Торопецкие песни

Псковская область



Народный фольклор Тверской области. Тексты и мелодии песен

 

 

Сборник народных песен Тверской области
Торопецкие песни
Песни родины М.Мусоргского
запись составление и комментарии И.Земцовского
"Музыка", 1987г.

содержание:

 

Музыкальный фольклор г. Торопца и его окрестностей совершенно не известен по печатным материалам. Не существует ни одного издания торопецких напевов. До сих пор искусство торопчан было представлено частично лишь в публикациях историков и филологов.
Между тем именно с музыкальной точки зрения торопецкие песни по ряду причин вызывают особый интерес.

Во-первых, торопецкая земля дала миру гения русской музыки М.П. Мусоргского (1839—1881), который родился и провел детство в селе Карево на берегу живописного Жижицкого озера. На творчестве композитора сказалось могучее влияние крестьянской песни, и в этом отношении было бы ошибочным недооценивать ту роль, которую мог сыграть для него фольклор родных мест. Как справедливо подчеркивал Ю. Шапорин, «...особенности музыкальной речи Мусоргского определяются во многом особенностями мелодического склада с детства ему знакомых псковских напевов». Поэтому публикация торопецких песен может способствовать более глубокому исследованию музыкального языка Мусоргского. Даже беглое знакомство с ними заставляет вспомнить его музыку: общий суровый колорит» обилие терпких, архаичных интонаций; внешняя скупость выразительных средств -при их исключительной свежести и броскости; устойчивая традиция похоронных и других причитаний, и многое иное, что должно составить предмет специальных исследований.

Во-вторых, публикация торопецких песен интересна и с научно-этнографической точки зрения. Не имея возможности остановиться на этом подробнее, отмечу хотя бы такой факт, как древность Торопца, к 900-летию которого приурочен выход настоящего сборника. Для фольклористов этот интереснейший этнографический район, находящийся на стыке Псковской, Калининской, Новгородской и Смоленской областей, оставался до сих пор «белым пятном». О его богатствах можно было только предполагать. Когда-то Торопец был одним из ведущих заселений древнеславянского племени кривичей. По свидетельству (начальной летописи, «кривиче же седять на верх Волги а на верх Двины и на верх Днепра», Достаточно прочное заселение верхнего Подвинья родо-племенными объединениями кривичей доказывается данными археологии, топонимики, лингвистики. Сравнительное изучение торопецких напевов в свою очередь может, как мне представляется, убедительно подтвердить это,— в частности благодаря хорошей сохранности в районе так называемых календарно-обрядовых, трудовых и свадебных песен древних земледельцев, родственных в музыкальном отношении аналогичным песням соседних районов Псковщины, Смоленщины и Белоруссии, также заселенных когда-то кривичами. Песенные мелодии представляют собой своеобразный документ, по древности не уступающий археологическим раскопкам, но сохраненный не в толще земной, а в народной памяти, в памяти наших современников! Обрядовые песни, музыкальные ^публикации которых на сегодняшний лень крайне малочисленны, донесли до нас отдельные, подчас существенные черты_ языческой древности предков русского народа. Поэтому собирание и изучение их имеет для науки и культуры большой интерес.

Предлагаемый сборник является скромной попыткой обнародовать некоторые музыкальные записи торопецких песен. Он составлен по материалам двух фольклорных экспедиций, организованных Ленинградским отделением Союза советских композиторов и Музфонда СССР в 1964—
1965 гг. на родину Мусоргского. Кроме составителя в них принимали участие аспиранты Ленинградской консерватории Н. Мартынов и В. Гаврилин.

Песни записывались в 15 населенных пунктах Торопецкого и Куньинского районов (преимущественно в деревнях), почти от 40 исполнителей, называемых здесь «песнехорами». Всего записано нами около 300 песен, из которых составителем отобрано и прокомментировано 110 наиболее характерных образцов.
Песенный репертуар представляемого района оказался достаточно богатым и разнообразным. На праздниках и гулянках, во время святок, масленицы, свадеб звучат старинные торопецкие песни. Похороны сопровождаются раздирающими душу причитаниями. «Причитывать» умеет почти каждая женщина.
Средний возраст исполнителей традиционного репертуара — 50—60 лет. Частушки (по-местному — «припевки») поются во всех возрастных слоях. Среди молодежи звучат общеизвестные песни советских композиторов, но любит она и свои деревенские напевы, В современной деревне мирно
сосуществуют тесни, имеющие как тысячелетнюю, так и десятилетнюю историю.
Знакомство с торопецкими песнями вносит поправку в наше представление о судьбе некоторых древнейших фольклорных жанров. Особенно касается это календарных песен и причитаний, порожденных языческой древностью и давно «похороненных» фольклористами. Оказывается, они еще живы. Больше того: именно сочетание в одном районе строгой «формульности» одних и ярко-эмоциональной «стихии других придает ему неповторимое своеобразие.

