознание Ермака и его товарищей (No 16). Осознав государственную значимость совершенного подвига и надеясь получить у царя прощение казакам за вольную жизнь на Дону и Волге, Ермак дарит царю Сибирь. Имевший место в действительности факт приема Грозным послов от Ермака после блестящей победы над войском Кучума получил в песнях своеобразную разработку. Прибывший с повинною к царю Ермак говорит:

А теперича, надежа православной царь,
Приношу тебе буйную головушку,
И с буйной головой царство Сибирское! (№ 18)

Так в исторических песнях отразился великий народный подвиг. Присоединением Сибири, как подчеркивалось в песне, заканчивалось строение Российского государства и многовековая борьба с монголо-татарским порабощением. Свою историческую значимость в делах государства народ выразил в ответе Ермака царю, когда один из бояр советует Грозному казнить вождя казаков:

Да возговорил Ермак, сын Тимофеевич:
«Злодей боярин, не царский думчий!
Без суда хочет меня казнити-вешати!»
Богатырска его сила подымалася,
И богатырская его кровь разгоралася.
Вынимал Ермак из своих ножен саблю острую,
Буйна голова от плеч могучих отвалилася
И по царским палатам покатилася.
Ермак в беде сидит, бедой крутит,
А думчие боярушки испугалися,
Из царских палатушек разбежалися,
А царская персона переменялась

Народ гораздо сильнее бояр, но суд над обоими вершит царь. Ермак — представитель народа — победил бояр и ждет решения своей судьбы. Момент напряженный («Ермак в беде сидит, бедой крутит»). Наконец, дело решается в пользу атамана («А царская персона переменялась»). В этом же следует видеть и утопическую программу разрешения противоречий между народом и царем без бояр, веру в то, что царь удовлетворит политические надежды казаков. Эта мысль в песне выражена не словами, а делами героя. Динамика действия Ермака, предельное напряжение его чувств и быстрота разума в сложной обстановке ярко рисуют образ народного предводителя. Политическая непоследовательность, а иногда и противоречивость, свойственные Ермаку, характеризуют мировоззрение всего угнетенного люда того времени. В образе Ермака народ выражает свою силу, с которой необходимо считаться его угнетателям. Ермак — народный герой, предварявший будущих организаторов и руководителей крестьянских восстаний
Исторические песни о Ермаке переносят действие в необычную обстановку. Изображается совершенно новый социальный слой — казачество, только что появившееся в Российском государстве, сформировавшееся из беглого обездоленного люда. Теперь песни воспевают такие жизненные коллизии, какие невозможны были в предыдущих произведениях жанра. Для этого используются необычные сравнения, подчеркивающие в образе Ермака качества народного предводителя. Более ярко проявляются лирические и психологические мотивы в связи с зарисовкой трудных ситуаций, складывающихся у сподвижников Ермака.