Новая волна исторических песен поднимается в эпоху Петра I. С приходом
к власти Петра I (1682 г.) была продолжена и победоносно завершена азовская
эпопея —19 июля 1696 г. Азов был отвоеван. Российское государство получило
выход в Азовское и Черное моря и обезопасило свои южные границы от разбойничьих
набегов крымских татар и турок. Борьба за Азов нашла широкое освещение
в исторических песнях. Они передают многие подробности битвы за Азов:
активное участие донских, яицких, оренбургских и запорожских казаков,
личное участие царя, трудности осады города. Песни объединяются по двум
сюжетам: взятие города приступом или с помощью подкопа (№ 52, 53) и завоевание
его хитростью (№ 54). Варианты первого сюжета имеют чаще всего социальную
окраску: в них царя поддерживают солдаты и драгуны, противопоставляемые
бездеятельным князьям. Песни обоих сюжетов строятся на элементах поэтики
песен об Иване Грозном и особенно ранних песен о взятии Азова (в 1590
и 1637 гг.). Только теперь наряду с привычными участниками событий (бояре,
князья, царь и пр.) появились новые лица — солдаты, драгуны, император.
Однако это, видимо, влияние песен последующих лет эпохи Петра I.
Деятельность Петра I по усилению централизованной власти встретила сопротивление
со стороны княжеско-боярской оппозиции, сплотившейся вокруг царевны Софьи
и организовавшей в 1698 г. реакционный мятеж стрельцов. После разгрома
мятежа уцелевшие от преследования его участники сложили песни, сочувственно
изображающие мятежников (№ 55, 56). В этих песнях нет осуждения царя,
но стрельцы идеализируются как смелые борцы, стрелецкий атаман выступает
как представитель восставшего народа. Атаман нарисован с любовью. Он обличает
царя в обмане, выступает за стрельцов, «против царского Величества». Донское
казачество, постоянно пополнявшееся за счет беглых из центра страны, было
особенно расположено к антиправительственным волнениям. Может быть, поэтому
песня сохранилась в основном среди донского казачества, куда были сосланы
или бежали после мятежа стрельцы. В стилевом отношении она стоит особняком
от казачьей хоровой песни. В казачьем репертуаре в песню вошла просьба
стрельцов о помиловании и обещание царю взять город «какой надобно» без
свинца и пороха, чтобы загладить свою вину (хотя известно, что никаких
переговоров между царем и стрельцами не было).
Начало XVIII в. характеризуется решительной борьбой России за право выхода
к северным морским дорогам, чтобы стать одной из ведущих держав мира.
Петровские реформы ломали патриархальные порядки, вскрывая громадные потенциальные
возможности народа. Все эти явления, естественно, отразились и в исторической
песне.
Петр I создал регулярную армию вместо расформированного стрелецкого войска.
В исторических песнях начала XVIII в. вводится новый песенный персонаж
— солдаты. Жанр пополняется солдатской исторической песней, которая вносит
новые стилевые и художественные особенности. Длинные стихи в песнях перемежаются
с короткими, проявляется жалобный тон в описании быта солдат и бравый
—в рассказах о битвах, спорадически возникают рифмы, вводится новая лексика.
Описываемые в песнях подробности тягот солдатской службы, вооружения,
обмундирования и боевого порядка показывают, что авторами большинства
таких произведений были солдаты.
Одновременно продолжает жить полной жизнью и крестьянская историческая
песня. В этих двух руслах жанр сохраняет свою лирическую основу. Как крестьянская,
так и солдатская песни рассказывают о тяжелом положении народа. Солдатские
песни изображают жизнь солдата, начиная с призыва молодого рекрута. Песня
-показывает крепостнический характер набора в армию: в солдаты идут не
по собственному желанию и не для выполнения долга, а по приказу Петра
I. Служили солдаты бессрочно, за побег строго карались как беглецы, так
и их родные (№ 57). Поэтому царская служба называется в песнях «неволюшкой».
