К.Свитова - Народные песни Брянской области

 



Жанры песенного творчества Брянской области

 

 

О жанрах стародубских песен

 

 

Музыкально-поэтическое творчество стародубских крестьян разделяется на два пласта: песни старинные и песни более позднего происхождения. Каждый пласт отмечен печатью свежего времени и обладает стилистическими чертами, соответствующими определенному историческому этапу.
К пласту старинному относятся: календарные песни; семейные песни — свадебные, крестинные, колыбельные и застольные или банкетные; песни весенних и летних гуляний — таночные и хороводные.
К более позднему пласту относятся различные протяжные и полупротяжиые лирические песни: любовные, песни-баллады, чумацкие, солдатские, рекрутские, уличные и другие их виды. Не чужда местным крестьянам и городская лирика. Городские песни стародубцы называют «романсами» и исполняют их в своем особом стиле.

 

Календарные песни

 

 

В наследии Стародубцев календарные песни занимают большое место. Они последовательно охватывают все времена года, образуя своеобразный «венок». Сюда входят весняные, юрьевские, духовские, гряные, прополочные, петровские, купальские, покосные, жнивные, новогодние и масленичные песни.
Календарные песни, корни которых, как известно, уходят в глубокую древность, продолжают, жить и поныне. Сто лет назад их здесь слушал и записывал Рубец. Их поют и сейчас люди преклонного и среднего возраста, поют их и молодые.

Их поют потому, что еще жива в памяти местных крестьян традиция отмечать времена года: приветствовать весняной песней пробуждающуюся природу, дожиночиой песней заключать последний сжатый сноп, встречать Новый год славлением  хозяина дома и всего его рода. И думается, календарные песни долго еще будут звучать в Стародубье, так велика их жизненная сила.

 

Хороводные и таночные песни

 

 

Значительное место в песнетворчестве Стародубцев занимают хороводные песни, по-местному — «карагодные», исполнявшиеся на весенних и летних гуляньях. Они очень разнообразны. Встречаются и широкие, протяжные песни, и более подвижные — с игрой и без игры.

Песни эти пользуются большой популярностью. Бытуют они и в других русских областях. Назовем самые распространенные из них: «Как по травке, по муравке», «Верный, верный наш колодец», «Сам я колышки тешу», «У Катюшеньки голова болит», «Что по морю, морю синему» и многие, многие другие.
По свидетельству старожилов Стародуба Н. И. Богдаша и А. И. Хомутова (одного из учеников Рубца), традиция водить хороводы в весенние праздники существовала и в самом Стародубе. В хороводных гуляньях участвовали, главным образом, кустари, ремесленники и мелкие служащие — выходцы из окрестных сел и деревень. В Стародубе водили хороводы еще в первых десятилетиях нашего века, а в окрестностях его — вплоть до Великой Отечественной войны. В селе Курковичи и теперь в весенние праздники можно увидеть на той или другой улице танок или хоровод.

На весенних и летних гуляньях исполнялись и таночные песни. Для них характерна моторность, стремительность темпа, иногда капризный танцевальный ритм, хотя встречаются и песни с более спокойным темпом. Любопытно, что широко известная игровая песня «А мы просо сеяли» исполняется стародубцами в оригинальном распеве как таночная гукальная песня (см. песню № 15).
В отличие от хоровода танок имеет несколько видов. У Стародубцев их три: танок водят кругом (как хоровод); танок идет вдоль улицы широкими рядами по 10—12 человек; танок движется длинной цепью по 3—4 человека в ряд.

 

Свадебные песни

 

 

Хранят в своей памяти стародубские крестьяне и богатую песнями старинную свадьбу. Конечно, свадебный обряд, потерял в настоящее время свое первоначальное значение, но все же случается, что стародубцы справляют свадьбу «по старинке», со всеми правилами ее распорядка: сватовством, рукобитьем, ну и, конечно, с весельем и свадебными песнями .

Свадебный обряд сохранил здесь свою целостность, четкость действ и строгую последовательность песен. Он состоит из небольших, связанных между собой эпизодов, каждый из которых имеет законченную форму. Музыка (пение), поэзия и действа обряда составляют одно целое, имеющее своё начало (завязку) и последующее развитие, кульминационную точку и завершение.
В свадебных песнях запечатлены переживания невесты, девушки-крестьянки, которая, выходя замуж, становилась рабой своего мужа и всей его родни. Напевы, сопровождавшие наиболее тяжелые сцены в обряде—расплетание девичьей косы и прощание невесты с родными, интонационно близки к
причетам и плачам. Иного характера озорные — с юмором и весьма нелестными эпитетами—корительные песни, которыми подруги невесты «чествуют» во время свадебного пира жениха и его родню. Ликующе звучат песни свашек в поезде жениха, увозящего к себе в дом невесту.

