А. Листопадов - Песни донских казаков

Народные песни



Песенные сборники, книги, ноты для хора

 

 

СОБИРАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН НА ДОНУ
И МОЯ РАБОТА

(Из наблюдений собирателя)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Последними сборниками, относящимися к прошлому столетию, являются два сборника с напевами: Е. Альбрехта и Н. Бесселя — «Сборник солдатских, казацких и матросских
песен», вышедший в 1886 году, и «Сборник русских , казачьих и военных песен для донского кадетского корпуса», 1891, автором которого, по имеющимся данным, был Шило.
Образцов донского фольклора в этих сборниках мало: из 100 песен первого сборника — донских казачьих только 23, к тому же сильно изуродованных в части напевов; во втором — 8 из 37-ми. Положительного значения эти сборники иметь не могли, в особенности последний —крайне дилетантски составленный; ими на Дону пользовались мало.
Не высоки по качеству и следующие четыре сборника с напевами,
вышедшие уже в текущем столетии: Хрещатицкого — «Казачьи песни Донского войска», 1903, с 11-ю донскими песнями из 23-х; С.А. Холмского — «Сборник казачьих песен», 1910, с 220-ю донскими песнями из 525-ти; Н. Голубинцева — «Песни донских казаков » , 1911, состоящий из 65-ти донских казачьих песен, и, наконец, Вл. Арнольд Ильинского — «Песни казаков», 1915 года с 6-ю песнями.
В этих четырех сборниках, как и в двух предыдущих, сказывается непонимание составителями их строя и характера донской казачьей песни.
Автор следующего по времени сборника Н. Н. Голубинцев к своему сборнику 1911 года приложил удостоверение Московской консерватории, выражающее сборнику одобрение, как «составленному с большим знанием духа казачьей песни и очень желательному для распространения».
Считаю нелишним отклониться здесь несколько в сторону, чтобы выяснить отношение русских консерваторий к вопросам русского фольклора.
В 1898 году вышел сборник песен уральских казаков, составленный А. и В. Железновыми. Он так же, как и упомянутый сборник Голубинцева, получил одобрение, на этот раз от Петербургской консерватории. Это показывает, как далеки были наши русские консерватории от знания русской народной музыки, в частности — донской песни. Они не понимали духа последней, ибо этот «дух» казачьей песни, на знание которого упирают обе аппробации, полностью отсутствует и в донском сборнике Голубинцева, и в уральском Железновых: они оба гармонизованы в западноевропейском стиле, противоречащем духу подлинной казачьей песни.

Правда, донская казачья песня имеет некоторые отличия от русской песни, вызванные особенностями казачьего быта. Но отличия эти настолько несущественны, что проф. А. Д. Кастальский, теоретик и знаток русской народной музыки, в своем труде «Особенности народно-русской музыкальной системы» (изд. 1923 г,.) «наибольшее количество закономерностей,
распространяемых им на все русское многоголосие, выводит, главным образом и именно, из традиций донской казачьей песни».
Проф. Кастальский в своих выводах исходил из совершенно правильного понимания донской казачьей песни, как одной из прямых отраслей русской народной песни, заключающей в себе лишь некоторые особенности,
обусловленные историческим укладом боевой жизни донских казаков.
Русские консерватории обязаны были проявить больше внимания к изучению русской народной музыки и духа казачьей песни и одобрением таких работ, как дилетантские сборники Голубинцева и Железновых, несмотря на участие в них профессоров консерватории в качестве гармонизаторов, не вводить в заблуждение русское общественное мнение.
Если упомянуть еще о нескольких отдельных песенных текстах, разбросанных в донских газетах, и собрании В. Секретева и А. Чекунова («Донские областные ведомости» за 1875 год, 56 текстов), то этим будет исчерпан почти весь песенный донской фольклор, появлявшийся в печати
в дореволюционное время.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9