Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ

 

 

Новая волна исторических песен поднимается в эпоху Петра I. С приходом к власти Петра I (1682 г.) была продолжена и победоносно завершена азовская эпопея —19 июля 1696 г. Азов был отвоеван. Российское государство получило выход в Азовское и Черное моря и обезопасило свои южные границы от разбойничьих набегов крымских татар и турок. Борьба за Азов нашла широкое освещение в исторических песнях. Они передают многие подробности битвы за Азов: активное участие донских, яицких, оренбургских и запорожских казаков, личное участие царя, трудности осады города. Песни объединяются по двум сюжетам: взятие города приступом или с помощью подкопа (№ 52, 53) и завоевание его хитростью (№ 54). Варианты первого сюжета имеют чаще всего социальную окраску: в них царя поддерживают солдаты и драгуны, противопоставляемые бездеятельным князьям. Песни обоих сюжетов строятся на элементах поэтики песен об Иване Грозном и особенно ранних песен о взятии Азова (в 1590 и 1637 гг.). Только теперь наряду с привычными участниками событий (бояре, князья, царь и пр.) появились новые лица — солдаты, драгуны, император. Однако это, видимо, влияние песен последующих лет эпохи Петра I.
Деятельность Петра I по усилению централизованной власти встретила сопротивление со стороны княжеско-боярской оппозиции, сплотившейся вокруг царевны Софьи и организовавшей в 1698 г. реакционный мятеж стрельцов. После разгрома мятежа уцелевшие от преследования его участники сложили песни, сочувственно изображающие мятежников (№ 55, 56). В этих песнях нет осуждения царя, но стрельцы идеализируются как смелые борцы, стрелецкий атаман выступает как представитель восставшего народа. Атаман нарисован с любовью. Он обличает царя в обмане, выступает за стрельцов, «против царского Величества». Донское казачество, постоянно пополнявшееся за счет беглых из центра страны, было особенно расположено к антиправительственным волнениям. Может быть, поэтому песня сохранилась в основном среди донского казачества, куда были сосланы или бежали после мятежа стрельцы. В стилевом отношении она стоит особняком от казачьей хоровой песни. В казачьем репертуаре в песню вошла просьба стрельцов о помиловании и обещание царю взять город «какой надобно» без свинца и пороха, чтобы загладить свою вину (хотя известно, что никаких переговоров между царем и стрельцами не было).
Начало XVIII в. характеризуется решительной борьбой России за право выхода к северным морским дорогам, чтобы стать одной из ведущих держав мира. Петровские реформы ломали патриархальные порядки, вскрывая громадные потенциальные возможности народа. Все эти явления, естественно, отразились и в исторической песне.

Петр I создал регулярную армию вместо расформированного стрелецкого войска. В исторических песнях начала XVIII в. вводится новый песенный персонаж — солдаты. Жанр пополняется солдатской исторической песней, которая вносит новые стилевые и художественные особенности. Длинные стихи в песнях перемежаются с короткими, проявляется жалобный тон в описании быта солдат и бравый —в рассказах о битвах, спорадически возникают рифмы, вводится новая лексика. Описываемые в песнях подробности тягот солдатской службы, вооружения, обмундирования и боевого порядка показывают, что авторами большинства таких произведений были солдаты.
Одновременно продолжает жить полной жизнью и крестьянская историческая песня. В этих двух руслах жанр сохраняет свою лирическую основу. Как крестьянская, так и солдатская песни рассказывают о тяжелом положении народа. Солдатские песни изображают жизнь солдата, начиная с призыва молодого рекрута. Песня -показывает крепостнический характер набора в армию: в солдаты идут не по собственному желанию и не для выполнения долга, а по приказу Петра I. Служили солдаты бессрочно, за побег строго карались как беглецы, так и их родные (№ 57). Поэтому царская служба называется в песнях «неволюшкой».
В этот же период создается большое количество песен, в которых звучит гордость достигнутыми Россией успехами, рассказывается об отваге и мужестве солдат, о любимых полководцах и рядовых воинах. Содержанием таких песен были эпизоды шведской войны: взятие Шлиссельбурга (Орешка)37, Риги38, Ревеля (Колыванй), осада Выборга, бой под Красной Мызой, Полтавская битва, победные прутские походы на турок 1711 г. В казачьем репертуаре большое место занимают песни о среднеазиатских экспедициях 1716—1717 гг. (о взятии города Хивы). Идет процесс формирования русской нации, растет национальное самосознание, что и получает образное оформление в исторической песне.
В песнях петровского времени мы находим конкретные упоминания об армии, о любимых полках Петра. Например, в одной из них шведский король посылает «грамотку» с предупреждением о своем прибытии «в гости» на Русь «кушати», а в ответ русский царь подготавливает такую встречу:

Уж мы столики расставим, — Преображенский полк,
Скатерти расстелим, — полк Семеновский,
Мы вилки да тарелки, — полк Измайловский,
Мы поильце медяное, — полк драгунушек,
Мы кушанья сахарны, — полк гусарушек,
Потчивать заставим, — полк пехотушек.

