Песенные сборники, книги, ноты для хора
тексты русских народных песен
Через 40 лет после сборника Кольбе, в 1866 году, вышел
«Сборник донских народных песен» А. Савельева, по подбору и обработке
материала считающийся одним из лучших донских сборников.
К недостаткам этого сборника относится отсутствие данных о времени и
месте записи, а главное, отсутствие напевов, вследствие чего часто теряется
представление о народном стихосложении. При таком безнапевном способе
записи обычно выпадают характерные для донской песни вставки, междометия
и проч., имеющие важное значение для сохранения формы и размера стиха.
В сборнике Савельева 113 текстов; из них 18 взято из «Песен русского
народа» И. Сахарова (1841 г.); остальные, по-видимому, записаны самим
собирателем. Заслуживает внимания обширный вступительный очерк, составленный
с большим знанием казачьего быта и песни.
Нельзя не пожалеть, что Савельев в этом сборнике не дал
ни одной песни-былины о старых русских богатырях, лишь упомянув во вступлении
о наличии их у донских казаков. Он не ставит былины на первое место,
как это вошло в традицию на Севере, а упоминает о них только между прочим,
в главе семейных песен,— там, где проводит параллель между эпизодами
из жизни Добрыни и казачьим бытом.
«Из всех мифических богатырей,— пишет он,— на Дону пользуется большою
известностью Добрыня Никитич. Его прощанье с матерью, его выезд на богатырские
подвиги, чтобы «душечку добра коня наездити, богатырские силы призуведати»,
долгое отсутствие из дому и в это время измена жены,— все это возбуждает
особенное сочувствие между казаками, может быть, потому, что в жизни
мифического Добрыми так много сходного с жизнью казака»: та же долгая
служба, отсутствие из дому,— наконец, старость матери, судьба женщины
одинокой, то же трогательное участие душечки — добра коня к хозяину
ласковому, которому конь, как верный слуга и товарищ, «предвещивает»,
что
«матушка сыстарилась, молода жена просваталась».
В 1885 году вышел из печати I отдел сборника — «Донские
казачьи песни» А. Пивоварова, также без напевов; в него вошли 162 песни
(исторические, разбойничьи, удалые и военные). Отдел И, состоящий из
147 песен колыбельных, свадебных,
семейных и любовных, и III (43 песни «разного содержания») — не поступали
в продажу и известны в очень немногих экземплярах. Помещенные в последнем
отделе семь текстов донских былин вследствие этого не увидели бы света
и не стали бы предметом изучения, если бы Вс. Ф. Миллер не напечатал
их в «Этнографическом
Обозрении» за 1902 год, вместе с четырьмя былинами новой записи. Здесь
же помещена статья Миллера «К новым записям былин из Донской области»,
в первые ознакомившая научный мир с наличием на Дону былевого эпоса
и с текстами некоторых, наиболее популярных среди донских казаков «старинных»,
«стародавних», «богатырских» песен,— под каковыми названиями ходят на
Дону былины.