Народные песни Красноярья



О песнях Красноярского края, мелодии (ноты) и тексты

 

 

Песни — это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, отражающая всю жизнь народа.
Н. В. ГОГОЛЬ

 

 

История дореволюционного фольклора Красноярского края не богата именами собирателей и сборниками песен. Представляет ли народная песня русских в Сибири художественную ценность и научный интерес? Так ставился вопрос о русской народной сибирской дореволюционной песне, и ответ на него нередко был отрицательным.

Долгое время песня служила лишь дополнительным материалом при описании жизни местного населения, интересовала этнографов, историков, литераторов, путешественников. По свидетельству известного фольклориста М. Азадовского, в досоветский период ни разу в Сибирь не была снаряжена научная экспедиция со специальными фольклорными целями.
Музыкальный фольклор Сибири до революции почти не записывался. Красноярский край в этом отношении не был исключением, и современные исследователи, говоря о народной песне прошлого, могут оперировать лишь данными фольклористов-филологов.
Сейчас кажется парадоксальным, что в мемуарной и художественной дореволюционной литературе есть немало высказываний о немузыкальности сибиряков, отрицательных оценок их творческих способностей.
«Русский народ в Сибири не музыкален», «сибиряки ревут песню», «Сибирь не имеет ни песен, ни голосов,., ей очень кстати название безголосой», «сибиряки и петь-то хорошо не умеют»— вот некоторые примеры довольно безапелляционных суждений о музыкальных способностях сибиряков, и эти примеры можно было бы продолжить.
Между тем, жизнь постоянно убеждает нас, что русское население Красноярского края удивительно музыкально. В некоторых районах сохранилось богатое многоголосие, своеобразные по ритму и интонациям напевы.
Если внимательно вчитаться в исследовательские работы о песенном фольклоре Красноярского края, можно обнаружить, что целый ряд фольклористов прошлого и современные исследователи дают высокую оценку творческим способностям сибиряков и их народным песням.

Один из знатоков песенного фольклора края Макаренко А.А., записывавший песни в Енисейской губернии на рубеже 19—20 веков, отмечал, что среди старожилого крестьянства  края «редко встречаются безголосые и не умеющие петь». О том, что в енисейских деревнях встречаются «страстные» песельники, писал в конце 19 в. Арефьев В. С, оставивший нам прекрасные наблюдения о песнях приангарской деревни.

В наши дни тонкость и выразительность исполнения народных песен местными песенницами отмечают все, кто записывал народные песни в Красноярском крае. «.Прекрасно поют колоритные сибирские протяжные песни, в которых слышится так много из прежней жизни этого края: какая-то особая тягучая тоска, полная, однако, своеобразной прелести. Песни вечерочные и свадебные прозрачны, лучисты по звучанию, изящны и грациозны. Характерная особенность стиля певиц—сложное многоголосие в лирических песнях, тонкое плетение голосов в вечерочных и довольно ясное гетерофонное многоголосие в свадебных песнях»,— пишут собиратели песен С.Н. Кондратьева и В. С. Калинкин, побывавшие в Красноярском крае в 1957 г. 2
О музыкальности сибиряков пишет еще один участник красноярской экспедиции Н. А. Копчевский: «…В Сибири очень развита певческая культура. Народ знает и поет много песен. О высокой музыкальной культуре, врожденной музыкальности народа свидетельствует многоголосное исполнение песен, требующее наличия очень тонкого развитого музыкального слуха. Просто чудеса делают эти люди, никогда музыке не учившиеся».

