Песни севера - ноты и тексты

Песни и хоры из репертуара Государственного Северного русского народного хора



Песенный фольклор северных районов России, ноты и тексты народных песен

 

 

Ноты и тексты фольклорных песен
Песни севера
собраны А.Я.Колотиловой
музыкальная запись П.Ф.Кольцова
ОГИЗ Архангельское издательство, 1947г.

оглавление:

 

Предисловие К. Коничева

„Сказка—складка, песня — быль”
 „Не я пою, душа поет"
„Без песен рот тесен"

И много-много существует- в народе поговорок и пословиц, определяющих характер русских песен, характер русской души, вылитой в песнях, в их бесконечном разнообразии.
И еще говорили в старину:
„Бедный песни поет, а богатый только слушает".

Народная песня —достояние тружеников.
Общеизвестно, что нигде, ни в одной стране нет такого богатства песенного фольклора, как у нас в России, и особенно на Севере.
Народная поэзия, бытовавшая сотни лет и бытующая по сей день в деревнях ближдих и отдаленных районов Архангельской области, проникнута глубоким нравственным содержанием, чувством гуманности, отображает волевой и сильный дух русского простого человека с его настроениями и душевными переживаниями.
„Покажите мне народ, у которого бы больше было песен,— писал Н. В. Гоголь, —наша Украина звенит песнями. По Волге от верховьев до моря, на всей веренице влекущихся барок, заливаются бурлацкие песни, под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни бабы пеленается, женится и хоронится русский человек".
Богата песнями наша советская родина. Каких только песен не поет народ и на работе и на отдыхе!
Песни бывают разные: любовные, лирические, исторические, былинные, плясовые, хороводные, свадебные и посиделковые, балагурные—скоморошьи; есть песни, поднимающие дух боевой, есть песни, слезу вышибающие.
Гениальный художник слова Тургенев в своем замечательном рассказе „Певцы", изображая двух представителей устного народного творчества, показал чудодейственную силу воздействия умело и страстно исполненной песни.

 Классики русской поэзии: Пушкин, Некрасов, Никитин, Кольцов росли под влиянием народных песен—этого богатейшего наследства русской культуры.
А разве наши современные поэты не прибегают к живительному источнику народной поэзии?
Лучшие песни современных поэтов, благодаря такой взаимосвязи с фольклором, становятся народными.
В дни Отечественной войны песни наших поэтов и композиторов силой своего воздействия увлекали бойцов на совершение героических подвигов, придавали храбрость, воспитывали бесстрашие и способность к самопожертвованию.
Наличие русских песен в сокровищнице народного творчества поистине огромно. Например известно, что только в сборниках А. И. Соболевского, М. В. Шеина и П. В. Киреевского опубликовано свыше десяти тысяч песен, не говоря уже о других многочисленных сборниках. И все-таки, как утверждает известный знаток русского фольклора академик Ю.М. Соколов, — всей массы напечатанных текстов для суждения о народной песне недостаточно, ибо песенное богатство во много раз больше имеющихся публикаций.
Песенные богатства Севера недостаточно изучены, записаны лишь крупицы всего сохранившегося. Опубликованные записи песен (как например, „Шенкурские песни", собранные П. Мокеевым в предреволюционные годы) являются теперь библиографической редкостью.
Песенницы, пришедшие в хор А. Я. Колотиловой из Пинеги, с Мезени, из Лешуконья, из Карпогор и других северных уголков., внесли в репертуар хора северные русские старинные, неизвестные в печати песни.
Немало талантливых исполнителей и хранителей народных песен было и есть на Севере. Недаром и не случайно приезжают на Север за песнями исследователи-фольклористы. Существует изрядное количество сборников русских народных песен, ив большинстве их вид нов место занимают песенники-северяне. Долгое время песни записывались от безымянных хранителей, не придавалось значения выявлению наиболее поэтически одаренных индивидуальностей, не было допыток создавать коллективы исполнителей народной песни из людей, любящих это дело, знающих множество текстов и мелодий старинных русских песен, умеющих вносить в них черты современности.

