А. Листопадов - Песни донских казаков

Народные песни



Песенные сборники, книги, ноты для хора
тексты русских народных песен

 

 

СОБИРАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ДОНУ
И МОЯ РАБОТА

(Из наблюдений собирателя)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Через 40 лет после сборника Кольбе, в 1866 году, вышел «Сборник донских народных песен» А. Савельева, по подбору и обработке материала считающийся одним из лучших донских сборников.
К недостаткам этого сборника относится отсутствие данных о времени и месте записи, а главное, отсутствие напевов, вследствие чего часто теряется представление о народном стихосложении. При таком безнапевном способе записи обычно выпадают характерные для донской песни вставки, междометия и проч., имеющие важное значение для сохранения формы и размера стиха.
В сборнике Савельева 113 текстов; из них 18 взято из «Песен русского народа» И. Сахарова (1841 г.); остальные, по-видимому, записаны самим собирателем. Заслуживает внимания обширный вступительный очерк, составленный с большим знанием казачьего быта и песни.

Нельзя не пожалеть, что Савельев в этом сборнике не дал ни одной песни-былины о старых русских богатырях, лишь упомянув во вступлении о наличии их у донских казаков. Он не ставит былины на первое место, как это вошло в традицию на Севере, а упоминает о них только между прочим, в главе семейных песен,— там, где проводит параллель между эпизодами из жизни Добрыни и казачьим бытом.
«Из всех мифических богатырей,— пишет он,— на Дону пользуется большою известностью Добрыня Никитич. Его прощанье с матерью, его выезд на богатырские подвиги, чтобы «душечку добра коня наездити, богатырские силы призуведати», долгое отсутствие из дому и в это время измена жены,— все это возбуждает особенное сочувствие между казаками, может быть, потому, что в жизни мифического Добрыми так много сходного с жизнью казака»: та же долгая служба, отсутствие из дому,— наконец, старость матери, судьба женщины одинокой, то же трогательное участие душечки — добра коня к хозяину ласковому, которому конь, как верный слуга и товарищ, «предвещивает», что
«матушка сыстарилась, молода жена просваталась».

В 1885 году вышел из печати I отдел сборника — «Донские казачьи песни» А. Пивоварова, также без напевов; в него вошли 162 песни (исторические, разбойничьи, удалые и военные). Отдел И, состоящий из 147 песен колыбельных, свадебных, семейных и любовных, и III (43 песни «разного содержания») — не поступали в продажу и известны в очень немногих экземплярах. Помещенные в последнем отделе семь текстов донских былин вследствие этого не увидели бы света и не стали бы предметом изучения, если бы Вс. Ф. Миллер не напечатал их в «Этнографическом
Обозрении» за 1902 год, вместе с четырьмя былинами новой записи. Здесь же помещена статья Миллера «К новым записям былин из Донской области», в первые ознакомившая научный мир с наличием на Дону былевого эпоса и с текстами некоторых, наиболее популярных среди донских казаков «старинных», «стародавних», «богатырских» песен,— под каковыми названиями ходят на Дону былины.

1 2 3 4 5 6 7 8 9