Русские народные песни в многомикрофонной записи

Народные песни



Тексты народных песен с нотами, песенник
Белгородская область

 

В. Щуров
ПЕСНИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Десять песен Белгородской области записаны от народного секстета из села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области в 1967 г. Этот коллектив составляет ядро известного народного хора, организованного в колхозе им. Чапаева знатоком и мастером народного пения Ефимом Тарасовичем Сапелкиным. В секстете, участвовавшем в нашей записи, Е.Т. Сапелкин исполнял партию нижнего голоса.
Исполнительскому искусству народных певцов из села Афанасьевка посвящена отдельная брошюра К Некоторые особенности местного многоголосия рассматриваются в специальной статье. Основные черты южнорусского песенного стиля, в русле которого развивается искусство афанасьевцев, охарактеризованы в статье «Песни южной России» Здесь мы укажем лишь на особенности многоголосного распева, наиболее характерные для исполнительской манеры данного ансамбля.

Песенная партитура афанасьевского секстета обычно отчетливо разделяется на три горизонтали. Ведущая роль, как правило, принадлежит среднему голосу. Ему противопоставляются верхние подголоски, расцвечивающие основную мелодию свежими ладовыми и интонационными красками. Нижние голоса служат гармонической основой, «фундаментом» напева. Чаще они образуют с верхними подголосками устойчивый квинтовый «каркас». Наряду с основными голосами в пении участвуют голоса «переходные», промежуточные. Они присоединяются то к одной, то к другой вокальной партии, образуя самостоятельные мелодические линии и тем самым усложняя и обогащая песенную партитуру. Иногда основные голоса также переключаются в интонационную сферу одного из соседних. Благодаря подобной свободной форме изложения, открывающей путь активной импровизации, непрерывно рождаются все новые сочетания голосов. Напев живет, видоизменяется, развивается. В то же время певцы, создавая новые вариации, подчиняются строгим законам формы, они неукоснительно придерживаются рамок, определяемых структурой напева.

Именно в умении проявить творческую изобретательность, сохранив в неприкосновенности основу напева, заключается большое искусство народного мастера.
В процессе совместного пения, по нашим наблюдениям, певцы обнаруживают те пробелы в песенной партитуре, которые необходимо заполнить, и находят в последующих строфах интонации, помогающие создать недостающий выразительный эффект. Если два певца одновременно приходят к одинаковому музыкальному решению, то менее искусный обычно тут же уступает более искусному и активному.
В некоторых афанасьевских песнях основа напева не трехголосна, а двухголосна. В нашем собрании преимущественно в двухголосной фактуре изложены песни «Затрубили в трубушку» и «Через садик, через вишенье».
Голоса, принадлежащие к одной партии, не поют непрерывно в унисон. Они расходятся, взаимодействуют на расстоянии и снова сливаются воедино. Благодаря разветвлению (divisi) вокальных партий в напеве образуются четырех- пятиголосные звукосочетания.
Своеобразно многоголосное строение песни «Ой, что ж это за богатые за сваты?». В ней голоса разделяются на два горизонтальных пласта, и, кроме того, один-два голоса с широкой амплитудой мелодической линии охватывают весь диапазон напева и объединяют вокальные партии, как бы «сшивая» песенную партитуру.
В целом фактура афанасьевских песен сочетает черты полифонии с определенными проявлениями гармонических закономерностей.
Полифоничность музыкальной ткани проявляется в большой интонационной самостоятельности и ритмической свободе голосов — ритмический рисунок каждого из них индивидуален и в известной мере обособлен.

Ноты к белгородским песням

Скачать ноты

Вместе с тем голоса, взаимодействуя друг с другом, отчетливо согласуются по вертикали, образуя точно фиксированные созвучия, формирующие красочную гармонию.

Ноты народных песен

Нотные сборники, песенники

Примечательно, что в ряде случаев певцы по-разному интонируют III ступень лада, и в результате звучит то большая, то малая, то нейтральная терция. Причем терция разной высоты может интонироваться одновременно в разных голосах. Особенно отчетливо это заметно в песне «Ой, тара, тара, тара». При совмещении звуков, относящихся к одной ступени, но имеющих разную высоту, обычно на слух воспринимается какая-нибудь одна интонационная краска либо благодаря более сильному и резкому звучанию одного из голосов, либо в результате того обстоятельства, что большее число певцов отдало предпочтение одному варианту интонирования и данный вариант стал доминирующим в общем звучании.
В состав афанасьевского ансамбля, от которого записаны песни, входят наиболее искусные местные певцы. Прежде всего, это Ефим Тарасович Сапелкин, чье мастерство признано не только в Афанасьевке, но и в окрестных селах. Его голос выписан на нижней строчке штилями вниз. Е. Т. Сапелкин исполнил запевы в песнях «А на хате зелье», «Где ж ты был, шельма, пробывал?», «Затрубили в трубушку».

Ансамбль Белгородской области
Участники ансамбля из с. Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской области

Второй голос снизу принадлежит брату Ефима Тарасовича — Ивану Тарасовичу Сапелкину. В основном он служит связующим звеном между нижним и средним голосами.
Стержень напева обычно формирует центральный голос, третий снизу. Его линия записана с пения Анастасии Никифоровны Ходыкиной, чрезвычайно искусной певицы, обладающей густым сильным альтом. А. Н. Ходыкина поет решительно, уверенно, активно, она подчиняет своей воле остальных участников ансамбля, уступая лишь авторитету Ефима Сапелкина. Во многих случаях Анастасия Ходыкина берет на себя роль запевалы (см. песни №№ 2, 4, 5, 6).
Четвертый голос снизу принадлежит Татьяне Давыдовне Флигинских. Выгодное свойство ее вокальной манеры — умение найти недостающие элементы напева и заполнить возникшие пробелы. Чаще всего линия ее голоса выполняет переходную функцию от средних голосов к верхним.
Два высоких подголоска ведут, соревнуясь друг с другом, сестры Анна Федотовна Веникова (верхняя вокальная партия) и. Ксения Федотовна Костенникова (второй голос сверху). Обе певицы обладают сильными полными голосами, поют увлеченно, эмоционально, энергично.
В целом песни в исполнении афанасьевского секстета звучат насыщенно, ярко, звонко, их содержание передается певцами эмоционально, живо, с большой экспрессией.