Народные песни Вологодской области - Песни средней Сухоны

Русские народные песни Вологодской области

Варженские певицы и их песни



Предлагаемый сборник открывает серию изданий русских песен Вологодской, Архангельской областей из материалов фольклорных экспедиций Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (ЛОЛГК). В серии будут представлены разнообразные местные песенные традиции, составляющие одно из наиболее интересных явлений в русской национальной культуре — северную песню. В настоящий выпуск вошли материалы экспедиций ЛОЛГК 1970, 1971, 1974, 1975 годов в Тотемский, Тарногский, Нюксеницкий районы Вологодской области, находящиеся и среднем течении реки Сухоны.

 

 

Тексты и мелодии pdf
Народные песни Вологодской области
Песни средней Сухоны
по материалам студенческих фольклорных экспедиций
составитель А.Мехнецов
"Советский композитор", 1981г.
номер с893к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди различных музыкально-стилевых явлений фольклора Присухонья особое место занимает песенная традиция, условно называемая нами среднесухонской, распространенная в деревнях центрально-тотемских сельсоветов (Медведевский, Матвеевский, Мосеевский, Вожбальский, Калининский) и далее вниз по Сухоне до Нюксеницы (Нижняя Печенга, Леваш, Брусенец, Раменье, Маркуша). Ее своеобразие проявляется прежде всею в характере причётно-песенной стороны традиционного свадебного обряда и в стилистике лирических песен. Типология музыкально-стилевых признаков именно этих жанров и позволяет установить границы среднесухонской традиции и выделить ее в качестве самостоятельного историко-культурного образования в рамках более широкой общности этнокультурных традиций присухонского региона. Не имея возможности остановиться здесь на подробном анализе материалов сборника, перечислим наиболее важные черты песен среднесухонской традиции.

Музыкально-поэтическое содержание местного свадебного обряда находит выражение в трех устойчивых формах произнесения ритуального текста. Это — голошения (причеты) невесты, ее матери, сестер, подруг; песенная форма причитания подруг (коллективный причёт) и собственно свадебные песни (величания, хуления, припевки). В центрально-тотемских сельсоветах формы свадебного голошения, несмотря на различия вариантов мелодического распева, сохраняют единый интонационно-ритмический тип (№ 23, 25) с протяженной за счет начального возгласа предударной зоной восьмисложного стиха, с обязательной смысловой паузой на последнем предударном слоге. Структурно-ритмическое значение паузы — в образовании синкопы за счет продолженного предударного слога. Повсеместно бытующая формула коллективного причитания (№ 26) в силу совместного исполнения приобретает черты песенной формы - устойчивость звуковысотного и ритмического контуров напева, стабильность композиции. Синкопированная ритмика коллективного причета имеет принципиальное значение для характеристики стиля свадебных причитаний среднесухонской традиции и соотносится с типологическими признаками стиля свадебных песен гдовской, пинежской и поморской традиций. Функцию коллективного причета в Мосеевском сельсовете может выполнять и песенный напев (№ 28, 35). В деревнях Вожбальского сельсовета группа песенных сюжетов исполняется с напевом основной формулы коллективного причета (№ 26) Соединение в одновременном звучании причетов невесты и матери, невесты и сестры (№ 25), причета невесты и коллективного причета девушек (например, № 29), свадебных песен с причетом невесты (№ 32), обусловленное ходом свадебного обряда, создает особые полифонические сочетания. Их образно-эмоциональная выразительность может быть осознана лишь в связи с функциональной значимостью напевов крестьянской свадьбы.

Наиболее показателен для среднесухонской традиции слой лирических песен, возникновение которого мы относим к раннему периоду формирования русской песенности. Основные закономерности этого слоя проявляются в следующем: а) в интонационно-ладовой организации (терцовые, квартовые «примитивы» как основа ладовой структуры с преобладанием принципов опевания опорных тонов и мелодического развития в терцовой ячейке интонирования); б) в принципе «формульности» интонационно-ритмических структур (попевки, комплексы попевок, образующие разделы формы —зачин, каданс, распевные обороты как внутрислоговые, так и на вставках; напев в целом); в) в принципе формообразования, ведущем свое начало от принципа структурного соответствия напева и строки поэтического текста в календарных песнях, причитаниях и былинах.

Этот слой лирических песен отличается особым строем музыкальной речи, стихосложением, не связанным с литературной традицией, особой системой художественных образов. Сами исполнители выделяют эти песни среди других лирических песен — и по сюжетным и по стилевым признакам, но более всего по приуроченности, или по обстоятельствам исполнения песен. Почти все традиционные лирические песни пелись не только «когда здумаешь», но и когда «ходили по деревне» в праздники (в масленицу, троицу) или «когда со жнива шли». Некоторые песни были приурочены к свадебному обряду (№ 19, 21). Лирические песни этого слоя могут объединяться в своеобразные циклы (№ 1—3, 20—22).
Хороводные песни, тесно связанные с годовыми крестьянскими праздниками, с зимними вечерованиями, составляли неотъемлемую часть музыкального быта присухонских деревень. В сборник вошли лучшие, образцы, традиционных хороводных песен, свидетельствующие о некогда богатой и развитой культуре хороводных игр.

В ряду особенностей настоящей публикации необходимо отметить следующее:
1. Заголовки к текстам даются по смысловому значению первой строки. При полифоническом сочетании причетов в заголовке приводятся первые строки обоих текстов, а сами тексты даются последовательно друг за другом. В случаях, когда при одновременном звучании двух причетов содержание их поэтического текста совпадает, в заголовок выносится первая строка коллективного причитания; в тексте причета невесты приводятся только начальные строки,, показывающие особенности ритма слогопроизнесения, а текст причета девушек публикуется полностью.
2. Тактировка напевов выполнена на основе выявления согласованной метрической акцентности стиха и напева. Сложная иерархия акцентности (соподчиненность пульсации согласованных акцентов, образующих метрическую структуру песни, и акцентов только музыкального ряда, вспомогательной акцентности) выражена применением сплошной и пунктирной тактовой черты, отмечающей основной или вспомогательный ряд акцентности.
3. При расшифровке текстов соблюдался принцип сохранения характерных признаков местного говора (оканье, цоканье и другие) и песенного произнесения слова.
4. Звездочкой в тексте отмечается конец фонограммы.
5. Текст в квадратных скобках — реконструкция составителя, многоточие в квадратных скобках — песня исполнена не до конца.
6. Поскольку основные материалы сборника записаны в Тотемском районе Вологодской области, в примечаниях место записи дается без указания района. Отсылка на район дается только тогда, когда запись выполнена в соседних районах.
Настоящий сборник является результатом большой коллективной работы студентов Ленинградской консерватории. и сотрудников лаборатории народного музыкального творчества. Особый вклад в эту работу — экспедиционную и аналитическую — внесли студенты и выпускники консерватории Ю. Марченко, Е. Мельник, В. Буракова, Н. Светличная, А. Кастров, О. Сергеева, И. Толстикова, А. Захаров и другие.
Авторы сборника приносят глубокую благодарность всем, кто содействовал экспедиционной записи песен, и в первую очередь народным исполнителям, жителям присухонских деревень.
А. Мехнецов

Ноты и тексты песен Вологодской обл. Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!