Песни Карельского края

Карельские песни



Народные песни республики Карелия

 

 

Введение

 

 

Издавна земли Карелии населяют народности финно-угорской группы — карелы, вепсы, саами, финны, а также русские — выходцы из Новгородской Руси. Заселение края и складывание устойчивых отношений между.народами Карелии проходило неравномерно и в различных формах. Это создало своеобразные условия для развития художественной культуры края, в частности, его песенной культуры.

Л. М. Кершнер в статье «О мелодике карельских народных песен» отмечает существование на современной карельской этнической территории трех основных стилей карельской песни — северного, южного и средне-карельского. На основе сопоставления русских песен, записанных в Поморье, на юге Карелии, в Пудожье, можно также говорить о существовании различных стилей в русской песенной культуре.Карелии.
Многочисленность местных песенных стилей является следствием различных причин. С одной стороны, это следствие географической обособленности определенных районов, способствовавшей устойчивости форм музыкального быта. (Например, в Поморье почти каждая деревня имеет свою песенную стилистику.) Песенные стили ряда других районов складывались, напротив, в условиях вековых межнациональных связей и отразили по-своему динамику развития каждой из соприкасающихся песенных культур и их взаимовлияние.

Так, очень тесно переплелись, например, карельские песенные традиции с русскими на юге Карелии, и карельские с финскими песенными традициями — на севере края.
Этим, однако, связь музыкальных культур народов, населяющих Карелию, не ограничивается. Сопоставляя наиболее яркие национально-самобытные явления карельского и русского фольклора—руну и онежскую былину, мы видим, например, определенные общие закономерности в их поэтической и музыкальной композиции. Прежде всего, это строфическое строение их поэтического текста 1. Общими для рун и былин являются и основные принципы композиции мелострофы (подробнее об этом см. ниже).
Не случаен, вероятно, и сам факт сохранения живой эпической традиции у двух народов, живущих в непосредственной близости.

Требует уточнения и доказательства возникшая в этнографии и фольклористике еще XIX века мысль о существовании определенной финно-угорской подпочвы -в материальной и художественной культуре Пудожского района Карелии, издавна населенного русскими и наиболее удаленного от современной карельской этнической территории. Изучение этих вопросов остается делом будущего.