Никольские песни
записанные в Никольском районе Вологодской области



Комментарии к песням: где, когда и от кого сделана запись

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

Нотировки и тексты проверены и отредактированы составителем. В причитаниях тактовые черты следует понимать лишь как разделительные между строфами. В связи с малым объемом издания публикуются, как правило, небольшие фрагменты напевов.
Примечания не ставят своей целью проследить все опубликованные варианты. Библиография охватывает преимущественно издания песен Севера России.

 

1. ПЕСНИ ЛИРИЧЕСКИЕ

 

 

а) Песни семейно-бытовой тематики

1. На дубочике да сидят. Записана в д. Калинино Вахневского с/с от Е. В. Карачевой 83 л. Нотация М. Мазо. В Никольском районе встречалась неоднократно. Е. В. Карачева свободно варьирует каждый куплет. Не имея возможности поместить нотацию целиком, текст песни публикуем в том виде, в каком он был записан с голоса певицы. См. №№ 8, 11, 15. С аналогичным зачином опубликовано очень много различных песен, начиная от сб. Трутовского. Близкий вариант см.: Истомин, Ляпунов, с. 228.

2. Воля, воля. Записана от той же исполнительницы. Нотация М. Мазо.
В районе песня широко бытует среди исполнителей старшего возрастного
слоя. В публикациях существует большое количество песен с аналогичным зачином и различными сюжетами. Вариант, близкий в целом публикуемой песне, мне неизвестен, кроме сб. Гура, с. 114 (текст). Мотив «худой славы» перекликается с № 149 в сб. Минц и Савушкиной (текст). В напеве обращает на себя внимание квартовая интонация, характерная почти для всех вариантов «Воли» в Никольском районе. Вариант с другим напевом см.: Бонфельд, № 75.

3. Соловейко ты мой развеселый. Записана в д. Вострово Нижне-Кемского с/с от К. А. Пироговой 82 л. Нотация Ю. Симакина.
Песня, близкая публикуемой в целом, мне неизвестна, хотя мотив обращения к милому с просьбой «прийти ненадолочко» встречается довольно часто в песнях с аналогичным зачином.

4. Ты не пой, соловьюшко. Записана в д. Пермас Пермасского с/с от Т. А. Вершининой 81 г. Нотация М. Мазо. Текст сообщен исполнительницей неполно. По напеву песня близка № 24 у Лаговского. Вар. текста см. №5 из сб. Иваницкого (текст). См. также: Куклин, № 40; Линева I, № 4; Лаговский, № 62; Пинежье, № 144. Библиографию песни см.: Пинежье, с. 502. В дополнение к ней — Торопецкие песни, № 75; текстовые записи — Шейн, № 687, Киреевский, № 1333.

5. Молодость моя. Записана в д. Сырково Нижне-Кемского с/с от Е. Т. Парфеновой 68 л. Нотация Н. Лебедева. По указанию исполнительницы, пели на масленицу. Широко распространенная в России песня. Основные публикации: Пинежье, № 44; Котикова, № 51, 52, 53; Рубцов, № 42; Песни, записанные в Ленинградской обл., № 155; Истомин, Дютш, с. 200; Кировские песни, № 38; Песни Мезени, № 65 и др.
Песня «Молодость» при одинаковых зачинах встречается с различными сюжетами. В одних случаях текст приобретает характер баллады: муж сажает нелюбимую жену на корабль и отправляет в море (см.: Рубцов, Коти нова). В других случаях текст ограничивается жалобой на жизнь с нелюбимой женой и остается в рамках чисто лирического высказывания (см., например: Истомин, Дютш). Обращает на себя внимание преимущественное использование во многих напевах «Молодости» аналогичных мелодических оборотов в рамке кварты. В публикуемом варианте напев также строится на развитии двух квартовых попевок, отстоящих друг от друга на м.З (Котикова, №№ 52, 53). Квартовая интонация особо подчеркивается в кадансе, сближая напев с вариантом из сб. Рубцова.

6. Кого-то нет, кого-то мне-ка жаль. Записана в д. Осиноно Осиновского с/с от Т. П. Сорокиной 69 л. Нотация М. Мазо. Широко распространенная в районе песня. Поэтический зачин, видимо, заимствован из более поздней городской песни-романса «Кого-то нет, кого-то жаль». Однако в напеве влияния городской песенности не чувствуется. Сюжет встречается и без указанного зачина. Варианты см.: Пинежье, "№№ 88, 133; Песни Печоры, № 14; Абрамский, № 19; Красноярские песни II, № 72; Калужские песни; Лядов, № 5 и др. Из всех вариантов наиболее близок публикуемому напев Эповой А. А. из сб. Яренские песни, № 12. Смена тоники в конце напева, придающая ему дорийский оттенок, отличает публикуемый вариант от мелодии, напетой Эповой.

