А. Листопадов - Песни донских казаков

Народные песни



Песенные сборники, книги, ноты для хора

 

 

СОБИРАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ДОНУ
И МОЯ РАБОТА

(Из наблюдений собирателя)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Начало публикации песенного творчества донских казаков,—если не считать отдельных песен, попадавшихся раньше в донской периодической печати,—относится к 1824 году, когда Кольбе было опубликовано первое собрание «Донских казацких песен». Пять песен, составляющих это собрание, напечатаны в «Русской старине» при очерке В. Д. Сухорукова: «Частная жизнь донцов в конце XVII и первой половине XVIII в.». Тексты этих песен являются в большинстве подлинными старинными, казацкими. Напевы же, как я писал еще в 1905 и 1911 годах, «не могут дать даже приблизительного представления о настоящей народной казачьей песне, вследствие неправильности записи и чуждой им гармонизации».

Работа Кольбе, незначительная сама по себе и по количеству песен и по качеству их обработки, явившись первой работой по донскому фольклору, чуть не на сотню лет дезориентировала русские музыкальные круги, воспитанные на западноевропейской музыке и совсем почти не знавшие донской песни.
Создалось представление, что Кольбе — непререкаемый авторитет в области донской казачьей песни. Е. Альбрехт в своем сборнике 1886 года в обработке казацких напевов последовал за Кольбе, не дав себе труда вслушаться в них внимательно и вскрыть те черты, которые отличают их от европейской музыки. За Альбрехтом последовал Шило, составитель сборничка 1891 года, а за последним в 1903 году — Хрещатицкий, целиком перепечатавший в своем сборнике все пять песен Кольбе.
Для меня лично работа Кольбе была полезна тем, что на первых же порах моей деятельности в области донского фольклора показала, как не следует подходить к народной песне, если ставишь себе целью сохранение ее подлинного вида и склада.
Приводимая ниже характеристика, в свое время данная А. Н. Серовым сборнику Прача, в полной мере применима и к собранию Кольбе:
«Многие из напевов этого сборника,— говорил Серов,— весьма интересны,
некоторые типичны; к сожалению, нельзя дать этим мелодиям полной веры, так как по гармонизации песен, разработанной Прачем, видно, что он не был в состоянии отрешиться хотя сколько-нибудь от форм итальянско-немецкой музыки. Небогатая гармонизация, большое пристрастие
к септаккорду в его обращениях и к самым обыкновенным каденцам заставляли Прача смотреть на русскую мелодию сквозь чуждую ей призму,— отчего многие песни вышли у него похожими на мотивы экоссезов и матрадур,— тесть танцев, ему современных».

1 2 3 4 5 6 7 8 9