Известна, что сказители бывают разные: одни являются просто добросовестными хранителями устного архива, дошедшего до них из глубины веков. Они бережно, не допуская в песню посторонних слов, передают изустно в незыблемом, нетронутом виде то, что знают. Другие, творчески одаренные, не ограничивают себя узкой ролью хранителей фольклора и в старые песенные и былинные, формы смело и талантливо вносят новое содержание. Таковы у нас на Севере ныне здравствующие сказительницы Марфа Крюкова, Маремьяна Голубкова и Ангелина Оуховерхова. Прекрасной хранительницей северного народного эпоса, творцом и исполнителем, умевшим артистически устно передавать и, уместно импровизируя, видоизменять сказы и песни, была известная бабушка Мария Кривополенова.
В воспоминаниях О. Э. Озаровской о ней говорится: „И поехала бабушка со мной в Москву. А в Москве не одной мне, а многим тысячам показала, какая она артистка. Маленькая, сухонькая, а дыханье, как у заправского певца! Три зуба во рту, а произношение четкое на -диво.."

Семидесятивосьмилетней она выступала в Москве, Ленинграде, в Харькове и многие других городах. Выступала перед широкой публикой сто тридцать пять раз! «Как не растерялась старая нищенка перед лицом тысячной толпы? — спрашивает Озаровская и находит, что это тайна артистической власти. Пусть она неграмотная нищенка, а в первых рядах сидят знатные, богатые, ученые, но бабушка властвует над ними; потому что в эту минуту чувствует себя и богаче и ученее всех слушателей. Она поет „Небылицу", эту пустую, забавную чепуху, и так властно приказывает всем подтягивать, что тысячная толпа, забыв свой возраст и положение, в это мгновение полна одним желанием: угодить лесной старушонке. Обаяние ее личности, твердой, светлой и радостной, выкованной дивным Севером, отражается в ее исполнении.
Среди песенниц Северного хора в Архангельске есть пинежанки, которые хорошо помнят покойную бабушку Кривополенову и считают за счастье быть хоть немножко похожими на эту чудесную, неповторимую обладательницу крупнейшего самородного таланта.

Большую роль в собирании северных песен и их исполнении на сцене, эстраде, в различных аудиториях и перед микрофоном в радиостудиях выполняет получивший широкое признание Хор северной народной песни, существующий двадцать лет под руководством бывшей сельской учительницы А. Я. Колотиловой.
С самого начала организации хора руководительницей занята правильная линия в подборе участников хора из деревенских девушек и женщин, уроженок тех районов Севера, где в изобилии бытует песенный фольклор, где не забыты' мелодии старинных песен.
В сборнике приводится несколько песен, созданных участниками Северного хора в период Отечественной войны.
В песнях „За родную Москву”, „Под славным Сталинградом " и других чувствуется понимание политического момента, переживаемого страной, и настроение уверенности в победе над врагом.
С новыми песнями, написанными на темы Отечественной войны, Северный хор неоднократно выезжал (в 1943—1944 гг.)
 
и воинские части Карельского фронта, где среди бойцов и командиров пользовался колоссальным успехом. Влияние выступлений хора положительно сказалось на оживлении художественной творческой самодеятельности в некоторых подразделениях фронта. Следует сказать, что песни, непосредственно создаваемые хором, не отшлифовывались и пока далеки от совершенства. Это значит, что над новыми песнями надо много и тщательна работать. Так работать, чтоб о песне, вошедшей в репертуар, можно было сказать старой поговоркой: „Из песни слова не выкинешь".
В старинных северных песнях, имеющихся в репертуаре хора, созданного А. Я. Колотиловой, преобладают любовные, лирические песни. В них то слышится девичья сердечная тоска по милому ясному соколику, отлетающему куда-то далеко; то выражается горечь и обида по адресу дружка, легкомысленно бросившего девушку, и тут же обращение к окружающим с просьбой не злословить, а научить, как мила-друга забыть. Характерно, что ни в одной из старинных любовных песен не встретишь вульгарного слова „дроля", которое нередко мелькает на Севере в частушках более позднего времени. В старинных северных песнях девушка, обращаясь к милому, называет его словом ласковым, нежным: соколик, голубь сизой, воркуночик, соловеюшко залетный и т. п.
В одной из песен девушка-северянка, выпевая свое горе, обращается к пташке, просит ее слетать к милому дружку и сообщить ему:

