Тексты народных песен с нотами, песенник
Забайкалье
Следующие восемь песен записаны от мужского вокального
квартета семейских Забайкалья.
Семейские — потомки русских старообрядцев, поселившихся в середине XVIII
столетия в Восточной Сибири среди бурят.
Живя в течение длительного времени в отдалении от основных центров русской
культуры, семейские сложили оригинальный местный стиль национального фольклора,
корнями связанный с глубинными традициями русского искусства и впитавший
в себя позднейшие культурные веяния.
1 История переселения старообрядцев в Забайкалье изложена в предисловии
к сборнику А. Элиасова и И. Ярневского «Фольклор семейских» (Улан-Удэ,
1963).
Одной из особенностей песенного стиля семейских Забайкалья -является своеобразное
многоголосие. Традицию местного ансамблевого пения достойно представляет
народный вокальный квартет в составе: Александр Иванович Рыжаков, Влас
Трофимович Иванов, Федор Фе-рапонтович Рыжаков и Феоктист Кириллович Рыжаков.
Все четверо — уроженцы села Большой Куналей Тарбагатайского аймака Бурятской
АССР. Трое из участников ансамбля — колхозники из села Большой Куналей,
один (Феоктист Кириллович Рыжаков) переехал из родного села в город Улан-Удэ.
По профессии он шофер. Живя в городе, Феоктист Кириллович остался верным
приверженцем музыкальных традиций родного села. Его вокальная партия естественно
вписывается в общий ансамбль.
Квартет семейских из русского села Большой Куналей Бурятской АССР
Все четверо певцов — пожилые люди. В. Т. Иванов, исполняющий партию тенора,
достиг преклонного возраста: в момент записи ему было 82 года.
Запевает обычно Александр Иванович Рыжаков, один из наиболее зрелых мастеров
народного пения в Большом Куналее.
Каждый из певцов индивидуален, и в то же время их голоса сливаются в стройном
искусном ансамбле.
Сами народные певцы следующим образом характеризуют особенности многоголосия
семейских: «Один, начинщик, ведет всё. Другие голоса вокруг него вьются,
как все равно голубки. Но между начинщиком и тем, который тенерит, должно
быть согласие. А остальные примазываются, чтобы не пойти в раздор»
Это высказывание очень верно определяет существо местного многоголосного
распева. Действительно, в основе народной партитуры семейских лежит двухголосие.
Главный голос — басовый. Басу принадлежат, как правило, запевы. Ведущему
голосу регистрово противопоставляется тенор. Его партия движется преимущественно
в терцию с партией баса, по временам образуя с ней квинтовые, квартовые,
секстовые созвучия. Иногда крайние партии расходятся в октаву. Два средних
голоса существенно дополняют ансамблевое звучание. Они свободно переплетаются,
меняются местами, то сливаясь с одним из главных голосов, то выпевая самостоятельные
мелодические линии. В результате взаимодействия голосов образуются сочетания
из трех-четырех звуков.
Многоголосие семейских полифонично по своей природе; взаимодействие мелодических
линий создает своеобразную народную гармоническую вертикаль. Полифоничность
местного распева проявляется в большой самостоятельности и индивидуальной
выразительности голосов, контрастирующих друг с другом интонационно. и
ритмически. Вокальные партии переплетаются в сложном полифоническом узоре.
В качестве примера такого контраста можно привести следующие построения:
Одним из признаков интонационной самостоятельности голосов
служит орнаментальное опевание длящегося в другом голосе звука (см. пример
№ 4 б).
В ряде случаев можно отметить имитационные приемы, хотя имитация проявляется
в зачаточной форме и не является точной:
Народная гармоническая вертикаль в той форме, как она проявляется в песнях семейских, весьма своеобразна с точки зрения «школьных» правил. В песнях встречается движение параллельными секундами (иногда малыми), жесткие «переченья», сочетания из трех-четырех звуков, расположенных по секундам:
Особенно резки диссонансы в каденциях песен:
Певцы проявляют
большую вариационную изобретательность: в каждой новой строфе мы находим
новые музыкальные краски, причем в некоторых примерах заметно усложнение,
развитие напева. Так, в песне «Полынь — горькая в поле трава» только в
третьей строфе при исполнении третьей фразы тенор достигает вершины своего
регистра (ми).
Для того, чтобы местная традиция была показана по возможности разнообразно,
мы помещаем здесь песни разных жанров: четыре лирические («Что не пыль
в поле запылилася», «Полынь — горькая в поле трава», «Поселенцы вы наши,
бродяги», «Уж ты, Ваня, разудалая голова»), солдатскую («На проталинке
весной»), песню литературного происхождения («В островах охотник»), хороводную
плясовую («Уж вы, стары старики») и современную партизанскую («Не вейтеся,
чайки, над морем»).
Наиболее полно особенности местного многоголосия проявляются в лирических
(протяжных) песнях. Остальные также весьма показательны для местного стиля,
хотя закономерности местного многоголосия выступают в них и не столь ярко.
Все приведенные песни — живое свидетельство высокой певческой культуры
в русских селах Забайкалья.
Песни из нашего сборника — не первые в печати образцы многоголосия семейских.
Несколько примеров этого стиля опубликовано в сборнике А. Элиасова и И.
Ярневского «Фольклор семейских» а также в сборнике «Образцы народного
многоголосия» под редакцией И. И. Земцовского. В обоих случаях нотации
выполнены Н. Н. Дорофеевым.
Составитель выражает благодарность сотрудникам Фольклорной комиссии Союза
композиторов РСФСР М.Б. Чернышовой и И.Я. Носковой за помощь в работе.
В. Щуров