Красноярский край удивительно богат песнями самых различных жанров. Все собиратели фольклора обычно отмечают необыкновенное своеобразие свадебного песенного репертуара. Увлекавшийся народными песнями, превосходно знавший их, этнограф Кривошапкин М. Ф. утверждал, что «нигде старые свадебные обычаи не сохранились в такой полноте, как в Сибири». Он называл свадебные песни «сокровищницей, в которую народ вложил свои заветные мысли, свои сладкие и горькие, радостные и слезные чувства». Свадьбу Казачинской волости и Минусинского уезда подробно описал В. С. Арефьев, отбывавший ссылку в приангарской части Енисейского края. Исследователь не уставал восхищаться русскими песнями, опубликовал Многие «свадьбишны» песни прошлого. Свадьбы и песни, певшиеся в различные моменты свадебной игры, изучала известная исследовательница, уроженка Енисейской губернии М. В. Красноженова, собирательская деятельность которой продолжалась до 1934 г.
Не менее интересен и многочислен пласт лирических народных песен, включающий старинные проголосные, или протяжные песни, а также городские песни конца 19—начала 20 века. Многие исследователи справедливо считают, что именно эта группа песен наиболее многочисленна и любима в фольклорном наследии края.
Велико число хороводных, плясовых, шуточных песен. Еще исследователи прошлого отмечали, что ни одно из увеселений сибирской деревни не обходится без песен. «Репертуар этих песен так велик, что, например, одних вечерошных сибирских песен мне удалось записать свыше 300»,— пишет В. С. Арефьев. И в самом деле, хороводные, плясовые песни до сих пор очень популярны в крае.
Представляют интерес святочные песни, исторические, приисковые, частушки. Они во множестве записывались исследователями, распространены в крае и в наши дни. Кстати сказать, Красноярский край богат не только песнями. Здесь во множестве записывались и записываются сказки, предания, легенды, загадки, пословицы.

Песенные традиции Красноярского края — явление довольно сложное. Старожилое население края складывалось не только из местных жителей и русских переселенцев из центральных губерний, но также из белорусов и украинцев. В советское время также наблюдается довольно активная миграция населения. Все это наложило определенный отпечаток на духовную культуру населения края. С одной стороны, каждая группа переселенцев принесла с далекой родины свои песни, которые свято хранила, берегла, передавая от поколения к поколению. С другой стороны,<с течением времени все ярче проявлялись черты взаимовлияния различных фольклорных традиций. Это наблюдается в сюжетах песен, в лексике, в музыке"? В русских песнях иногда явственно слышатся отголоски интонаций украинской и белорусской песенности.
Публикаций музыкального фольклора Красноярского края явно недостаточно. По сути дела, два сборника песен, изданных в результате экспедиций 1956 и 1957 гг. Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнссиных, являются единственными сборниками, в которых песни Красноярского края представлены в единстве напева и текста. Между тем, фольклористы краж ведут определенную работу по записи песен. Известно, что многие частные коллекции музыкантов-собирателей объемны и представляют интерес с точки зрения художественности составляющих их песен. Так, значительную работу по сбору песен вел красноярский композитор Ф. П. Веселков, преподаватель минусинского культпросветучилища М. Л. Шрамко.

Большая коллекция народных песен собрана К. М. Скопцовым. Его коллекция имеет непосредственное практическое значение: песни звучат по радио, на основе их создаются телевизионные передачи.
Кроме того, много народных песен Красноярского края хранятся в Бурятском филиале Сибирского отделения АН СССР. Сотрудники сектора русского народного творчества неоднократно записывали фольклор Красноярского края в самых различных районах его огромной территории.
В настоящий сборник вошли две группы песен. В первом разделе собраны лирические медленные песни. Под этим довольно условным названием (поскольку весь сборник, по сути дела, состоит из лирических песен) составители объединили песни с самой разнообразной тематикой и различной временной принадлежности, начиная от старинных протяжных и кончая современными песнями.
Во втором разделе помещены шуточные, плясовые, хороводные, игровые песни. Таким образом, сборник основан на жанрах, наиболее распространенных в песенном фольклоре края. Именно эти песни более всего поются в наши дни, сохраняются в памяти, звучат в быту, составляют основу репертуара художественной самодеятельности.
Песни других жанров составители не включили в сборник намеренно, а вовсе не из-за меньшей их ценности.