„Да довела меня участь горька
 До горюшка до беды,
Да до горюшка до беды,
До немецкой слободы".

Очевидно, эта песня своим появлением и содержанием связана с периодом засилья иноземной торговли в Архангельске, когда значительную часть города занимала так называемая „немецкая слобода" с факториями немцев, англичан, голландцев и других торговых представителей, методично подрывавших экономику нашей страны. В ту пору многие девушки-северянки были вынуждены идти прислугами, прачками, поломойками по найму к иностранцам, у которых нелегко жилось, поскольку „почиталось за великую беду попасть в немецкую слободу".
В шуточных северных песнях (а они также не редкость в репертуаре архангельских песенниц) встречается обилие веселого незлобивого бытового юмора. Есть основание полагать, что шуточные песни и скоморошины появились на Севере благодаря следующим обстоятельствам. Известно из ряда исследований, что песня и пляска существуют на Руси испокон веков и что до самых преобразований Петровской эпохи со стороны церкви, с ее старыми канонами, не терпящими светского развлечения, долгие годы тянулось обличение “беcовских" песен, уличение и преследование их исполнителей-скоморохов. Еще при Грозном в „Домострое"  указывалось:
Гусли и всякое гудение и плясание и плескание и скакание и всякие игры и песни бесовские, якоже дым отгонит пчелы, такоже отыдут и ангелы божий от той трапезы и смрадные беседы и возрадуются беся..
Преследование весельчаков-скоморохов и песенников доходило до того, что в Москве по повелению патриарха собирали музыкальные инструменты и, злорадно торжествуя, сжигали их. В обиходе оставляли только безобидную пастушескую берестяную свирель. Й все же потребность русского народа в песнях и развлечениях была настолько велика и сильна, что ни церковная аскетическая проповедь, ни физическое преследование и устранение скоморохов, ничто не мешало зарождаться, жить и широко распространяться русской песне. Сама веселая, остроумная и едкая скоморошья песня вместе с ее носителями была загнана на Север и здесь сохранилась до настоящих дней.

Народные песни и народные хоры у нас в Советской страде пользуются большой любовью. Об этом говорит и пример двадцатилетнего существования Северного хора, участвовавшего в художественных олимпиадах и фестивалях в Москве, выступавшего во многих городах Советского Союза, в районах Северного края.
К заслугам руководительницы Северного хора А. Я. Колотиловой следует отнести факт привлечения к участию в работе хора сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. В молодые годы Крюкова была уже известна как сказительница, и много ее былин, записанных фольклористом Марковым, было опубликовано. Но потом о Крюковой забыли, считали ее умершей и не вспоминали тридцать пять лет. Между тем, сказительница служила ночным сторожем, втихомолку напевала старинные песни и не думала, что когда-то кому-то понадобится ее былинный песенный дар, присутствия которого, быть может, и сама она не замечала.
Участвуя в Северном народном хоре, М. С Крюкова выступала по радио с пропеваниями; по заданию редакции газеты “Правда” сказительница с помощью А. Я. Колотиловой создает первые свои сказы, затем быстро становится известной по всему Советскому Союзу. К ней потянулись фольклористы записывать неиссякаемое богатство старин-сказаний.
В заботу руководителей хора входило не только собирание северных песен и подбор соответствующих кадров, но также необходимо было искать сохранившиеся еще кое-где древнерусского стиля костюмы, когда-то служившие богатейшим украшением русской женщины-северянки. И это удалось сделать.
 