В этот же период создается большое количество песен, в которых звучит
гордость достигнутыми Россией успехами, рассказывается об отваге и мужестве
солдат, о любимых полководцах и рядовых воинах. Содержанием таких песен
были эпизоды шведской войны: взятие Шлиссельбурга (Орешка)37, Риги38,
Ревеля (Колыванй), осада Выборга, бой под Красной Мызой, Полтавская битва,
победные прутские походы на турок 1711 г. В казачьем репертуаре большое
место занимают песни о среднеазиатских экспедициях 1716—1717 гг. (о взятии
города Хивы). Идет процесс формирования русской нации, растет национальное
самосознание, что и получает образное оформление в исторической песне.
В песнях петровского времени мы находим конкретные упоминания об армии,
о любимых полках Петра. Например, в одной из них шведский король посылает
«грамотку» с предупреждением о своем прибытии «в гости» на Русь «кушати»,
а в ответ русский царь подготавливает такую встречу:
Уж мы столики расставим, — Преображенский полк,
Скатерти расстелим, — полк Семеновский,
Мы вилки да тарелки, — полк Измайловский,
Мы поильце медяное, — полк драгунушек,
Мы кушанья сахарны, — полк гусарушек,
Потчивать заставим, — полк пехотушек.
В солдатских исторических песнях изображалось и бесчеловечное отношение
к солдатам со стороны офицеров. Так, одна песня раскрывала облик «злого
князя Стрелковского», другая — командира «немчины», избивающего новобранцев
(№ 59). «Притеснителями» солдат называют песни Гагарина, Меншикова48,
Долгорукова49. В одной из них говорится о том, что казнокрад и взяточник
Гагарин построил себе роскошные палаты на краденые у народа деньги (№
65). Песни запечатлели и отдельные случаи солдатских выступлений против
притеснителей (№ 66).
Отражение в песнях петровского времени боевых, героических эпизодов в
сочетании с лирическим описанием тяжелой солдатской службы давало представление
о реальной картине солдатской жизни.
При Петре I был создан русский флот. Сухопутная «Московия» превращается
в начале XVIII в. в могучую морскую империю. Солдаты стали матросами,
хотя иногда в песнях и продолжают называться солдатами (№ 64). В песне «Как на матушке на Неве-реке» рассказывается, как молодой матрос снастит
корабли «не своей волей», а «по указу ли государеву, по приказу адмиральскому».
Многие песни упоминают о военных кораблях, плавающих по Неве и Балтийскому
(Верейскому) морю, о взятии прибрежных городов-крепостей. Песни изображали
русского солдата, трудовой народ как истинных защитников государства.
Солдаты помогают царю «думу думать» и являются главной силой при взятии
крепостей (№ 62).
Нововведения в армии и государственные преобразования требовали определенных
экономических усилий, обострявших классовые противоречия. «Но реформа,
— писал Г. В. Плеханов, — наложила новые тягости на народ, и прежде лишь
через силу тянувший свою крепостную лямку». Развивается промышленность.
Зарождается рабочий класс («работный люд»). Происходят его первые выступления,
которые вносят изменения и в народное творчество. Строительство каналов
и возведение городов (например, новой столицы — Петербурга) уносило много
человеческих жизней и, как показывает устная поэзия, становилось бедствием
для народа. В песнях о прорытии Ладожского канала отражена тревога за
судьбу людей, отъезжающих «на канавушку на Ладожску, на работушку государеву»
(№ 67).
Тяжесть солдатской службы, усиление эксплуатации народа в связи с ростом
товарных отношений, казнокрадство царских слуг вызывали возмущение разоряемых
и притесняемых масс. Вспыхивали стихийные бунты. Особенно крупным движением
этого времени было восстание донских казаков под предводительством Кондрата
Булавина (1707—1708). Сигналом к восстанию послужили действия князя Ю.
