Народные песни Ленинградской области

Старинная свадьба Сланцевского района

Свадебные песни



Свадебные традиции, народный фольклор, тексты и ноты песен Ленинградской области

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Одна из важнейших примет нашего времени — усиление внимания к культурному наследию, созданному творческим гением народа. Огромная роль этого наследия в эстетическом и патриотическом воспитании трудящихся неоднократно отмечалась в документах Коммунистической партии и Советского правительства. Бережно хранить и творчески использовать духовные богатства, переданные нам минувшими поколениями, ныне стало конституционной обязанностью каждого советского гражданина. К этому призывает нас и Закон об охране памятников истории и культуры.

В условиях новых общественных отношений, в условиях развития новых эстетических, морально-нравственных принципов складываются и новые формы художественного творчества масс, формируются новые ритуалы семейных и гражданских праздников и торжеств. Видное место в этих процессах принадлежит многообразным явлениям традиционной народной культуры. Народные песни, элементы старинных обрядов и праздников, традиции музыкально-поэтического творчества живут и сейчас, участвуя в культурном строительстве в качестве неисчерпаемого источника народной мудрости, красоты и силы художественного воздействия. Не случайно в постановлении Коллегии Министерства культуры СССР (№ 50, от 20 марта 1980 года) отмечалась необходимость осуществления дальнейших мер, обеспечивающих «активное участие учреждений культуры и искусства в разработке с учетом национальных и местных особенностей советских гражданских праздников и обрядов как важного средства коммунистического воспитания трудящихся, развития духа коллективизма, утверждения норм коммунистической морали и нравственности».

Предлагаемый сборник включает в себя музыкально-поэтические материалы традиционной крестьянской свадьбы. На материале фольклора Ленинградской области такое издание предпринимается впервые. Научная достоверность и высокая художественная ценность помещенных в сборнике песен, сведений по этнографии свадебной «игры» позволяют использовать их как в научно-исследовательской работе, так и в практике различных коллективов художественной самодеятельности. Последнее представляется особенно важным, поскольку включение народных песен в их подлинном виде в репертуар самодеятельных хоров и ансамблей не только дает руководителям коллективов, композиторам богатый материал для разного рода обработок и аранжировок, но и способствует решению актуальных задач воспитания участников самодеятельности и слушателей. Прекрасным примером использования старинных свадебных песен может служить многолетняя практика народного хора Дома культуры «Горняк» города Сланцы. С неизменным успехом этот коллектив принимает участие в торжественных церемониях в городском Дворце бракосочетания. Образцы песен из репертуара народного хора ДК «Горняк» образуют один из разделов настоящего сборника.

Фиксируя сложившуюся в наши дни традицию использования старинных свадебных песен в церемоний современной свадьбы, сборник дает также возможность привлечь к разработке торжественного ритуала бракосочетания этнографические элементы местного свадебного обряда. С этой целью в сборнике даётся общее описание хода старинной свадьбы, составленное на основе сведений, полученных от местных жителей во время фольклорных экспедиций в Сланцевский район.
Экспедиционная работа Ленинградской ордена Ленина государственной, консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (ЛОЛГК) в районах Ленинградской области началась более пятнадцати лет назад. За это время были обследованы Подпорожский, Лодейнопольский, Бокситогорский, Лужский, Сланцевский районы. Некоторые итоги проведенной собирательской работы нашли отражение в публикациях1
В последние годы экспедиционная работа проводится в тесном творческом содружестве ЛОЛГК и Ленинградского областного научно-методического центра по народному творчеству и культпросветработе (ЛОНМЦ) Управления культуры Леноблисполкома. Благодаря этому содружеству удалось развернуть широкую собирательскую, методическую, пропагандистскую, концертную деятельность, направленную на изучение и популяризацию народно-песенных традиций Ленинградской области. Только в результате работы в Сланцевском районе четыре местных фольклорных коллектива (хор ДК «Горняк» из города Сланцы, фольклорные ансамбли деревень Монастырёк, Рудно, Загривье) выступали перед ленинградскими слушателями на этнографических концертах, в том числе в Ленинградском Доме композиторов, в Малом зале имени А. К. Глазунова ЛОЛГК. Две грампластинки с записью свадебных песен в исполнении этих коллективов подготовлены совместными усилиями сотрудников ЛОЛГК и ЛОНМЦ на Всесоюзной фирме «Мелодия». Сотрудники лаборатории народного музыкального творчества ЛОЛГК — постоянные участники методических совещаний, курсов и семинаров работников культуры Ленинградской области, проводимых Ленинградским областным научно-методическим центром. Предлагаемый сборник также является результатом общих усилий в деле изучения и пропаганды народной песни.
На фольклорной карте Ленинградской области Сланцевский район занимает особое место. Оно определяется тем, что в районе сохранилась яркая народно-песенная культура, самобытность которой в первую очередь связана с музыкально-поэтической стороной крестьянской свадьбы. По своему строю свадебные песни, записанные в Сланцевском районе, образуют с песнями соседнего Гдовского района Псковской области1 единое музыкально-стилевое явление, принадлежащее условно называемой нами печоро-гдовской песенной традиции. Музыкальные особенности песен этой традиции наиболее полно были представлены в сборниках выдающейся советской собирательницы Н. Л. Котиковой «Гдовская старина» (Л., 1962) и «Народные песни Псковской области» (М., 1966).

