Русская народная песня - тексты и ноты


русский песенный фольклор

 

 

Тексты и ноты
Русская народная песня
составитель С.Бугославский, Иван Шишов
“МУЗГИЗ”, 1936г.

содержание:

 

Максим Горький знал и ценил русскую песню. Великий пролетарский писатель постоянно вплетает в свои произведения тексты песен, придавая эпизодам своих романов и повестей особую силу чувства, выразительность и колорит песенных и сказочных образов.
В зарисованном с натуры очерке «Как сложили песню» М. Горький,, высланный в 1901 году в Арзамас, раскрывает процесс создания песни как непосредственного, самого правдивого и самого искреннего высказывания. В этом очерке беседа кухарки и горничной переходит в песню.
Они начинают со знакомых им с детства песенных образов, созвучных их настроению, вплетая в них новые мотивы, а может быть, только лишь связывая куски знакомых песен.

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце.
Беспокойно мне, девице молодой.
Все тоскою сердце мается.
— Ой, да не зимою вьюги лютые,
Не весной ручьи веселые.
Недоносят со родной стороны
Сердцу весточку утешную.
— Поглядеть бы на родные-то поля!
— Погулять бы с милым другом по лесам!

Горький раскрыл в приведенном очерке бытовую роль вечно творимой устной песни как самого яркого эмоционального выражения дум и чувств, а не просто музыкального и поэтического «сочинения». Еще раньше И. С. Тургенев в рассказе «Певцы» (из «Записок охотника») с большой силой художника-наблюдателя вскрыл характер исполнения песни, процесс, в котором исполнители и слушатели нераздельно сливаются в одно целое.
В непрерывном текучем потоке создания, исполнения и усвоения массами песен устной бытовой традиции неизменно шлифуется и музыкально-поэтическая их форма, становясь все более, совершенной, пластичной, ясной и выразительной. Зная большую жизненную силу и художественную выразительность народного творчества, Максим Горький уже в наши дни, обращаясь 1 сентября 1934 года на съезде писателей к своим товарищам по перу, говорил: «Начало искусства слова в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его».

Для советского слушателя и исполнителя русская народная песня — не только прекрасный музыкальный материал. Песня ведь и исторический документ, «живая летопись», как назвал ее Н. В. Гоголь. Из песен наша счастливая, радостная молодежь узнает, как тяжело жилось ее отцам и дедам во времена темной царской России.
«Большая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и мечтала.»,— писал В.И. Ленин в статье «Лев Толстой как зеркало русской революции». Песни русского крестьянства, его бедняцких и середняцких слоев, и до и после реформы 1861 года выражали эти пассивные, подавленные настроения. Лишь изредка звучали в песнях гневный протест или жалоба на угнетателей. Ярче и решительней выражение социального протеста обозначилось в русских песнях, сложившихся в городском быту в середине XIX века.
С ростом молодого русского в пролетариата в этих песнях тона жалобы и тоски сменяются классовым гневом, растущей уверенностью в победе. В революции 1905 года русские рабочие выступают со своими песнями — «Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка». Много волнующих, глубоко содержательных и прочувствованных песен родилось в царских тюрьмах и на каторге.
Частушка-коротушка»— самая гибкая песенная форма, в которую легко вливается злободневное содержание, сатира, шутка. В послеоктябрьские годы частушки под гармонь стали неизменными спутниками бодрой, веселой жизни и колхозника, и рабочего; частушка-сатира-шутка создается и исполняется повсеместно.
В прошлом собиратели русской народной песни включали в сборники только лишь старые песни крестьянства, выбирая из них по своему вкусу самое редкое, старинное из песенного репертуара, полностью отвергая революционные песни, песни города, частушки, песни рабочего быта, называя все это «псевдонародным» творчеством, «искажающим» русскую песню.
Не приходится доказывать вредность и абсолютную неприемлемость такого «барско-эстетского подхода к песенному народному творчеству дореволюционной России. Песни, слагавшиеся в рабочих казармах, на сибирских этапах, песни тюрем — ценнейшее народное творчество, заслуживающее всемерной популяризации.