7. Не печалься, душа Дуня. Записана в д. Большое Сверчково Переселенческого с/с от А. П. Сошиловой 60 л. Нотация М. Мазо. Широко известная в районе песня. Вар. см.: Песни Печоры, № 52. Учитывая метрику, в основе которой чувствуется трехдольность, а также мелодические особенности, ее можно предположительно отнести к слою поздних крестьянских лирических песен.

8. Летавши по воле. Записана в д. Калинино Вахневского с/с от Е. В. Карачевой 83 л. Нотация М. Мазо. Широко распространенная песня, в основе своей близкая известным стихам' А. С. Пушкина. В Никольском районе исполнители часто определяли ее как старинную, баскую (хорошую, красивую). В отличие от других песен Карачевой, по структуре и интонационно напев более позднего происхождения. Подробный комментарий см.: Пинежье, с. 383—385.

9. На серебряной реке. Записана в д. Верховино Верхне-Кемского с/с от Е. Я. Платоновой 85 л. Нотация М. Мазо. Одна из любимых в районе песен. Несмотря на широкое распространение в различных областях, музыкальных публикаций мало. См., например: Рубцов, № 59. Наш вариант, при сохранении основного звуковысотного контура, выделяется пластичной ритмо-метрикой.

10. Вились, вились кудерьцы. Записана в д. Байдарово Байдаровского
с/с от М. В. Жуковой 60 л. Нотация М. Мазо. По указанию исполнительницы,— солдатская. В Никольском районе записана дважды, оба раза с характерным припевом, свойственным игровым песням. Вар. см.: Истомин, Ляпунов, с. 246, 247, 248; Харьков (Смоленские), № 2; Песни Мезени, № 47.

б) Песни с исторической тематикой


11. Был я на горе. Записана в д. Калинино Вахневского с/с от Е. В. Карачевой 83 л. Нотация М. Мазо. См. примечание к песне № 1. Редкая в районе песня, записаны только два варианта. Песню поют «когда придется». Тематически она связана с событиями 1812 года и примыкает к известной песне «Разоренная путь-дорожка». Вариант текста см.: Чичеров, с. 279.

12. Отправлялся Александрик. Записана в д. Калаус Пермасского с/с от П. И. Тропиной 58 л. Нотация И. Давыдовой. Сюжет песни широко известен. См., например: Васнецов, № 33; Школьный сб. 1904 г., № 52; Школьный сб. 1916 г., № 53; Листопадов, т. 1, ч. 2. № 212; Песни Печоры, № 138, 313 (здесь комментарий, как к исторической песне) и др. Все песни имеют различные напевы. В Никольском районе на этот напев поется чисто лирическая, любовная песня об измене милого и его женитьбе на другой девушке—«Стой-ка, стой, в саду рябина».

в) Песни-баллады

13. Злые-ти коренья. Записана в д. Калаус Пермасского с/с от П. И. Тропиной 58 л. Нотация М. Мазо. Библиографию см.: Торопецкие песни, с 129—130. В добавление к ней см.: Лаговский I, № 48; Гура, с. 94 (текст).

14. Как не во ельничке. Записана в д. Серпово Верхне-Кемского с/с от Е. В. Парфеновой 63 л. Нотация М. Мазо. Редко встречающаяся в районе песня-баллада. Близок публикуемому напеву вариант из сб. Абрамычева, № 5. См. также: Кировские песни, № 55; Некрасов I, вып. 2, № 30.

15. Лет-то семнадцати ну-ко мальчишка. Записана в д. Калинино Вахневского с/с от Е. В. Карачевой 83 л. Нотация М. Мазо. В Никольском районе более полный текст этой баллады чаще распевается на другой, более поздний напев:

Варианты с иными напевами- и библиографию см.: Бонфельд, №№ 90, 91.