Настоящий сборник существенно дополняет издания Н. Л. Котиковой развернутым показом основных музыкальных типов свадебных песен печоро-гдовской традиции, их вариантов, а также сюжетно-тематическим разнообразием песен свадебного обряда. Кроме того, материалы сборника позволяют обозначить северную границу распространения названной песенной традиции.
Основными центрами бытования свадебных песен на территории Сланцевского района являются деревни Загривье, Монастырёк, Вороново, Рудно. При большой общности репертуара и стилистики песен в каждой из деревень имеются свои местные варианты песен, свои особенности исполнения. Стараясь сохранить эти особенности, составители сгруппировали материал сборника по месту записи в четыре раздела. Песни каждой деревни даются в последовательности, в целом соответствующей ходу свадебного обряда, а также с учетом их типологии. Общий порядок исполнения свадебных песен и причитаний можно проследить по описанию свадебного обряда и примечаниям к песням.
Кратко суммируя наши наблюдения над стилистикой публикуемых песен, рассмотрим их наиболее существенные особенности.
Необыкновенно богатая по сюжетам песенная сторона сланцевской свадьбы (в каждой деревне — до сорока песенных сюжетов) отличается и разнообразием напевов. Однако все они объединяются в несколько групп на основе общности принципов ладоинтонационной, метроритмической организации и композиционного строения напевов. Эти принципы в большой мере и определяют своеобразие стиля песен местной свадебной традиции.

Важнейшее значение для сланцевских свадебно-обрядовых песен имеет принцип метроритмической организации, который проявляется в особой ритмике слогопроизнесения — ритмике, основанной на выделении долготы предакцентных слогов стиха. Примечательно, что этот принцип оказывается характерным для песен с различными слогочислительными показателями тонического стиха (семи- и восьмисложники) и различным композиционным строением, то есть объединяет в одну группу песни, имеющие самостоятельные формы слогоритмических периодов (см. приложение II, группы.1, 2, 3, 11 и приложение III, примеры: 1 - а, б; 2).
Вторую характерную группу составляют песни, объединенные общим композиционным принципом: строфический период образован на основе вариантной повторности стиха и соответствующей фразы напева (см. приложение II, группы 5, б, 7). Своеобразие песен этой группы связано с тем, что возникающая при повторе вопросоответная композиция основана на логике отношений главного (в первом разделе строфы) и субквартового (во втором разделе) опорных тонов напева. Этому принципу также подчиняются песни с различным слогочислительным показателем тонического стиха (восьми- и девятисложники) и самостоятельными формами слогоритмических периодов. Важно иметь в виду, что преобладающая часть песен этой группы относится к свадебным величаниям.

