Песни русского народа в сборниках с нотами для голоса и текстами
А. Е. Пальчиков в своей статье дает довольно подробную характеристику Николая
Александровича Львова, выдающегося культурного, энциклопедически образованного
деятеля своей эпохи— одаренного поэта, большого любителя музыки, талантливого
рисовальщика, гравера, архитектора, археолога и геолога. К фактическим данным,
имеющимся в статье Пальчикова, следует еще прибавить, что Н. А. Львов (1751—1803)
был членом Российской Академии, ныне Академии Наук и почетным членом Академии
Художеств. Он был объединителем литературно-поэтического кружка, в который
входили: Державин, как его центральная фигура, Хемннцер, Капнист и другие
литературные деятели того времени. «Львов одним из первых в России выдвигает
проблему народности в литературе, связывая ее в первую очередь с понятием
национальности («История русской литературы». Академия Наук т. IV, 1947,
стр. 447). В поэтической форме эта проблема получает у Львова свое выражение
в посвящении к либретто комической оперы Е. И. Фомина «Ямщики на подставе
— игрище-невзначай», написанной Фоминым в 1787 году и в том же году поставленной
в Петербурге.
В этом посвящении он пишет:
Я от тебя не потаю:
По нотам мерного я не причастен вою.
Доволен песенкой простою,
Ямскою. хватской, удалою:
Я сам по русскому покрою
Между приятелей порою
С заливцем иногда пою.
Та же проблема разрабатывается Львовым в его статье «О русском народном
пенни», включенной в качестве предисловия в первое издание «Собрания народных
русских песен с их голосами». Впоследствии в это «Собрание» из оперы «Ямщики
на подставе» были включены песни: «Высоко сокол летает» (Къ 34) и «Дорогая
ты моя матушка» i.v. 29). В опере мелодия этой последней песни дана с
текстом: «Ретиво сердце молодецкое». Заимствование этих песен из оперы
«Ямщики на подставе» в сборник Львова-Прача дает нам возможность сделать
три вывода. Во-первых, заимствование в этот сборник песен из оперы, в
сочинении которой участвовал Львов как либреттист, является еще одним
свидетельством значения его роли как составителя сборника. Во-вторых,
в этом мы видим теснейшую связь работы по собиранию и популяризации народно-песенных
материалов с творческой деятельностью в области создания русского национального
композиторского стиля. И, в-третьих, здесь мы имеем лишнее доказательство
того, что составители ранних сборников
русских народных песен широко использовали при их составлении уже
имевшиеся ранее записи народных песенных мелодий.
Наиболее важным в историческом отношении результатом выдвижения Львовым
проблемы народности и национальности было создание им «Собрания народных
русских песен». Этот выдающийся но своему музыкально-историческому значению
труд больше чем псе остальные работы Львова содействовал известности его
имени вплоть до наших дней.