16. Как за речушкой. Записана в д. Люльково Зеленцовского с/с от А. П. Шиловской 65 л. Нотация Т. Стрельцовой. Песня-баллада, часто встречающаяся в публикациях (см., например: Лаговский I, с.17; Бонфельд, №№ 100, 101 и др.) и, как правило, не имеющая закрепленного напева. В Никольском районе ее исполняют всегда в одной манере — сказа, используя «однострочный» напев, близкий былинным, хотя, конечно, не заимствованный от последних. Припев, видимо, связан с исполнением песни как посиделочной или игровой. В соседнем — Бабушкинском — районе данный сюжет записан с чисто игровым напевом, аналогичным песне «Косяки скребла» из настоящего сборника. Близкий напев см.: Песни Печоры, № 132.

17. Зимушка-зима. Записана в селе Никольском Нижне-Кемского с/с от А. А. Шемякиной 63 л. Нотация М. Мазо. Популярная песня-баллада, по наблюдению Н. Л. Котиковой, чаще всего встречается с таким же зачином. Удивительно для баллады то, что и напев в большинстве опубликованных вариантов близкий, нередко основанный на квинтовой попевке. См.: Истомин, Дютш, с. 208; Некрасов I, вып. 3, № 37; Котикова, № 145; Пинежье, №№ 38, 48.

 

2. ПРИЧИТАНИЯ

 

 

а) Похоронные

18. Ой ты родимая мамушка. Записана в д. Скоморошье Аргуновского с/с от Т. И. Горбуновой 65 л. Нотация В. Дорохина. Причитание по матери. В напеве обращают на себя внимание четко интонируемые выдохи в конце строф, которые ассоциируются с кадансовыми оборотами некоторых свадебных песен, в частности, западных вологодских (см., например, напев «Что не тошно ли да тебе, Анна» в сб. Песни Вологодской обл., с. 86).

19. Ой ты родимая мамушка. Записана в д. Аргуново Аргуновского с/с от О. В. Горбуновой 73 л. Нотация  М. Мазо. Причитание по матери.

20. Не березки тряхнулися. Записана в д. Дунилово Завражского с/с от К. Т. Никитиной 53 л. Нотация 3. Кейлиной. Причитание по матери. Напев выделяется широтой диапазона (6.6). Но по сути своей он представляет собой все ту же терцовую ячейку с центральным положением опорного тона (см. статью), но с добавлением звуков, являющихся как бы высотно уточненной интонацией выдоха. Надо сказать, что весь этот причёт звучит более песенно. В нем полностью отсутствуют вставки свободных междометий, всхлипываний, паузы делаются только для дыхания, как в песне.

21. Вот идет да мама-мамушка. Записана в д. Турино Вахневского с/с от В. И. Карачевой 64 л. Нотация 3. Кейлиной. Поминальное причитание на сорокоуст. Текст описывает обычай выкликания умершего из могилы и «усаживания» его за стол. Аналогичный мотив есть и в причете невесты - сирот ы. Данное причитание исполнено на свадебный напев-формулу, что подтверждает близость Никольских похоронных причитаний и свадебных песен-причётов. Об этой же связи свидетельствует и напев похоронного причитания «Я бы рада те, ладушка», записанного в д. Пелегинец Байдаровского_с/с от X.И. Лешуковой 74 л.:

22. Ой, я пришла-прикатиласё. Записана в д Вороново Нижне-Кемского с/с от А. А. Черногубовой 66 л. Нотация М. Мазо. Причитание по мачехе. Исполнительница постепенно повышала ладотональность, к концу причитания интонируя приблизительно на 1/4 тона выше. Как и в других причитаниях, свободный мелодический строй. (См.: Барановский П., Юцевич Е.
Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956.)

б) Поичитания невесты

23. У родимого батюшка. Записана в д. Зеленцово Зеленцовского с/с от Синицыной 60 л. Нотация М. Мазо. По указанию исполнительницы, поется утром в день свадьбы. Последние три слога исполнительница задерживает, часто замедляя их произнесение

24. Ой, вы любые подруженьки. Записана в д. Ильинской Аргуновского с/с от Л. В. Корепиной 57 л. Нотация 3. Кейлиной. Исполняется в день свадьбы.

25. Ой как я спрошу. Записана в д. Верховино Верхне-Кемского с/с от Е. Я. Платоновой 85 л. Нотация 3. Кейлиной. Исполняется в кути, когда отец приходит за невестой. «Выдохи» свободно варьируются исполнителями. В этом смысле интересно причитание невесты, записанное в д. Путилово Нижне-Кемского с/с от Е. С. Парфеновой 80 л.

в) Внеобрядовые причитания

26. Ой дак он не знает, не ведает. Записана в д. Павлово Верхне-Кемского с/с от А. Я. Коневой 53 л. Нотация М. Мазо. Причитание по солдатам, ушедшим на Великую Отечественную войну.