Составители сборника преследовали двоякую цель: во-первых, отобрать песни, которые являются наиболее характерными для песенного фольклора Красноярского края, во-вторых, оказать помощь коллективам художественной самодеятельности, в частности, фольклорным хорам в подборе репертуара. С этой целью в сборник включены варианты народных песен, распетые в творческих группах народных хоров г. Красноярска, с которыми работал сам собиратель.
Этими же целями определялся критерий отбора песен: в сборник вошли песни, которые распространены в различных районах Красноярского края и отвечают музыкальному и поэтическому вкусу современных слушателей. Не все песни, включенные в сборник, следует рассматривать как репертуарные для художественной самодеятельности. Руководители фольклорных коллективов должны дифференцированно подходить к песенному материалу, анализируя содержание песни, ее назначение, чтобы решить вопрос о возможности ее исполнения со сцены. Некоторые песни представляют интерес не с точки зрения их практического использования в концертах, они дают возможность народному хормейстеру изучить манеру пения, характер многоголосия, особенности распева.
Песни, вошедшие в сборник, далеко не полный результат двадцатилетней собирательской работы Константина Михайловича Скопцова. За эти годы он объездил все районы Красноярского края.
В 1968 и 1969 гг. им были организованы фольклорно-концертные экспедиции по районам края, участники которых, сами прекрасные исполнители народных песен, перенимали от народных певцов понравившиеся песни, усваивали манеру исполнения, запоминали тонкости своеобразных напевов.
Исполнители песен — замечательные народные певцы, обладающие, как правило, хорошими вокальными данными, крепкой памятью. Это люди, которые своим искусством способствуют сохранению и своеобразному возрождению народной песни.

Например, когда песню поет Варвара Максимовна Щелкунова (с. Ново-Пятницкое Уярского района), убеждаешься, что талантливая исполнительница сообщает песне особую яркость, эмоциональность, умеет донести до слушателей все тонкости поэтического текста и музыки. Песни, записанные от семейного ансамбля Брюхановых из с. Кежма, привлекают интересными распевами, а само исполнение — особой проникновенностью, задушевностью.
Встречи с фольклорными группами и отдельными исполнителями в районах края послужили основой для цикла радиопередач «Песня русская, родная» и цикла телевизионных передач «Родники народные».
Хоровые варианты песен были распеты творческими группами народных хоров Дворца культуры им. Первого мая г. Красноярска и Дворца культуры «Текстильщик», с коллективами которых работал К. М. Скопцов.

Богато и разнообразно песенное творчество народа, проживающего в Красноярском крае. Многие песни, записанные на его территории, стали известны далеко за пределами края, а такие, как «Сронила колечко», «Воталинка», «Во горнице, во новой», стали известны по всей стране.
Думается, что сборник К. М. Скопцова внесет достойный вклад в музыкальную сокровищницу края.
В. Д. ОСИПОВА, музыковед

 

 

 

Лирические песни

Лирические песни охватывают все богатство тем русской народной жизни в ее национальном своеобразии: русский быт, самые разнообразные проявления народной психики, народное веселье, грусть, ирония, социальные переживания — все это на протяжении веков запечатлелось
в лирической песне.
Н. КОЛПАКОВА

 