Для большой группы представленных в сборнике свадебных песен показательным является конструктивное значение четырехсложного звена «исходного ритма» Ноты и тексты песен, образующего «цепочки» в два, три, четыре звена, соответствующие композиционному строению песни в целом или одного из ее разделов (см. приложение III, примеры 3, 4).

Отметим, что такой принцип ритмической организации присущ подавляющей части русских плясовых песен (типа «Камаринской», «Ах вы, сени» и др.). И видимо, не случайно элементы пляски — притоптывание в такт песни или дробь ногами, прихлопывание в ладони, «киканье» —составляют неотъемлемую часть общего характера и приемов исполнения местных свадебных величаний.
Отмечая лишь наиболее общие черты музыкального стиля свадебных песен Сланцевского района, мы не останавливаемся здесь на их подробном разборе и приводим некоторые результаты типологического анализа в приложениях II — IV
Характер настоящего издания обусловил необходимость приведения диалектной формы произнесения поэтического текста к нормам литературного языка. Однако в тех случаях, когда из-за этого могут быть нарушены интонационно-ритмические закономерности, сохраняется диалектная форма произнесения слова. Вместе с тем, чтобы дать возможность представить своеобразие местного говора, в приложении V приводятся наиболее характерные образцы диалектной формы слова в песенной речи. Этой же цели подчиняется и изложение свадебного обряда (см. Описание.).

Представленные в сборнике музыкально-этнографические материалы могут иметь широкий спектр применения в работе коллективов художественной самодеятельности различного профиля: фольклорных ансамблей, народных хоров, ансамблей песни и танца, академических хоров, ансамблей и оркестров народных инструментов, вокально-инструментальных ансамблей.
Естественно, что материалы сборника более всего соответствуют задачам и творческим возможностям фольклорных ансамблей и народных хоров. В настоящее время в Ленинградской области существует развитая сеть таких коллективов. В последние годы заметна тенденция к увеличению числа фольклорных ансамблей, а также других коллективов художественной самодеятельности, берущих в основу своей работы народную песню. Отсюда возникает потребность обеспечить подобные коллективы высокохудожественным, достоверным в музыкально-этнографическом отношении репертуаром.
Включение подлинных записей народных песен в концертные программы имеет ряд существенных особенностей. Одна из них связана с репертуаром. Целесообразнее всего ориентировать работу коллектива на местные фольклорные, традиции, сложившиеся в данном, конкретном районе или селе. Как правило, программы, построенные таким образом, увлекают участников художественной самодеятельности и пользуются неизменным успехом у слушателей. Вместе с тем включение песен из других районов области обогащает концертную программу, делает ее более яркой и разнообразной. Так, например, можно отметить прекрасное исполнение свадебных песен Сланцевского района фольклорными ансамблями поселков Юкки и Рапполово Всеволожского района.
Другая особенность использования фольклорных материалов обусловлена различными художественно-выразительными возможностями, которыми обладают коллективы разных форм музыкальной самодеятельности. В академическом хоре, например, в силу иных (нежели в фольклорном ансамбле или народном хоре) тесситурных, тембровых, интонационных качеств исполнения возникает необходимость специальной обработки, аранжировки народных песен. При этом предполагается чрезвычайно ответственное отношение автора обработки и хормейстера к важнейшим закономерностям музыкально-поэтического языка народной песни, с которыми неразрывно связан и ее художественный образ. Это означает необходимость сохранения интонационно-ладового, метроритмического, композиционного строения фольклорного источника. (О некоторых особенностях музыкально-поэтического строения свадебных песен Сланцевского района см. выше.)