Песенницы Северного хора обладают замечательными, вызывающими общий восторг костюмами.
В этих древнерусских ярких одеяниях проявлен тонкий художественный вкус и замысловатая изобретательность; Каждая деталь в костюмах и головных уборах как бы вливается в общий колорит внешнего оформления хора и неразрывно сочетается с внутренним его содержанием. Исполняется ли на сцене знаменитая „Северная свадьба", или же задорные пинежанки голосисто разносят на весь переполненный зал протяжную песню —во всех случаях костюмы северных песенниц являются в их настоящем виде неотъемлемой частью прекрасного, гармоничного целого.
Нельзя не упомянуть о работе композитора П. Ф. Кольцова, приложившего не мало труда к делу сохранения северных народных песен. При участии П. Ф. Кольцова проводятся экспедиции по записи песен, что дает возможность значительно расширить репертуар хора, включив в него жемчужины стариннейшего русского роспева.
К. Коничев.

Песни об Отечественной войне
За родную Москву. Запись В. А. Полтина
Под славным Сталинградом. Запись С.А. Бугославского.
Поворот от ленинградских ворот. Запись В. А. Поликина.
Ой волна, ты волна. Запись С. А. Бугославского.
Цвела, цвела черемуха
Песни протяжные
Ты взойди-тко взойди, да краснее солнышко.
Не во нашем полюшке
Со вчерашнего пбхмелья.
Раз молоденькие вы молодчики.
Снежки-то белы, белые пушистые
Летал голубь
Не ходил бы, не гулял бы.
Нам сказали про Ивана-то хитер
Экой Ваня
Не ласка косатая.
Как у наших у ворот
Весной девушки гуляли
На все горюшко девушка зародилась.
Ой, що ты, гуленька
Прощай, радость.
Вы премилые девушки.
Не слыхала Катерин ушка
Полно, солнышко» из-за лесу светить
Отлетает мой да соколик.
Соловеюшко парень молодой
Веселнтесь-ко, подружки.
У Катеринушки-то батюшко
Вьюн на воды.
Канареечка прелестна.
Что ты, что ты, сине море
Песни хороводные, игровые и плясовые
Не в лужках мальчик гуляет
Я посею конопелко
У зеленого сада.  
Хожу я по травке  
У Гурьевых у ворот
Мне казался о Микоян долог День
Ты, молодка молодая.
Обе иду ли я кругом города
Ай, Дуня. Дуня.
Посеяли девки леи
Катя маленькая
Песни шуточные и частушки
Ай, задумала меня мать
Чечетка. Запись С. А Бугославского
 Уж ты, тропка, тропинка моя
Еще все мужья до жен добры
Вечор сокол
Тина, тина, тинушка
Все девки по лавкам
Частушки плясовые под тальянку
Любовь девичья в частушках
Словарь

Песни, помещенные в сборнике, записаны у мастериц фольклорной группы Русского народного хора северной песни.
Песни Пинежского района записаны от семьи Серебренниковых: матери — Парасковъи Григорьевны а дочерей — Ксении, Варвары, Фелицаты и Евстолии, и от Булановой Анастасии, Мокеевой Ефросиний, Мокеевой Афанасии, Некрасовой Варвары, Лысковой Павлы.
Песни Лешуконского района записаны от Киприяновой Таисии, Уткиной Анны, Солковой Анны, Антуфьевой Анастасии, Задориной Евдокии
Песни Каргопольского района записаны от семьи Крапивиных — сестер Анны, Нины и Ольги.
Песни Шенкурского района записаны от Гашевой Агриппины, Десятковой Ефросиний, Задориной Анны, Хабаровой Валентины.
Обложка, шмуцтитулы и заставки художника С. Г. Григорьева.

Песни районов севера Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!