27. Ой вы куда наряжаетесь. Записана в д. Мякишево Теребаевского с/с от Л. И. Паюсовой 52 л. Нотация Ю. Марченко и М. Мазо. Причитание сложено по поводу отъезда фольклорной группы.
Начиная с 11-й строфы, каждый звук вибрирует от сдерживаемых рыданий. Нотации причетов не претендуют на абсолютно точную фиксацию высоты, однако отражают общий характер интонирования.

 

 

3. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ - ПРИЧЁТЫ

 

 

28. Как сегодня сего утра. Записана в д, Дунилово Завражского с/с от М. И. Сверчковой 70 л. Нотация М. Мазо. По указанию исполнительницы, — причёт на рожь. «Мочили рожь, давали ей прорасти немного; перед свадьбой рожь рассыпают по столу и тогда над ней причитают, прежде чем пиво варить».

29. Первый день да я не плакала. Записана в д. Зеленцово Зеленцовского с/с от А. Г. Синицыной 60 л. Нотация Т. Блаевой. Свадебный причёт исполняется тогда, когда варят пиво.

30. Бласлови меня, господи. Записана в д. Синицыно Зеленцовского с/с от А. В. Павловой 63 л. Нотация 3. Кейлиной. Свадебный причёт. По указанию исполнительницы, поют, «как красоту отдают». Кика в данной местности символический образ. Исполнительница объясняла так: «Кика — злодейка какая, приходит по твою красоту».
 
31. Каково щучке-рыбинке. Записана там же, поется на напев № 30 во время символической обрядовой бани.

32. И как сегодня, сего дни. Записана в д. Пермас Пермасского с/с от Е. И. Мишиневой 67 л. и Т. П. Вершининой 65 л. Нотация Л. Лейбман. Свадебный причёт на крйсоту. Вариант см.: Истомин, Ляпунов, с.63. Аналогичное начало текста получает в дальнейшем самостоятельное развитие. В Завражском с/с записан оригинальный вариант напева:

33. Это что да у тя, батюшко. Записана в д. Аргуново Аргуновского с/с от О. В. Горбуновой 72 л. Нотация Н. Афонина. Поют, когда в избе у невесты встречают поезжан.

34. Не спрошу-то я, не спрошу. Записана в д. Вороново Нижне-Кемского с/с от А. А. Черногубовой 66 л., Т. В. Пироговой 61 г., Е. И. Пироговой 72 л., П. А. Кузнецовой 61 г. Нотация М. Мазо. Исполняется, когда невесту ведут под благословенье. «Плакущая» (пожилая женщина, ведущая всю свадь. бу) поет вместе с подружками, невеста причитает.

35. Простылёло-то у меня. Исполнители те же. Исполняется тогда, когда «поезжане под окном у невесты».

36. Выводили, выводили. Записана в г. Никольске от А. А. Пановой 59 л., родом с Верхней Кемы. Нотация М. Мазо. Поют, когда невесту выводят из кути и ведут к жениху за стол. Напев занимает промежуточное положение между кемскими и югскими.

 

4. ПЕСНИ КАЛЕНДАРНЫЕ

 

 

37. Крвщеные-те да страшны вечера. Записана в пос. Дунилово Завражского с/с от К. Т. Никитинской 63 л. Нотация О. Туричиной. Песня, сопровождавшая святочные гадания. Привожу запись рассказа об исполнении «Илей»: «На крещенье ставят тарелку, кладут кто кусочки хлеба, кто колечко; эти
кусочки накрывают полотенцем, трясут и вытряхивают каждому и приговаривают: «Кому эта песенка достанется, тому сбудется да не минуется. Тому жить богато, ходить хорошо». Эти кусочки кладут под взголовье. Что в эту
ночь приснится, то и сбудется скоро, а может, и через несколько лет».
По всему району сделаны лишь две записи «Илейки». Вторая произведена в северо-западном Зеленцовском с/с. Аналогичные песни, насколько нам извести но, распространены в соседней Костромской области. Исполнительница постоянно варьирует количество строк в строфе, соответственно импровизируя и музыкальную форму.

38. Батюшка Егорий. Записана в деревне Каменное Вахневского села от Д. С. Карачевой 65 л. Нотация О. Горячкиной. По указанию исполнительницы,— «молитва на егорьев день, когда выгоняли скотину, кормили сеном и обходили кругом ее с иконой». В д. Старине Верхне-Кемского с/с записан рассказ о
том, что, «когда скот выгоняют, ходят на могильники с пирогами, вином и там читают эту молитву».