Песенное творчество народов СССР чрезвычайно многообразно и велико. Издание полного собрания народных песен, в частности русской народной песни.—огромная по важности и сложности задача, разрешить которую необходимо в ближайшее время, объединив усилия всех работников музыкального фольклора.
В настоящий сборник вошла лишь небольшая часть русского народного песенного творчества в расчете на удовлетворение элементарной потребности самодеятельных кружков и любителей народной песни. В него включены и наиболее популярные, и давно забытые песни, крестьянские и городские, отобранные из рукописных и печатных сборников первой половины XIX века, а также из печатных сборников Ив. Прача (издания конца XVIII в. и начала XIX в.), Кашина, Римского-Корсакова, Лядова, Ляпунова, Некрасова, Железновых, Свечиной-Кишенской, Листопадова и других. Кроме того, ряд песен печатается впервые (в записи С. Бугославского, И. Шишова и, частично, А. Тихомирова). К песням в большинстве случаев добавлены вторые и третьи голоса. Тексты песен даны без сокращений. Частушки публикуются с текстами как дореволюционными, так и современными, заимствованными из материалов газет и периодических изданий.

Этот сборник никак не может претендовать на исчерпывающий показ различных категорий русской народной песни. Однако в нем собрано много прекрасных песен, представляющих огромный художественный интерес. Эти песни войдут в репертуар массовой музыкальной самодеятельности. Популяризация их будет способствовать дальнейшему развитию работы по изучению и собиранию лучших образцов народного песенного творчества.

I. Песни революционной борьбы
Интернационал
Смело, друзья, не Меряйте
Песня о земле и воле
Долго нас помещики душили
Замучен тяжелой неволей
Утес Стеньки Разина
Смело, товарищи, в ногу
На десятой версте от столицы
Море яростно стонало
Дубинушка
Вековые устои шатнулись
Гулял по Уралу Чапаев-герой
По долинам и по взгорьям
Чайка («Не вейтеся, чайки, над морем»)
По Сединским тайгам

II. Песни каторги и ссылки
Александровский централ
Славное море, священный Байкал
Ночь темна, лови минуты
В пустынных степях Забайкалья
На Нижнетагильском заводе
Эх ты, доля
Солнце всходит и заходит
Не слышно шума городского
Прощай, радость, жизнь моя
Колодники («Спускается солнце за степи»; А. Толстого).
Побег («То не соколы сизокрылые»)
Пловец («Нелюдимо наше морс»)
Звезда, прости

III. Песни старого крестьянского быта
Ой, не вечор, то ли ис вечор (Сон Стеньки Разика)
Ах, ты, Волга-матушка (О Степане Разине)
Ай, ну, как по морю
Уж вы горы вы мои
Ой, да ты, калинушка (запись И. Шишова)
Эй, ухнем (бурлацкая)
Исходила младенька
Уж и что же ты, черемушка
Уж я встану раненько
Снежки белые, пушисты (запись И. Шишова)
Ввечеру поздно коровушку пригнала
На заре было, на зорюшке (запись А. Тихомирова)
Эко сердце, эко бедное мое
Не пой, не пой ты, соловьюшко
Что цвели-то, цвели
Ночка моя, ночка
Уж вы вздохи, мои вздохи
Гуленьки, гуленьки (колыбельная)
И что сильна, сильна да черемушка
Что ни в полюшке, ни колышется (запись А. Тихомирова).
Научить ли тя, Ванюша
И не месяц-то светит
Да кто ж у нас лебедии?
У нашего свата (свадебная плясовая)
Ты, заря ль моя, зорька
Утенушка луговая (хороводная)
Ай, во поле липенька
Посею лебеду (хороводная)
Я посею ли млада
У ворот, ворот (хороводная)
Сеяли девушки яровой хмель
Весел я, весел
Во лузях (хороводная)
Полно, полно вам, ребята, чужо пиво нити (запись А. Тихомирова)
Посеяли девки лен
Выходили красны девицы (хороводная)
Ты не стой, колодезь
Я пойду в зеленый сад гулять
Ходила младешенька по борочку
Как под яблонькой
Я вечер млада
Ехала девица из Казани
При бережку, при лужку (запись И. Шишова)
Как подъехали к морю да рыболовы (свадебная)
На горе-то калина
Ай, на горе дуб
Как со вечера дождь (шуточная)
Что пошла Парашка (шуточная игровая; запись С. Бугославского)
Как у наших у ворот (хороводная)
Ой, летел голубь (шуточная)
Застучи, моя дубинка
Полянка (казачья плясовая; запись И. Шишова)
Вдоль но улице в конец
В темном лесе
Возле речки, возле мосту
А я по лугу гуляла (запись А. Тихомирова)
Пряла паша Дуня