В солдатских исторических песнях изображалось и бесчеловечное отношение к солдатам со стороны офицеров. Так, одна песня раскрывала облик «злого князя Стрелковского», другая — командира «немчины», избивающего новобранцев (№ 59). «Притеснителями» солдат называют песни Гагарина, Меншикова48, Долгорукова49. В одной из них говорится о том, что казнокрад и взяточник Гагарин построил себе роскошные палаты на краденые у народа деньги (№ 65). Песни запечатлели и отдельные случаи солдатских выступлений против притеснителей (№ 66).
Отражение в песнях петровского времени боевых, героических эпизодов в сочетании с лирическим описанием тяжелой солдатской службы давало представление о реальной картине солдатской жизни.
При Петре I был создан русский флот. Сухопутная «Московия» превращается в начале XVIII в. в могучую морскую империю. Солдаты стали матросами, хотя иногда в песнях и продолжают называться солдатами (№ 64). В песне «Как на матушке на Неве-реке» рассказывается, как молодой матрос снастит корабли «не своей волей», а «по указу ли государеву, по приказу адмиральскому». Многие песни упоминают о военных кораблях, плавающих по Неве и Балтийскому (Верейскому) морю, о взятии прибрежных городов-крепостей. Песни изображали русского солдата, трудовой народ как истинных защитников государства. Солдаты помогают царю «думу думать» и являются главной силой при взятии крепостей (№ 62).
Нововведения в армии и государственные преобразования требовали определенных экономических усилий, обострявших классовые противоречия. «Но реформа, — писал Г. В. Плеханов, — наложила новые тягости на народ, и прежде лишь через силу тянувший свою крепостную лямку». Развивается промышленность. Зарождается рабочий класс («работный люд»). Происходят его первые выступления, которые вносят изменения и в народное творчество. Строительство каналов и возведение городов (например, новой столицы — Петербурга) уносило много человеческих жизней и, как показывает устная поэзия, становилось бедствием для народа. В песнях о прорытии Ладожского канала отражена тревога за судьбу людей, отъезжающих «на канавушку на Ладожску, на работушку государеву» (№ 67).
Тяжесть солдатской службы, усиление эксплуатации народа в связи с ростом товарных отношений, казнокрадство царских слуг вызывали возмущение разоряемых и притесняемых масс. Вспыхивали стихийные бунты. Особенно крупным движением этого времени было восстание донских казаков под предводительством Кондрата Булавина (1707—1708). Сигналом к восстанию послужили действия князя Ю. В. Долгорукого, который явился с воинскими частями на Дон, чтобы захватить беглых крестьян и вернуть их помещикам. Кондрат Булавин напал ночью на Долгорукого и убил его, истребив весь его отряд. В песне говорится о том, что на Дон приехали два рассыльщика —два боярина, которые стали разорять казаков. Это и возмутило Тихий Дон (№ 68).

Песня об Игнатии Некрасове, сподвижнике Булавина, рассказывает о массовом характере восстания, о народном возмущении, охватившем весь Дон (№ 69). Как известно, Некрасов, после того как восстание было подавлено, ушел со своим отрядом в Турцию. Виновником ухода казаков за Дунай в песне оказывается карательный отряд В. В. Долгорукого, зверски расправлявшийся с повстанцами. Долгорукий привез «указушки.облыжные» (т. е. ложные, неверные), «без указу» стал разорять Дон. В некоторых вариантах сам Петр I, узнав об уходе некрасовцев, едет вслед за казаками и уговаривает их вернуться на родину. Песни повествуют о тяжелых переживаниях повстанцев, покидающих своего кормильца — Тихий Дон, и в то же время говорят о невыносимых социальных условиях жизни, о бесправном положении человека, вынужденного оставить свою землю.
Среди казаков записаны и такие варианты песен, в которых Некрасов характеризуется как вор-изменник, а восстание представлено делом небольшой части обманутых казаков. Все это свидетельствует об отсутствии согласованности в движении Булавина.
Большое место в исторических песнях занимал образ Петра I; в народной оценке он, как и Иван
Грозный, сурово карает изменников-бояр и высоко ценит народ; нередко о Петре рассказывали те же сказки и предания, что и о Грозном. Сближение образов Петра I и Ивана Грозного идет по линии подчеркивания демократизма царя. В песнях Петр I всегда доступен народу, он умный и справедливый государь, талантливый полководец, первый на посту, на работе. Он любовно относится к солдатам, называя их своими «детушками», не считает зазорным для себя помериться силой с простым драгуном или казаком (песня о поединке Петра с драгуном), поощряет подчиненных "за проявленную силу, доблесть и особенно за хорошую службу. В поэтическом плаче на смерть Петра I, создателя русской армии, «полковника Преображенского», выражена тесная связь между ним и армией (№ 70)58. С грустью и искренним чувством сожаления говорится о постигшем страну горе.
Петр I, показанный несколько идеализированно, противопоставляется боярам, духовенству. Например, в песне о взятии Шлиссельбурга (Орешка) он обращается сначала к генералам, а потом к «детушкам-солда-тушкам» с вопросом:

Еще брать ли нам Орешек,
Иль не лучше ль от него отступити?

Генералы советуют отступить, а солдаты, сознавая всю трудность предстоящей битвы, обещают взять город. И свое обещание выполняют:

Победили силу Шведскую,
Полонили город надобной. (№ 62)

О деятельности Петра I и его эпохе бытовали и песни реакционных кругов, но таких произведений небольшое число.
С начала XVIII в. тематика исторических песен намного расширилась, содержание их обогатилось, они стали гораздо мобильнее и реакция их на явления и факты исторической действительности острее. Солдатские бытовые и исторические песни с этого времени и вплоть до Отечественной войны 1812 г. становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии. Эти песни вводили в крестьянскую речь новые понятия, раздвигали рамки патриархальных представлений. В художественном отношении песни также претерпели изменения. Наряду с чисто эпическими чертами (№ 55) в них появляются и новые: размер песен и каждого стиха в них становится короче, а напев приближается к походному, маршевому.
Песни о быте русского солдата в последующее время утратили приуроченность к Петровской эпохе и постепенно перешли в разряд лиро-эпических, рекрутских и солдатских, рассказывающих о тяжести «грозной государевой» службы на чужой дальней стороне.