Лирическая песня, пожалуй, наиболее любимый и многочисленный песенный жанр в фольклоре Красноярского края. Здесь удивительное разнообразие сюжетов, тем, образов.
В данном разделе помещены медленные лирические песни, в том числе старинные протяжные и более поздние городские, а также песни, родившиеся в наши дни. В сборнике есть песни о социальном неравенстве («Во Полтаве я родился»), любовные, раскрывающие столь характерные для русского фольклора образы разлуки, горя, печали — образы, рожденные суровой русской действительностью. Любовные песни явно преобладают в этом разделе. Наряду с песнями мрачного, часто трагического характера, есть песни светлые, жизнеутверждающие. Ряд песен («Знаю, ворон, твой обычай», «Во тех лесах дремучих», «Конь вороной с походным вьюком») связан с образом войны, гибели людей.
Преобладающее изложение песен — двухголосие с эпизодическим включением трехголосия. Как видно, двухголосие характерно для районов, в которых производилась запись. Некоторые песни даны в одноголосном изложении; как правило, эти песни старинного происхождения.
Многие песни привлекают прекрасными, развитыми мелодиями, широкими интересными распевами («Шел мальчишка бережком», «Тихо стонет за морями», «Рано ты, калинушка»). Своеобразные ладовые особенности, придающие песне особое очарование, поэтичность, наблюдаем в песнях «Что же ты, калина», «Рощица ты вербовая», «Ой вы, мухи, вы, лесные комары». Лирические песни развертываются свободно, не укладываясь в простые тактовые размеры. Возникающая при этом метрическая переменность выявляет особенности поэтического размера и характерные черты мелодического развития «Сине море бушевало», «Дуню мати бранила» и др.).

Современные лирические песни по своим музыкальным и поэтическим особенностям отходят от традиционных старинных песен, но по образному строю примыкают к песенной лирике прошлых столетий, передавая задушевные чувства людей.

 

Хороводные, вечерошные, плясовые, шуточные песни

Ни одно из увеселений сибирской деревни не обходится без песен.
В. С. АРЕФЬЕВ

 

Большинство песен, включенных в этот раздел, занимают особое место в песенном фольклоре, так как связаны с движением, с игровым действием.
В Красноярском крае существовала богатая традиция исполнения хороводов. Об этом свидетельствуют высказывания собирателей, а также значительное количество хороводных песен, сохранившихся до сих пор в устной традиции, хотя сами хороводы постепенно уходят из быта русских людей.
Плясовые, шуточные, хороводные песни несут не только развлекательную функцию, они несут определенное воспитательное значение. Не случайно многие хороводные и особенно шуточные песни высмеивали теневые стороны русского быта. Осмеиванию подвергались нерадивые хозяйки, неверные жены и мужья, разборчивые невесты.

Кроме скорых плясовых и шуточных песен, в данном разделе помещены плавные, неторопливые хороводные песни, развертывающиеся сдержанно, лаконично. Таковы хороводные песни «Стой, стой, караван», «Купался бобер», «Летел голубь», «Пойдемте, девки» и многочисленная группа вечерочных —«Ворота были незапертые», «Я из горенки во горенку ходила», «Вечор девки».
Для многих песен характерны яркие, запоминающиеся интонации (порой переходящие из песни в песню), ограниченный диапазон попевок («Ой ты, Таня, ты, Таня», «Соседи-то бают»). Некоторые песни интересны, как примеры непрерывного пения без цезур и ритмических остановок: куплет за куплетом «нанизываются» друг на друга, не давая эмоциональной передышки ни певцам, ни слушателям («У нас есть-то холост», «Горенка новая»).
Обилие ритмических, интонационных, композиционных формул вовсе не свидетельствует о бедности фантазии их исполнителей. Это скорее всего результат устоявшейся традиции в построении и распевах хороводных, плясовых, шуточных песен.
Хороводные песни снабжены примечаниями, в некоторых собраны свидетельства исполнителей о характере «вождения» хоровода, о «разыгрывании» некоторых песен, о раскрытии с помощью мимики и жестов содержания песен.

Естественно, что эти наблюдения не дают возможности восстановить хоровод как театрализованное действие, но они помогают лучше понять песню, представить ее в «живом» бытовании. Интересна и сама терминология, которую применяют исполнители, рассказывая о хороводе: сидячая хороводная («Ворота были незапертые»), хоровод вьюном —ангарская походячая («Стой, стой, караван»), узорчатый хоровод («Далеко муж едет»).
Думается, что хороводные песни привлекут внимание не только любителей народной песни, но и хореографов, которые занимаются благородным делом восстановления старинной хореографии.