Календарных (особенно масленичных) и свадебных песен у торопчан оказалось на удивление много. Их не способны затмить даже частушки, явно преобладающие сейчас в песенном быту многих других российских деревень. Здесь же они не «выпирают», хотя и очень колоритны. Мало в районе и так называемых «жестоких романсов». Зато хорошо сохранились старые слои лирических песен и баллад.
Мы не встретили в районе сложившиеся народные хоры. Поэтому подавляющее число записей сделано от отдельных исполнителей, охотно «играющих песни» (по местному выражению). Конечно, и торопчане любят петь хором, но встречаются для этого лишь по случаю — на праздниках и свадьбах. Яркое впечатление оставляет двухголосное исполнение ими припевок «под язык» и свадебных причитаний невесты на фоне песни «подружек» (или, как говорят в Торопце, «подбоярок»).
Однако не следует считать преобладание одноголосия признаком музыкальной бедности края. Сами песни отличаются высокими мелодическими достоинствами, своеобразной ритмикой и ладами, которые вполне выявляются и в сольном пении. Тем более, что в календарных, свадебных и старых лирических песнях, составляющих ядро репертуара торопчан, вообще многоголосие развито мало в силу специфики песен этих жанров. Протяжные же песни, которым в наибольшей мере свойственно богатое подголосочное многоголосие, в районе почти не встречаются.

Публикуемые одноголосные записи дают все же, как нам кажется, достаточно цельную картину" торопецких песен. Их отличает бесспорное единство музыкального стиля, приметы которого, правда, не всегда поддаются точной словесной характеристике, но легко ощущаются на слух. Песни этого стиля, по существу малоизвестные в научном обиходе представляют значительный художественный и исторический интерес. Более подробно, хотя и по необходимости лаконично, сказано о них в комментариях.
Песни в сборнике расположены по жанровому признаку. Вначале помещены календарные, оставшиеся от когда-то очень развитого цикла, часто называемого песнями годового земледельческого круга: зимние (подблюдные, колядки, масленичные), весенние (волочебные, троицкие), летние (купальские, толочные, жнивные) (I—21). Затем следуют песни семейной обрядности: свадебные (22—59) и похоронные (60—63). Среди свадебных — сначала песни, сопровождающие обряд, затем лирические, причитания невесты, а в конце — величальные песни свадебного пира. Этим исчерпывается раздел обрядового фольклора. 64—70 — хороводные, игровые, плясовые. Их сменяют песни неприуроченного исполнения: лирические, расположенные от. более архаичных по стилю — к более новым, вплоть до современных по тематике (71—92), песни-баллады, примерно в той же последовательности (93—99), шуточные (100—104). Затем даны образцы колыбельных (105) и местных припевок (106—110).
Песенные тексты публикуются полностью, но, ввиду экономии места, иногда изложены в сокращенной форме, Везде оговариваемой в подстрочных примечаниях. Членение слов произведено в соответствии с вокальным исполнением. Диалектные особенности речи заменены общепринятыми нормами только в области произношения словно остались неприкосновенными в лексике и синтаксисе текстов. Пунктуация народных песен специфична: например, в обращениях не отделяются запятыми междометия и личные местоимения.

Все песни, включенные в сборник, йотированы составителем. Знак означает глиссандо, которое чаще всего бывает на малую терцию вниз. Знаки + и — над нотой означают повышение или понижение звука.
Справочный аппарат сборника состоит из примечаний к песням, указателя сокращений цитируемых материалов и сведений об исполнителях. Сообщаемая библиография (не является исчерпывающей и призвана дать читателю лишь первоначальную ориентацию в имеющихся материалах, с которыми сопоставляются (публикуемые песни, или которым они близки (в том числе и белорусские параллели).
Составитель выражает большую благодарность исполнителям песен, без энтузиазма которых этот сборник не мог бы появиться, и всем, кто помогал нам в работе, особенно общественности Торопецкого района: редакции газеты «Знамя труда» (редактор Н. Энгелейков), работникам райисполкома (зав. отделом культуры А. Савельев), Дома культуры (3. Вид, К. Зарецкая) и РК ВЛКСМ (Н. Беляева), сельским избачам М. Алексеевой (Мартисово), Е. Федоровой (Некрашово), супругам И. и Е. Нехорошевым и другим.
Особую благодарность приношу Ф. А. Рубцову за ценные консультации во время подготовки сборника к печати.

Настоящий сборник составитель посвящает талантливым негостеприимным торопчанам, сумевшим пронести сквозь века и сохранить до наших дней замечательное искусство своих предков» и создавшим новые оригинальные напевы, тем мастерам-«песнехорам», чьи песни и сегодня волнуют своей художественной силой и своеобразной красотой.
И. Земцовский

Мелодии и тексты песен Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!