Рассматривая методические вопросы использования материалов сборника в практике художественной самодеятельности, мы ориентируемся, в первую очередь, на творческие возможности фольклорных ансамблей и народных хоров. Специфика публикуемых песен требует особой репетиционной проработки основных элементов музыкально-поэтического языка. Естественное звучание, верное интонирование в народной песне зависят от манеры звукоизвлечения, тембровой окраски и умения интонировать в системе опорных тонов. Последняя отличается от ладовых систем профессиональной музыки (в том числе и массовой песни) Конструктивную основу ладоинтонационного контура народных песен составляют мелодические обороты (попевки), подчеркивающие опорное значение отдельных тонов. Ладоинтонационный смысл этих тонов возникает на основе соподчиненности средств звуковысотного и метроритмического движения. Опорные тоны, концентрируя в себе выразительную энергию этого движения, становятся центральными моментами музыкальной речи. Следовательно, при разучивании народной песни важно обратить внимание на попевочные образования, имеющие определенную направленность, связанные с раскрытием функционального, значения опорных тонов.
Руководитель должен добиваться яркого, окрашенного обертонами звучания, избегая утвердившейся на эстраде манеры исполнения русских песен открытым «белым» звуком. Недопустимо форсированное звукоизвлечение, однако подача звука должна быть активной. Это наиболее трудный раздел репетиционной работы, поскольку он должен опираться на четкое понимание характеристичности народной певческой культуры, а это, в свою очередь, невозможно без практики живого общения с народными исполнителями — носителями фольклорных традиций, без активного слухового опыта. В помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности можно рекомендовать грампластинки с записью свадебных песен Сланцевского района («Фольклор Ленинградской области», С20-11781-2— песни деревни Монастырёк; «У нас Оленька да цветочек» — песни деревень Загривье и Рудно, С20-16721-22), а также экспедиционные фонограммы песен Сланцевского района, хранящиеся в лаборатории народного музыкального творчества Ленинградской консерватории и в музыкальном отделе ЛОНМЦ.
Работа над звукоизвлечением тесно связана с точным воспроизведением диалектной формы песенного текста. Именно в этом кроется один из секретов достоверности звучания народной песни. Особенно следует обратить внимание на прием огласовки согласных звуков, который обогащает ритмику песен, на легкое, подвижное слогопроизнесение.

Освоение метроритмических закономерностей строения сланцевских свадебных песен составляет важный раздел репетиционной работы. По сути дела, он лежит в основе всего процесса разучивания песни. Задача заключается в том, чтобы последовательное освоение ритма слогопроизнесения и собственно музыкального и стихового ритмов соединить с отработкой мелодического контура песни и диалектным произнесением текста. Поясним примером форму работы над ритмикой песни. Песня «Привели

Песни Ленинградской области

Слогопроизнесение поэтического текста образует следующий ритм:

Тексты свадебных песен

Ритм собственно музыкального движения имеет иной рисунок:

Старинные свадебные песни

Как видим, каждый ритмический ряд отличается своими особенностями. Соответственно на каждом этапе разучивания песни выделяются и особые задачи:
а) при работе над поэтическим текстом обращается внимание
на пульсацию метрических акцентов тонического стиха (третий
слог от начала и третий слог от конца стихотворной строки);
следует отметить, что метрическая пульсация является организующим моментом интонационно-ритмического движения в песне;
б) подчеркнуто акцентированное произнесение поэтического
текста соответственно с ритмом слогопроизнесения осуществляется на основе техники «мелкой», но активной артикуляции;
нужно иметь в виду, что эта техника слогопроизнесения сохраняется и при пении;
в) музыкальный ритм осваивается в связи с композиционным
членением напева — попевки, фразы, соответствующие одному слову или полустиху.
В итоге мы добиваемся совершенного согласования всех элементов метроритмического движения: метрика тонического стиха соотносится с ритмом слогопроизнесения, а ритм слогопроизнесения — с музыкальным ритмом распетого стиха.

