Песни русского народа в сборниках с нотами для голоса и текстами
«Собрание русских простых песен с нотами» Трутовского (четыре части, изданные
в 1776—1795 годах с дополнительным переизданием первой части в новой редакции
в 1796 году) и «Собрание народных русских песен с их голосами на музыку
положил Иван Прач> (1-е издание—1790, 2-е издание—1806 и 3-е издание—
1815) являются первыми печатными сборниками русских народных песен и как
в силу этого, так и благодаря огромной ценности включенных в них песенных
материалов имеют выдающееся музыкально-историческое значение. Возникнув
почти одновременно в условиях большого подъема передовой общественной мысли
в последней четверти XVIII века, они имели, однако, различную историческую
судьбу. Сборник Трутовского. со времени выхода в свет его отдельных частей
в ограниченном тираже, впоследствии не переиздавался и оставался до наших
дней большой библиографической редкостью, ознакомление с ним было доступно
лишь весьма ограниченному кругу специалистов-музыковедов—историков и фольклористов.
Сборник же Прача, будучи выпущен в свет в трех изданиях при его жизни, был
вновь переиздан еще раз в 1896 году, и материал его был весьма широко использован
как в позднейших сборниках русских народных песен, имевших различное назначение,
так и в творческой практике русских композиторов и в музыковедческой литературе.
Со времени опубликования вводной статьи А Е. Пальчнкова к изданию «Собрания
народных русских песен с их голосами» в 1896 году под новым заглавием: «Русские
народные песни, собранные Н. А. Львовым», этот сборник, бывший ранее известным
под названием «Сборника Прача», стал называться «Сборником Львова-Прача»,
сохранив также и свое прежнее название. В связи с этим возник вопрос о том,
кто же является действительным составителем этого сборника, являющегося
одним из важнейщих музыкально-исторических документов в области публикаций
материалов русского народного песенного творчества, их художественной обработки
и их изучения? Основные данные по этому вопросу собраны пока, впредь до
возможного открытия новых материалов, в уже упомянутой статье Пальчикова
и в «Очерках по истории музыки в России» Н. Ф. Финдейзена, к которым мы
и должны обратиться.
Как это видно уже из самого заглавия рассматриваемого нами сборника, «Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач» (подчеркнуто мною.— Е. Б.), этот последний выступает в нем лишь как «полагатель песен на музыку», то есть в основном как «аранжировщик» или «гармонизатор» песенных мелодий «Собрания», а также, возможно, и записыватель части их, поскольку значительная часть песенных мелодий «Собрания» заимствована как из сборника Трутовского, так и из других источников, о чем будет упомянуто в дальнейшем изложении настоящей статьи.
Эта роль Прача как гармонизатора песенных материалов сборника никем не
отрицается. Иначе обстоит с вопросом об участии Прача в деле самого составления
и оформления сборника, в деле подбора для него народного песенного материала,
классификации этого материала и научного обоснования проделанной работы.
Всеми приводимыми в статье Пальчнкова (они упоминаются и в настоящем издании
«Собрания народных русских песен») свидетельствами — Ф. П. Львова, Евгения
Болховнтннова и Г. Р. Державина—подтверждается, что автором вводной статьи
к «Собранию» является Н. А. Львов. Ф. П. Львов, кроме того, называет его
составителем «Собрания», ограничивая участие в нем Прача лишь тем. что
им были «положены на музыку», то есть снабжены фортепианным сопровождением
«голоса» (мелодии) включенных в сборник песен. Что же касается Державина,
то он мотивирует невозможность участия Прача в деле составления сборника,
то есть в деле подбора для него песенного материала (мелодического и текстового),
указанием на то, что «Прач совсем не знал русского языка и не мог разуметь
ни характера, ни красот» русских
народных песен, а «клал только слова на ноты по объявлению Львова».
Львову кроме основной роли в составлении сборника, принадлежала еще роль его издателя. 3 чем точно состояли издательские функции Львова, нам неизвестно. Но все же можно предполагать, что печатание первого издания «Собрания народных русских песен» в типографии Горного училища было организовано не без помощи Львова, имевшего непосредственное отношение к горному делу. Как это видно из данных, сообщаемых Н. Ф. Финдейзеном («Очерки по истории музыки в России», т. II. стр. 331), за Прачем сохранялось авторское право на весь материал «Собрания», и ему же лично принадлежали доски, на которых был награвирован нотный текст этого сборника. Это видно из обращения Прача в 1811 году в типографию Академии Наук, через которую он намерерался выпустить третье издание «Собрания». Прач просил типографию Академии, «чтобы Типография своим коштом и на своей хорошей бумаге отпечатала для него 600 экземпляров текстов и 900 экземпляров музыки. За сие Г. профессор Прач предоставляет Типографии: 1-е Навсегда 157 медных досок, на которых гравирована Музыка.—2-е Предоставляет также и право Авторское, которым (типография Академии.—В. Б.) может на всегда пользоваться, отпечатывая музыку продавать в свою пользу; но с тем: чтобы по выдаче ему желаемого количества экземпляров, Типография остановилась продажею от себя на один год». Условия Прача не были приняты Академией, и третье издание «Собрания народных русских песен» было отпечатано в Медицинской типографии в Петербурге (второе издание печаталось там же в типографии Шнора). Просьба Прача об издании 600 экземпляров одних текстов сборника объясняет нам также причину наличия в наших книжных собраниях нескольких экземпляров первого издания «Собрания народных русских песен» без нот, с одними песенными текстами и свидетельствует о том, что и первое издание «Собрания» было выпущено в свет в двух видах: полностью и с одними только песенными текстами.
Если роль Н.А. Львова как составителя «Собрания народных русских песен
с их голосами» и как инициатора этого дела была определяющей, то также
весьма значительной была и роль Прача как композитора, явившегося практическим
оформителем этого начинания. И значительность этой роли послужила основанием
сохранения за Прачем авторских прав на материал «Собрания».