А. Листопадов - Песни донских казаков

Народные песни



Песенные сборники, книги, ноты для хора

 

 

О СКЛАДЕ БЫЛИН СЕВЕРНЫХ И ДОНСКИХ

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Недооценка донских многоголосных былин, исходившая из поверхностного знакомства с ними первых исследователей, мешала установлению правильного понимания роли и значения северного эпоса и не могла не привести к преувеличенному представлению о
последнем, как о почти единственном образце русского былинного эпоса,
сохранившемся до наших дней, и как о единственной былинной форме,
с высоты которой повелась оценка всего того, что становилось в
этой области известным из других местностей.
Первая попытка такой оценки донского эпоса была сделана проф. Вс. Ф. Миллером в «Этнографическом Ободрении» за 1902 год, в статье «К новым записям былин в Донской области».
«При отсутствии прочной былинной традиции повсюду в России, кроме губерний Олонецкой и Архангельской, — говорил он тогда, —
мы, конечно, не можем надеяться найти на Дону тех обширных старин, которые были записаны из уст северных сказителей». Дальше Миллера пошел неоднократно цитировавшийся выше известный собиратель и исследователь А. Маслов, уточняющий и расширяющий в своем последовании о былинах высказанное Миллером положение:
«Нет сомнения,— пишет он,— что былинная традиция в этих местах (в Сибири, Поволжье, на Урале, на Дону) пала, заглушаемая более близкими народу событиями. Хотя собиратель песен в Донской области А. М. Листопадов и старается разбить установившееся мнение о сохранении былевого эпоса только на Севере России записанными им более чем 50-ю былинами, тем не менее падение на Дону былинной традиции остается в силе». «Признаком падения эпической традиции, —
продолжает Маслов,— служит, прежде всего, краткость старины; затем, каждый певец знает одну-две старины, редко больше. Наоборог, процветание же эпической традиции характеризуется длиной старин, сложностью эпических сюжетов, и каждый певец знает несколько старин».

Некоторые из исследователей и в наши дни по укоренившейся традиции высказываются о казачьем эпосе примерно в том же духе, говоря, что «изложение казацких былин» сокращается, что «сюжеты не развернуты», что они «лишены четких контуров и подробностей разработки» и т. п.
Во всех приведенных утверждениях Миллера, Маслова и других — не может не броситься в глаза необоснованность выводов.
Ведь падение эпических традиций, по многим свидетельствам, наблюдается не только на Дону, но и на Севере.
А. Маслов, например, в I томе «Трудов Музыкально-Этнографической Комиссии» (1905) указывает на «упадок былинной традиции на Терском берегу Белого меря. Этот упадок проявляется в том, что там былины. поются не до конца, и конец забывается».
В южной части Карельского Беломорья А. Д. Григорьев еще в 1899 году констатировал «наибольшее оскудение эпической традиции».
В качестве признака угасания он отмечал «краткость поморских былин, отсутствие знатоков с большим репертуаром».
«В Архангельской губернии,— по его же словам,— старины еще продолжают сохраняться,— однако знание былин все-таки падает и будет падать».
О наблюдениях Маркова А. М. Астахова пишет следующее. «В 1901 году А. В. Марков определенно констатировал значительный упадок былинной традиции на западном берегу Белого моря. По словам
Маркова, в настоящее время былины сохраняются в средней части Карельского Поморья лишь в памяти отдельных стариков, которые их уже не поют, а сказывают. Тексты былин — незаконченные и отрывочные, многие сокращены до голой схемы».
А вот свидетельства последнего времени. Автор статьи «Живая старина» — Леонтьев2 говорит о сказителе Осташеве из деревни Смекаловки на Печоре, что он «знал когда-то больше двух десятков былин, но сейчас л а мять стала изменять ему, и я записал от него лишь 11 былин» (текстов).
Приведу, наконец, высказывание проф. Ю. М. Соколова: «Происходит несомненная утрата и сюжетов, и поэтических приемов сказывания. От Рябинина Трофима Григорьевича в свое время записано 23 сюжета, тогда как современный сказитель Петр Иванович Рябинин-Андреев знает лишь шесть сюжетов. Современные сказители забывают и утрачивают разнообразные музыкальны е мотивы; и если Трофим Григорьевич и Иван Трофимович Рябинины исполняли свои былины на несколько (до десяти) различных мотивов, то правнук — Петр Иванович Рябинин-Андреев все былины поет только на два музыкальных мотива.
В настоящее время, как показали последние наблюдения современных фольклористов, старинные былины явно идут к забвению в северном крестьянстве. Наблюдается явное измельчание старинного былинного репертуара у большинства сказителей. Сказывание былин теряет значение особого мастерства. Во время экспедиции 1927 года приходилось с трудом разыскивать немногих стариков и старух, знающих былины».

Из приведенных свидетельств становится ясным, что для подчеркивания факта отсутствия на Дону обширных старин, как это делали Миллер и Маслов, имеется тем меньше оснований, что главная причина краткости донских текстов — не в падении эпических традиций, а в тех присущих донской былине чертах, которые отличают ее от северной, представленной в записях северных собирателей и которые не позволяют поэтому подводить донскую былину под один ранжир с северной и , с высоты последней расценивать ее.
Лишь в последние годы, благодаря трудам фольклористов Ленинградской фольклорной комиссии Академии Наук, мы узнали из новых фонографических записей, что и на Севере (Печора, Мезень, Пинежье)
бытуют многоголосные былины, и исполняются они не одиночками-сказителями одноголосно, а группами в несколько человек, многоголосно.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9