Свадебные песни Томского Приобья

Лирические песни



Песенный фольклор Томской области, мелодии и тексты песен

 

 

О сибирских свадебных песнях

 

 

Основная черта музыкального фольклора районов Томского Приобья заключается в многообразии разнохарактерных традиций и стилей. Это явление обусловлено сложным процессом формирования различных историко-культурных групп русского населения края. Наиболее заметно это многообразие сказывается при сопоставлении песен свадебного цикла, относящихся к традициям основных историко-этнографических слоев фольклора Томского Приобья — старожильческого и новосельческого.
В традициях крестьянской свадьбы новосельческого слоя (поселения конца XIX —начала XX века) можно различить три ведущих музыкально-стилистических комплекса: западнорусский, центрально-русский и северно-русский. Каждый из них объединяет традиции отдельных разрозненных поселений, в которых устойчиво сохраняется связь с исходной культурой названных географических зон.

Старожильческий песенный фольклор сложился в общем русле формирования культурных традиций русских поселенцев начального периода истории края (XVII— XVIII.век), сложился как единое музыкально-этнографическое явление. Каждому песенному жанру, как и всей системе жанров старожильческого фольклора, присущи черты большой стилистической общности. Тот факт, что в отдельных старожильческих поселениях или группах поселений выявляются некоторые местные признаки стиля, не противоречит общему выводу о стилистическом единстве старожильческой песенной традиции и указывает на то, как проявляются общие закономерности формирования данной культуры в разных частных условиях. Материалы по старожильческой свадьбе пока  зывают, что в пределах распространения старожильческого фольклорного слоя на территории Томского Приобья четко определяются зоны, отличающиеся друг от друга разной степенью сохранности обряда, разными деталями свадебной игры, разным составом песенного цикла.
Первая зона охватывает территорию вдоль по течению рек Оби и Томи (см. карту-схему) и включает следующие группы старожильческих поселений:

1) Усть-Томскую (села при устье Томи, села по реке Поросу и вниз по течению Оби до села Кривошеина),
2) Окологородную (в округе г. Томска по правому берегу Томи),
3) Томь-Сосновскую (в округе Сосновского Острога при устье реки Сосновки).
К этой же зоне относится Нарымская группа старожильческих поселений.
Вторую зону составляют Шегарская (Шегарский район) и Вороновская (села по Оби от села Кругликова до Ново-Троицкого— Кожевниковский район) группы.
В третью зону входят старожильческие села, прилегающие к Иркутскому тракту — к востоку от Томска (Подломск, Турунтаево и т. д.).

Судьба свадебного обряда в старожильческих поселениях каждой из названных зон подчинялась сложным закономерностям, которые требуют специального изучения, что в задачу данной публикации не входит. Первая зона — центральная — наиболее полно представляет обряд свадьбы томских старожилов и характеризуется яркостью и единством песенного стиля. Вторая и третья зоны распространения фольклорных традиций старожилов—окраинные (периферийные), для них характерны: значительная степень разрушения традиционного свадебного обряда, более сильное проникновение в свадебный цикл песен лирического жанра, а также заметное воздействие традиций новосельческого фольклора. Отмеченные зоны совпадают с границами стилистических групп, которые были установлены при анализе хороводных песен. Это обстоятельство подтверждает как факт общности старожильческого музыкально-этнографического комплекса, так и наличие в нем внутренних стилистических формирований.
В настоящем сборнике представлены главным образом записи, сделанные в поселениях центральной зоны. Самая развернутая форма бытования свадебного обряда имела место в селах Около-городной группы и в селах по реке Поросу (Верхне-Сеченово — Губино). Исключительно ценный материал удалось записать в селе Петухове в экспедициях 1969 и 1975 годов от Марии Федотовны Протопоповой и Ксении Кирилловны Квасовой — исполнительниц, обладающих редкой музыкальностью и памятью, сохранившей высокохудожественные образцы народного искусства. В селе Петухове, а также в селе Губине сделаны записи всех обрядовых песен старожильческой свадьбы, в то время как во многих других селах, где свадебный обряд подвергся значительному разрушению (затронувшему подавляющее большинство обследованных сел Томской области), удавалось записать лишь фрагменты ранее бытовавшего обряда и отдельные песни
С ключевыми моментами свадебного обряда (рукобитье, прощание с невестой на девичнике, ожидание поезда жениха, благословение невесты) в старожильческой свадьбе связано обязательное исполнение песен «Ты душа ли наша душенька», «Вырастала береза», «Не верба в поле шатается». Эти песни имеют исключительно важное значение и как образцы основных стилистических закономерностей. Даже в тех случаях, когда в ряде сел свадебный обряд почти полностью потерял свои очертания и цикл свадебных песен в основном утрачен, эти песни исполнители, как правило, помнят и в отдельных случаях поют их на свадьбе и в наши дни.