В. Долгорукого, который явился с воинскими частями на Дон, чтобы захватить
беглых крестьян и вернуть их помещикам. Кондрат Булавин напал ночью на
Долгорукого и убил его, истребив весь его отряд. В песне говорится о том,
что на Дон приехали два рассыльщика —два боярина, которые стали разорять
казаков. Это и возмутило Тихий Дон (№ 68).
Песня об Игнатии Некрасове, сподвижнике Булавина, рассказывает о массовом
характере восстания, о народном возмущении, охватившем весь Дон (№ 69).
Как известно, Некрасов, после того как восстание было подавлено, ушел
со своим отрядом в Турцию. Виновником ухода казаков за Дунай в песне оказывается
карательный отряд В. В. Долгорукого, зверски расправлявшийся с повстанцами.
Долгорукий привез «указушки.облыжные» (т. е. ложные, неверные), «без указу»
стал разорять Дон. В некоторых вариантах сам Петр I, узнав об уходе некрасовцев,
едет вслед за казаками и уговаривает их вернуться на родину. Песни повествуют
о тяжелых переживаниях повстанцев, покидающих своего кормильца — Тихий
Дон, и в то же время говорят о невыносимых социальных условиях жизни,
о бесправном положении человека, вынужденного оставить свою землю.
Среди казаков записаны и такие варианты песен, в которых Некрасов характеризуется
как вор-изменник, а восстание представлено делом небольшой части обманутых
казаков. Все это свидетельствует об отсутствии согласованности в движении
Булавина.
Большое место в исторических песнях занимал образ Петра I; в народной
оценке он, как и Иван
Грозный, сурово карает изменников-бояр и высоко ценит народ; нередко о
Петре рассказывали те же сказки и предания, что и о Грозном. Сближение
образов Петра I и Ивана Грозного идет по линии подчеркивания демократизма
царя. В песнях Петр I всегда доступен народу, он умный и справедливый
государь, талантливый полководец, первый на посту, на работе. Он любовно
относится к солдатам, называя их своими «детушками», не считает зазорным
для себя помериться силой с простым драгуном или казаком (песня о поединке
Петра с драгуном), поощряет подчиненных "за проявленную силу, доблесть
и особенно за хорошую службу. В поэтическом плаче на смерть Петра I, создателя
русской армии, «полковника Преображенского», выражена тесная связь между
ним и армией (№ 70)58. С грустью и искренним чувством сожаления говорится
о постигшем страну горе.
Петр I, показанный несколько идеализированно, противопоставляется боярам,
духовенству. Например, в песне о взятии Шлиссельбурга (Орешка) он обращается
сначала к генералам, а потом к «детушкам-солда-тушкам» с вопросом:
Еще брать ли нам Орешек,
Иль не лучше ль от него отступити?
Генералы советуют отступить, а солдаты, сознавая всю трудность предстоящей битвы, обещают взять город. И свое обещание выполняют:
Победили силу Шведскую,
Полонили город надобной. (№ 62)
О деятельности Петра I и его эпохе бытовали и песни реакционных кругов,
но таких произведений небольшое число.
С начала XVIII в. тематика исторических песен намного расширилась, содержание
их обогатилось, они стали гораздо мобильнее и реакция их на явления и
факты исторической действительности острее. Солдатские бытовые и исторические
песни с этого времени и вплоть до Отечественной войны 1812 г. становятся
в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии. Эти песни
вводили в крестьянскую речь новые понятия, раздвигали рамки патриархальных
представлений. В художественном отношении песни также претерпели изменения.
Наряду с чисто эпическими чертами (№ 55) в них появляются и новые: размер
песен и каждого стиха в них становится короче, а напев приближается к
походному, маршевому.
Песни о быте русского солдата в последующее время утратили приуроченность
к Петровской эпохе и постепенно перешли в разряд лиро-эпических, рекрутских
и солдатских, рассказывающих о тяжести «грозной государевой» службы на
чужой дальней стороне.