Львов-Прач - Собрание народных русских песен

Народные песни



Песни русского народа в сборниках с нотами для голоса и текстами

 

В. М. Беляев
«Собрание народных русских песен с их голосами» Львова-Прача

1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

А. Е. Пальчиков в своей статье дает довольно подробную характеристику Николая Александровича Львова, выдающегося культурного, энциклопедически образованного деятеля своей эпохи— одаренного поэта, большого любителя музыки, талантливого рисовальщика, гравера, архитектора, археолога и геолога. К фактическим данным, имеющимся в статье Пальчикова, следует еще прибавить, что Н. А. Львов (1751—1803) был членом Российской Академии, ныне Академии Наук и почетным членом Академии Художеств. Он был объединителем литературно-поэтического кружка, в который входили: Державин, как его центральная фигура, Хемннцер, Капнист и другие литературные деятели того времени. «Львов одним из первых в России выдвигает проблему народности в литературе, связывая ее в первую очередь с понятием национальности («История русской литературы». Академия Наук т. IV, 1947, стр. 447). В поэтической форме эта проблема получает у Львова свое выражение в посвящении к либретто комической оперы Е. И. Фомина «Ямщики на подставе — игрище-невзначай», написанной Фоминым в 1787 году и в том же году поставленной в Петербурге.
В этом посвящении он пишет:

Я от тебя не потаю:
По нотам мерного я не причастен вою.
Доволен песенкой простою,
Ямскою. хватской, удалою:
Я сам по русскому покрою
Между приятелей порою
С заливцем иногда пою.

Та же проблема разрабатывается Львовым в его статье «О русском народном пенни», включенной в качестве предисловия в первое издание «Собрания народных русских песен с их голосами». Впоследствии в это «Собрание» из оперы «Ямщики на подставе» были включены песни: «Высоко сокол летает» (Къ 34) и «Дорогая ты моя матушка» i.v. 29). В опере мелодия этой последней песни дана с текстом: «Ретиво сердце молодецкое». Заимствование этих песен из оперы «Ямщики на подставе» в сборник Львова-Прача дает нам возможность сделать три вывода. Во-первых, заимствование в этот сборник песен из оперы, в сочинении которой участвовал Львов как либреттист, является еще одним свидетельством значения его роли как составителя сборника. Во-вторых, в этом мы видим теснейшую связь работы по собиранию и популяризации народно-песенных материалов с творческой деятельностью в области создания русского национального композиторского стиля. И, в-третьих, здесь мы имеем лишнее доказательство того, что составители ранних сборников русских народных песен широко использовали при их составлении уже имевшиеся ранее записи народных песенных мелодий.
Наиболее важным в историческом отношении результатом выдвижения Львовым проблемы народности и национальности было создание им «Собрания народных русских песен». Этот выдающийся но своему музыкально-историческому значению труд больше чем псе остальные работы Львова содействовал известности его имени вплоть до наших дней.

1 2 3 4 5 6 7 8