В процессе работы над песенным ритмом решаются и другие общие задачи — в частности, может включаться отработка интонирования попевочных структур, голосоведения, диалекта.
Принципиально важное значение при разучивании народных песен приобретает прием освоения многоголосной фактуры, при котором состав хора или ансамбля не делится, как это обычно принято, по партиям. Разучивание каждого голоса хоровой партитуры проводится всеми участниками коллектива. Этим достигается свободное владение многоголосной фактурой каждым поющим и создаются необходимые условия для возникновения импровизации в процессе исполнения, ведущей к образованию вариантов.
Часто в условиях концертной программы оказывается невозможным исполнение песен от начала до конца. Здесь неизбежно встает вопрос о сокращении текста. Поверхностный подход к таким сокращениям приводит к искажению смысла песни. Чтобы избежать этого, можно рекомендовать исполнение начального раздела песни, но с обязательным предварительным ознакомлением публики с полным содержанием поэтического текста. В некоторых случаях (например, № 13) допускается исключение повторов больших разделов песенного текста, но и здесь необходимы специальные поясняющие оговорки для слушателей.
Характер работы над народной песней в большой степени зависит от возрастного состава коллектива, исполнительского опыта и знания местной песенной культуры участниками фольклорного ансамбля или народного хора. В настоящее время в большинстве таких коллективов художественной самодеятельности принимают участие люди старшего поколения — те, кто хранит в своей памяти традиции народного исполнительства. Их опыт и мастерство являются незаменимым источником наблюдений над закономерностями жизни народной песни, поисков нужных исполнительских приемов. Руководитель должен активно и вместе с тем бережно использовать этот опыт, особенно в работе с молодежным составом. Задача сохранения преемственности народно-песенных традиций сейчас является актуальной, поскольку все более заметным становится не только интерес к фольклору со стороны массового слушателя, но и изменение возрастного состава участников фольклорных ансамблей и народных хоров (увеличение числа молодых исполнителей). Безусловно, что эта тенденция будет развиваться, привлекая все больше и больше молодежи к участию в работе коллективов художественной самодеятельности, ставящих перед собой задачу пропаганды народной песни.

Представленные в публикации материалы по этнографии свадебного обряда в деревнях Сланцевского района свидетельствуют о том особом внимании, которое уделялось исстари проведению обряда бракосочетания как важнейшему событию в жизни крестьянской семьи. Все элементы свадебного действа направлены на утверждение в сознании жениха и невесты и в мнении окружающих чрезвычайной ответственности, серьезности и вместе с тем праздничной торжественности момента. Традиционный свадебный обряд имел огромное воспитательное значение, способствовал укреплению семейных отношений. В наше время, уже на иной социально-правовой основе, создание новой обрядности,
церемонии бракосочетания должно служить тем же целям. На наш взгляд, в процессе создания современной церемонии бракосочетания может быть использован ряд элементов традиционной народной свадьбы, которые в новых условиях наполняются новым содержанием.

Мы не ставим перед собой задачи давать конкретные рекомендации по проведению современного свадебного ритуала. Однако устроители свадебных церемоний могли бы, по нашему мнению, обратить внимание на следующие моменты: на важную роль особых «чинов» и групп — участников свадебной игры (дружка-клетнйк, большой сват, подруги невесты и другие), на привод «с вестью», невестин «залог», приезд родителей жениха в дом невесты (едут с пирогом), на прощание с красотой, проводы жениха, невесты, встречу молодоженов и обычай величания молодоженов и гостей песнями.
Традиции народно-песенной культуры Ленинградской области отличаются большим разнообразием. Почти в каждом районе сохранились старинные свадебные песни и обычаи. В предлагаемом сборнике представлена лишь часть этого богатейшего наследия. Надо надеяться, что трудами собирателей и исследователей народного творчества с помощью большого круга любителей народной песни (в том числе и участников музыкальной художественной самодеятельности) будут собраны еще неизвестные материалы по традиционной крестьянской свадьбе, которые станут залогом новых достижений в деле последовательного и планомерного научного освоения традиций национальной культуры, сохранившихся на территории Ленинградской области, и в деле развития современных форм самодеятельного художественного творчества.
Составители сборника, участники фольклорных экспедиций Ленинградской консерватории, руководство ЛОНМЦ приносят искреннюю и глубокую благодарность жителям сланцевских деревень — исполнителям старинных русских песен, сохранившим для нас живые голоса далекого прошлого.
А. Мехнецов