Себежские песни - ноты и тексты

Песни Псковской земли



Народные песни Псковской области. Мелодии и тексты песен.

 

 

Песенный фольклор Псковской обл.
Народные песни - Новые публикации
Себежские песни

напетые Надеждой Филипповной Кортенко
составление, запись и нотация Т. Знаменской
общая редакция, предисловие и примечания Ф.Рубцова
"Советский композитор", 1970г.
номер с33к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Народные песни, как известно, не являются авторскими произведениями, фиксируемыми записью при их создании. В связи с этим сама жизнь народных песен весьма своеобразна.
В народном обиходе песни не разучиваются. Они усваиваются на слух и, передаваясь из уст в уста, широко растекаются по районам и областям своей родины, бытуя в многочисленных вариантах. При этом талантливые исполнители придают многим, особенно лирическим, песням свое толкование, становясь как бы соавторами.

Имена первосоздателей бытующих песен и поныне неизвестны, равно как неизвестно и время создания этих песен. Однако имена талантливых певцов, носителей исконно русской народно-песенной культуры и одновременно создателей своего певческого стиля, своих вариантов песен, хорошо знакомы собирателям и заслуживают внимания общественности.
Публикуемый сборник содержит песни, записанные от Надежды Филипповны Кортенко.
Н. Ф. Кортенко родилась в 1891 году в деревне Кобыленцы Себежского района Псковской области. Восемнадцати лет она вышла замуж в соседнюю деревню Припиши, где и живет до настоящего времени. В окрестных деревнях Н. Ф. Кортенко известна как лучшая песенница.

Репертуар Н. Ф. Кортенко обширен. В сборнике помещена лишь незначительная часть этого репертуара, а именно — песни, записанные Т. Г. Знаменской, частично в экспедиции, совместно с композитором Г.Беловым, частично же в Ленинграде, в короткий период пребывания здесь Н. Ф. Кортенко.
К сожалению, нотная запись не способна передать звучание голоса и самый характер исполнения. А поет Н. Ф. Кортенко и своеобразно, и — в полном смысле этого слова — артистично.
С большим успехом Н. Ф. Кортенко выступала на этнографическом концерте, организованном в Ленинграде Союзом композиторов 8 апреля 1968 года. Далеко немолодая, согбенная женщина, которую внучка выводила на эстраду и усаживала в кресло (по состоянию здоровья Н. Ф. Кортенко пела сидя), поражала слушателей чистым и звонким голосом, великолепной дикцией, живостью исполнения. Во время пения она превращалась в настоящую артистку, выступающую как подлинная «умелица».
Что же можно сказать о самих песнях, записанных от Н. Ф. Кортенко и помещенных в данном сборнике?
Песни эти, конечно, не созданы Надеждой Филипповной, а восприняты ею из местной, давно сложившейся песенной традиции. Однако многие песни несомненно передаются Н. Ф. Кортенко в своей, личной трактовке, сказывающейся не только в манере исполнения, но и в компоновке поэтических образов и, главное, в музыкальном воплощении текста. Вряд ли в Себежском районе данные песни, — кроме особо устойчивых, как например, жнивные или колядные, — исполняются в такой же связи текста и напева, в какой дает их Надежда Филипповна. Можно полагать, что, используя традиционные мелодические обороты, она складывает из них напевы, соотнося последние с различными текстами по своему усмотрению.
Так или иначе, но песни, или, точнее, варианты их, записанные от Н. Ф. Кортенко, своеобразны. Не будет ошибкой сказать, что публикуются они впервые.

Кратко характеризуя мелодику данных песен, следует отметить, что напевы их, как правило, малообъемны, лишены внутри-слоговых «разводов» кратки и просты, но весьма содержательны в своей простоте. Интонационно все они связаны со старым, чисто крестьянским попевочным словарем.
Многие напевы, подчиняясь вольному «сказыванию» текста, не укладываются в обычные нормы тактировки. При их нотации тактовой чертой отмечаются лишь повторяющиеся группы музыкальных длительностей, но не сильные и слабые доли. Анализируя ритмический склад таких напевов, невольно поражаешься чутью формы, присущему талантливым исполнителям, которые неизменно — из строфы в строфу — повторяют сложные, несоразмерные ритмические группы, не укладывающиеся в тактовый счет, а воспроизводимые как отрезки временного звучания мелодии.

Тексты публикуемых песен сами по себе не новы. Их поэтические образы, равно как и отдельные сюжетные положения, в большинстве своем известны. Тексты некоторых песен даются фрагментарно, поскольку такими они сохранились в памяти исполнительницы. Тем не менее, благодаря использованию некоторых местных словообразований, все тексты воспринимаются как оригинальные, являя собой образец высокохудожественного народно-поэтического творчества.
Можно полагать, что тексты песен, изобилующие уменьшительно-ласкательными именами и своеобразными выражениями, будут восприняты как образец высокопоэтического языка, присущего)исконной песенной культуре русского крестьянства.
Язык II, Ф. Кортенко передан по возможности точно. Лишь в некоторых случаях, которые особо не оговариваются, произношение слов заменяется общепринятым (например: «человек», вместо «целонек», как иногда произносит певица).

Из условных обозначений, принятых в записи напевов, следует оговорить:
двойной скрипичный ключ, обозначающий звучание голоса октавой ниже;
знак бемоля или диеза, взятый в скобки, что указывает на повышение или понижение звука, не достигающее полутона и, следовательно, не укладывающееся в темперированный строй;
паузы, помещенные в скобках, не входящие в ритмическую структуру напева, а вызванные необходимостью взять дыхание.
Все песни записаны от Н. Ф. Кортенко и нотированы Т.Г. Знаменской, которая и является составителем настоящего сборника.
Песни Н. Ф. Кортенко рекомендованы к изданию Фольклорной секцией Ленинградского отделения Союза советских композиторов.
Ф. Рубцов

Псковские песни - ноты и тексты Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!