Порядок старожильческой свадьбы находится в соответствии с общерусскими традициями свадебного обряда и включает в себя сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), тещины блины, «новы гости».
Основные черты томской свадьбы можно проследить на свадебном обряде села Петухова, представленном в сборнике расшифровкой фонографической записи, сделанной от М. Ф. Протопоповой. Естественно, что в ряде сел есть некоторые отличия, свои характерные детали обряда. Так, например, в соседнем с Петуховом селе Лучанове на сватовство обязательно приезжал жених с родителями (что в Петухове не считалось нормой). Гостей встречают, они садятся, невеста с поклоном подает каждому кружку кваса и уходит. Жених должен успеть рассмотреть невесту. После этого он вместе с родителями выходит на улицу и они советуются. Если невеста понравилась — возвращаются в дом, если нет — уезжают. В селе Воронина Пашня приглашенные подруги невесты готовятся к свадьбе, шьют жениху рубашку, когда всё приготовят, едут к жениху рубашку мерить. Угощаются, катаются на лошадях по деревне. В селе Нагорный Иштан на утро после венца варят пельмени, уху из налима, режут «невестин пирог» («кладут на пирог» — одаривают деньгами, скотом и проч.), затаскивают «быка» в дом («бык» — ряженый гость с надетым на голову глиняным горшком) —тащат «быка» на вожжах через порог в дом; тому, кто тянет, подают угощение, «быку» — выкуп «за корчагу» (горшок). Горшок бьют, молодая метет черепки, ей бросают деньги. По-видимому, частной особенностью обряда села Петухова является смещение поездки на блины с утра следующего дня (как обычно принято в старожильческих селах) на день свадьбы.

Особый интерес вызывает состояние традиции свадебных причитаний. В материалах многолетней собирательской практики кафедры советской литературы Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева (ок. 10 тысяч текстов песен разных жанров), а также составителя настоящего сборника (более 1000 фонограмм) в районах Томского Приобья причитания на старожильческой свадьбе, в отличие от традиций новоселов, представлены лишь единичными записями. При этом обращает на себя внимание то, что из моментов свадебного обряда, в которых, по рассказам исполнителей, невеста причитала (или могла причитать) — баня, прощание с родней, ожидание поезда на девичнике, расплетение косы, прощание с родителями и подругами в день свадьбы, — лишь момент расплетения косы отмечен записями музыкально-поэтических форм причета. В остальных случаях мы располагаем лишь указаниями исполнителей на то, что невеста «плакала» или «причитала» (см. «Обряд села Петухова»).

Эти факты характеризуют современное состояние традиции причета в старожильческих поселениях; они могут свидетельствовать также о том, что отмеченный выше процесс разрушения свадебного обряда затронул, видимо, в первую очередь традицию обрядовых причитаний. Вместе с тем можно предположить, что традиция причитаний в свадебном обряде старожилов вообще не была развита так широко, как это наблюдается во многих областях России. Представляется значительным то обстоятельство, что брак по согласию был типичным явлением для томских сел (согласие невесты на сватовстве — один из самых важных моментов свадебного обряда).

 

Продолжение читайте в книге

Характерные черты стиля свадебных песен, рассмотренные выше, а также наблюдения над стилем хороводных и лирических песен старожилов Томского Приобья, свидетельствуют о единстве принципов музыкального мышления, сложившихся в специфических условиях формирования культурных традиций русского населения в Сибири. Имеющиеся материалы по сибирскому фольклору показывают, что стиль, к которому принадлежит песенная культура томских старожилов, выходит далеко за пределы изучаемого района Сибири. В частности, обращает на себя внимание факт общности стиля публикуемых свадебных песен с песнями, записанными в Енисейском районе Красноярского края2.
Настоящий сборник является первой публикацией свадебных песен Томского Приобья, записанных составителем в период с 1967 по 1975 годы. Кроме свадебных обрядовых песен, в сборник включены лирические песни 33—35, вошедшие в состав старожильческой свадьбы и бытующие в качестве обязательных; они выполняют роль свадебных обрядовых.

В сборнике использованы некоторые сведения по статистике вариантов свадебных песен и сведения, касающиеся деталей свадебного обряда, из материалов студенческих фольклорных экспедиций Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева.
В приложении приводится перечень фонограмм свадебных песен, записанных составителем в районах Томского Приобья.
Считаем своим долгом выразить глубокую признательность жителям томских, деревень—исполнителям народных песен, искусство которых дало возможность познакомиться со старинной традицией поэтического обряда крестьянской свадьбы.