 

 

5. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

 

 

39. Люлю, люлю, люлю бай. Записана в деревне Каменное Вахневского с/с от И. А. Боданина 40 л. Нотация М. Мазо. Редкий пример исполнения колыбельной — «оканья» — мужчиной. Текст представляет свободное соединение чисто народных образов и вольного пересказа известного стихотворения Плещеева.

40. Спи-ко, Саша, весело. Записана в д. Павлово Аргуновского сельсовета от Л. И. Селяковой 64 л. Нотация М. Мазо.

41. А качь, качь. Записана в деревне Демино Нижне-Кемского с/с от В. М. Ворошиловой 45 л. Нотация М. Мазо.

 

6. ПЕСНИ ИГРОВЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ

 

 

42. Сидит олень. Записана в селе Никольском Нижне-Кемского с/с от Е. Н. Шемякиной 65 л. Нотация А. Гаврилова. «Святошная» игровая. «„Оленек" — игра, один сидит на стуле или стоит в центре круга. Ходят вокруг, каждый положит на оленька плат, а потом выкупают» — так описала игру исполнительница. В соседней деревне Вороново исполнение данной игровой песни заснято на кинопленку.

43. У Ивана под окном. Записана в д. Скоморошье Аргуновского с/с от Т. И. Горбуновой 65 л. Нотация Е. Инжевитовой. По указанию исполнительницы, — «игралась на святках и на свадьбах».

44. Мы розу сеяли. Записана в селе Никольском Нижне-Кемского с/с от А. А. Черногубовой 66 л. «Святошная» игровая. Нотация М. Мазо. Песня, распространенная повсеместно в России. Обычный зачин «Мы просо сеяли». В напеве явственно слышны интонации, связывающие его с мелодиями календарно-обрядовых песен. Каданс подобного типа присутствует и в святочной песне «Выходили красны девушки»:

Подробнее см. об этом: Рубцов Ф. А. Смысловое значение кадансов в календарных песнях. В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. I. Л., 1962.

44а. Мы росу сеяли. Записана д. Полежаеве Полежаевского с/с от А. И. Бородиной 62 л. Нотация М. Мазо. Оригинальный вариант предыдущей песни. Такой напев бытует в северных деревнях Кемы.

45. Косяки скребла. Записана в д. Вороново Нижне-Кемского с/с от А. А. Черногубовой 66 л., Т. В. Пироговой 67 л., П. А. Кузнецовой 61 г., Е. И. Пироговой 72 л. Нотация М. Мазо. «Святошная» игровая. Вариант напева с другим текстом («Да уж я, матушка») см.: Песни Вологодской обл., с. 117 (записан в Мяксинском районе). Напев, возможно, является «формульным» для игровых песен определенного региона.

46. Летал, летал воробей. Записана в селе Никольском Нижне-Кемского с/с от А. А. Шемякиной 63 л.,-А. Д. Пироговой 65 л., А. А. Черногубовой 66 л. Нотация М. Мазо. «Святошная» игровая. Две группы участников, попеременно двигаясь навстречу друг другу, изображают походку тех, о ком поется в каждом куплете. Исполнение заснято на кинопленку.

47. Была бабушка-то вежливая. Записана в д. Леунино Аргуновского с/с от П. М. Пахомковой 76 л. Нотация Н. Афонина. Шуточная песня.

 

7. ПРИПЕВКИ, ЧАСТУШКИ

 

 

48. За морем синица. Записана в д. Челпаново Вахневского с/с от А. С. Рогозиной 64 л. Нотация Н. Дегтяревой. По указанию исполнительницы, припевки пели за прялками на беседах. Вар. см.: Песни, записанные в Ленинградской обл., № 246 (текст), Львов- Прач, с. 124.

49. Ты подумай-ко, товаронка. Записана в д. Захарово Вахневского с/с от В. П. Подольской 63 л. Нотация 3. Кейлиной. По указанию исполнительницы, — «коротенькие»

50. Холодёночкой не пойте. Записана в д. Государенки Переселенческого с/с от А. М. Лелиной 80 л. Нотация М. Мазо. «Коротенькие».

51. Пой, подружка, веселей. Записана в д. Вороново Нижне-Кемского с/с от А. А. Черногубовой 66 л. и Т. А. Чебыкиной 44 л. Нотация М. Мазо. «Тырырыкалка», «коротенькая».