IV. Песни на слова русских поэтов
Ах, тошно мне (Рылеева и Бестужева-Марлииского)
Зимняя дорога (Пушкина)
Смерть Ермака (Рылеева)
Среди долины ровныя (Мерзлякова)
В одной знакомой улице (Затворница; текст Полонского)
Выйду ль я на реченьку (Нелединского-Мелецкого)
Соседка (Лермонтова)
Не осенний мелкий дождичек (Дельвига)
Что мне она, не жена, не любовница (Полонского)
Коробейники («Ой, полна, полна коробушка» Некрасова).

V. Песни и романсы городского быта
Из-под дуба, из-под вяза
Во поле береза стояла
Перевоз Дуня держала
Уж ты, сад
Меж крутых бережков
По Дону гуляет казак молодой (запись И. Шишова)
Куда, милый, скрылся
Вниз по матушке, по Волге
Липа вековая
Потеряла я колечко
Вот мчится партия шахтеров (запись И. Шишова)
Ноченька
То не ветер ветку клонит

VI. Частушка
Частушки о зажиточной жизни (запись С. Бугославского)
Уборочные частушки (запись С. Бугославского)
Частушки колхозницы-ударницы (запись С. Бугославского, П. Яркова).
Посевные частушки
Уральские частушки (запись С. Бугославского)
Девичьи колхозные частушки
Шуточные частушки (запись С. Бугославского)
Рязанские шуточные частушки
Волжские страданья
Страданья шуточные (запись С. Бугославского)
Саратовские частушки
Страданья -шахтерские (запись И. Шишова)
Алфавитный указатель песен

 

Вопрос о текстах русских народных песен представляет сложную научную проблему. Часто нужна большая «предварительная научно-критическая работа, чтобы решить, какой «вариант текста предпочесть другому и «а каких основаниях.
Каждый исполнитель народной песни поет ее свободно; он частично изменяет и напев и слова песни; часто эти изменения бывают настолько значительны, что создается уже новая песня на ту же тему или сюжет. Переосмысливание песен всегда имело своей основой классовые начала. Например, песни о Степане Разине созданы народом, как песни о вожде крестьянского восстания, вожде «голытьбы»—бедноты; между тем известно, что при исполнении этих же песен в классово-враждебной среде Степана Разина трактовали «разбойником», «вором». На основе старого напева и отчасти текста создавались и первые русские «вольные» агитационные песни декабристов («Ах, тошно мне»), и песни революционеров-народников («Долго нас помещики душили» и др.).
Стихотворение того или иного поэта, становясь песней, также подвергалось отдельным изменениям. Песни на слова Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Полонского и других поэтов народные певцы меняли многократно и не только в отношении авторского текста, но нередко «и по замыслу (сравним. многочисленные песенные варианты пушкинского «Узника»).
В этом сборнике составители его выбрали прежде всего песенные варианты текстов известных поэтов, т. е. такие тексты, которые действительно пелись в быту и могли сочетаться с напевом. Отсюда, например, «Зимняя дорога» Пушкина приводится без последних строф. Относительно революционных песен, тексты которых написаны известными нам авторами (Рылеев, Полонский и др.), нужно заметить, что в царской России они ведь не печатались, а передавались из уст в уста или в рукописных копиях. Поэтому в этом разделе песен даже авторский текст часто точно не установлен. В этом случае составители выбирали более ходовые и лучшие по содержанию варианты. Читатель сборника и особенно певец не должен смущаться, если встретит «иные варианты помещенных в сборнике песен, например, в новых изданиях «Песни русских поэтов», «Русская баллада» (издательство «Советский писатель», 1936 г.).

Песенник pdf Скачать ноты