 

Крестинные и колыбельные песни

 

 

В раздел семейных стародубских песен входят крестинные (по-местному «кстинные») песни. Мать и отец новорожденного по случаю радостного события обычно устраивали небольшую пирушку, на которую приглашали кума, куму и близких родственников. На такой пирушке за столом, вовремя угощения, обычно исполнялись крестинные песни. Содержание их весьма разнообразно: одни из них носят шуточный или шуточно-сатирический характер, другие — повествовательный (о князе Василии). Но для всех этих песен характерно упоминание события, послужившего причиной пиршества.
>К семейным песням относятся и колыбельные. В Стародубье каждая мать-крестьянка споет вам баичку, которой она укачивает свое дитя. А в запасе у нее не одна песня. Эти простые по содержанию и напевам песенки источают ласку и проникновенную материнскую любовь.

 

Застольные песни

 

 

Можно назвать еще один вид семейных стародубских песен — застольные, по-местному «банкетные». Исполнялись они при угощении вином, которое носило церемониальный характер. В поэтических текстах подобных песен упоминается имя хозяина, наполняющего чару вином, имя хозяйки, преподносящей эту чару гостю, и имя гостя. Есть банкетные песни другого содержания, но все они связаны с церемониалом угощения вином и хорошо передают настроение веселой крестьянской пирушки.

 

Лирические песни

 

 

Огромное место в музыкально-поэтическом творчестве Стародубцев занимают лирические песни. Среди них есть такие, которые поются во всех уголках русской земли («Уж ты, сад, ты, мой сад», «Потеряла я колечко». «Чего сидишь ты, Маша, поздно» и др.). Бытуют здесь и песни южнорусских областей, а также украинские и белорусские. Однако стародубские лирические песни по своим напевам, полифонии и манере исполнения значительно отличаются от песен этого жанра, распространенных в других областях.
В Стародубье можно услышать песни-баллады, повествующие о каком-либо событии с трагической развязкой. Встречаются очень яркие по своим напевам и сюжетам чумацкие песни К
В памяти стародубских крестьян сохранились рекрутские песни. В их поэзии запечатлены горькие переживания рекрутов, уходящих на долгосрочную военную службу. Скорбные напевы рекрутских песен в сочетании с их лихими припевами производят сильное впечатление.

Бытуют здесь и песни с военной тематикой, такие, как «Что з-за гор, шры», «Ой поля, вы, поля», «Да забелели снега». В них повествуется о солдате, умирающем на чужбине.

 

 

 

Исторические песни и былины — явление редкое в Стародубье. Среди записей, произведенных экспедициями, есть только одна историческая песня — «Про нашествие татар» — и одна песня-былина — «Спор орла с конем».
Широко распространены среди стародубских крестьян строевые солдатские песни. В прежние времена в больших селах и деревнях Стародубья постоянно квартировали подразделения солдат. От них крестьяне и переняли эти песни.
(Из других видов песен, бытующих в Стародубье, можно назвать шуточные и сатирические, а также множество различных видов уличных песен и припевок.

 

Инструментальная музыка

 

 

Картина музыкального быта Стародубцев будет не полной, если не сказать об их инструментальной музыке. Из музыкальных' инструментов здесь распространены балалайка, гармонь, особенно же популярны скрипка и бубен, который крестьяне называют барабаном.

Экспедицией 1953 года в Стародубье были записаны образцы скрипичных наигрышей от одного из жителей с. Миш-ковки — Леонтия Ефимовича Титова — человека преклонного возраста, но лихого скрипача, неотъемлемого участника всех свадеб. Его исполнение удивительно колоритно, как это бывает у сельских музыкантов, владеющих самобытными приемами игры на народных инструментах/Репертуар его состоит из свадебных песен и танцевальных наигрышей типа кадрили, таких, как «Метелица», «Чижик», «Подушечка», («Чоботы», «Кручина», «Косарь», «Барыня», «Камаринская», (различные польки, краковяк и другие танцы.
Прежде в Стародубье широкое распространение имела колесная лира, по-местному — «лера». Играли на этом инструменте, главным образом, слепые бродячие музыканты. Экспедиции повстречали двух лирников. От одного из них, жителя с. Мишковки Климента Феоктистовича Шматова, были записаны образцы наигрышей и пения в, сопровождении лиры, в том числе кант «Бедные птицы» (см. № 165 настоящего сборника). Лира — очень певучий инструмент. Когда слушаешь пение лирника издали, создается впечатление, что ему подпевает женский голос.