Ноты - Александр Варламов - Романсы и песни

А. Варламов (ноты)



Ноты в pdf для фортепиано, голоса (вокала)

 

А.Е. Варламов
Н. Листова

 

 

Романсы и песни А. Е. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, выдающийся представитель бытового романса, он обогатил этот жанр произведениями высоких художественных достоинств. Искусство Варламова отвечало запросам самых широких демократических кругов и было на редкость популярным. По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными» '. Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями— и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика»2 и даже был запечатлен в изобразительном искусстве: появилась народная картинка— лубок, своеобразная иллюстрация к варламовской песне. Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, «введены» в произведения многих писателей — Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Лескова, Бунина и других. Сочинения Варламова не утратили своей жизненности и в наши дни — в этом неоспоримое доказательство их художественной ценности.


Александр Егорович Варламов родился э Москве 15 ноября (по старому стилю) 1801 года. Его отец служил при Екатерине II ефрейт-капралом в конном полку лейбгвардии, позже был скромным чиновником. Музыкальная одаренность будущего композитора проявилась рано. Он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: девяти лет Варламов был отправлен в Петербург, в Придворную певческую капеллу и зачислен малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы, выдающегося русского композитора
Д. С. Бортнянского. Малолетний певчий быстро овладел игрой на различных инструментах (фортепиано, виолончель, гитара), научился дирижировать и более всего занимался пением. Вскоре он стал солистом хора.

18-ти лет Варламова посылают за границу, в Голландию, учителем, певчих в русской посольской церкви в Гааге. Юношу захватывают новые впечатления, разнообразная музыкальная жизнь Гааги, Брюсселя. Он посещает оперу, концерты и дважды сам выступает публично как певец и гитарист. В эти же годы Варламов, по собственному признанию, «нарочито учился теории музыки».
В 1823 году он возвращается на родину, в Петербург, где пробует свои силы в различных областях музыкального искусства. Он много времени уделяет педагогике: преподает в театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в певческую капеллу хористом и учителем малолетних певчих. Но его деятельность этим не ограничивается. Уже в 1825 году Варламов дает большой концерт в зале Филармонического общества, где выступает в качестве дирижера и певца. Дебютант дирижировал увертюрами Вебера («Волшебный стрелок»), Штейбельта («Ромео и Юлия»), хорами своего покойного учителя Бортнянского.
Немалую роль в жизни молодого музыканта сыграли встречи с Глинкой. Варламов с радостью принимал участие в исполнении глинкинских сочинений в доме композитора, иногда привозил с собой знакомых хористов. Вместе с Глинкой было задумано издание «Музыкального альбома» на 1828 год» (сохранилась лишь регистрационная запись о представлении рукописи в цензурный комитет). Общение с Глинкой способствовало формированию взглядов Варламова на развитие русского искусства, его самобытную национальную природу.
Расцвет творчества Варламова начинается в 30-е годы. В 1832 году он был приглашен помощником капельмейстера московских императорских театров, где вскоре занял место «композитора музыки».

Варламов вошел в круг московской художественной интеллигенции, сблизился со многими талантливыми ее представителями — актерами Щепкиным, Мочаловым, Львовой-Синецкой, композиторами Верстовским, Гурилевым, Дюбюком, поэтом Цыгановым, писателями Загоскиным, Полевым, певцом Бантышевым и многими другими. В этой :реде любили литературу, музыку, горячо увлекались поэзией и народной песней. В живом, непо-:редственном дружеском общении иногда импровизационно рождались стихи и песни.
В Москве у Варламова окончательно определяется стремление сочинять музыку «по-русски» (по выражению Глинки), с новой силой пробуждается любовь к народному творчеству. «Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательно — наши народные песни»,1 — писал композитор. Появляются первые романсы и песни Варламова: «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Смолкни, пташка-канарейка», «Не шумите, ветры буйные», «Ах ты, молодость» и другие. Они сразу завоевывают успех, распространяются часто в рукописях до издания, множатся } виде инструментальных переложений, звучат в спектаклях.
Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам, например, к «Двумужнице» А. Шаховского (и радуется, когда критик принимает его песню Фионы за подлинную народную), «Князю Серебряному» по повести Бестужева-Марлинского, «Эсмеральде» по роману В. Гюго, «Гамлету» Шекспира. Постановка шекспировской трагедии в переводе Н. Полевого шилась выдающимся событием. Музыку к спектаклю Варламов написал по просьбе Мочалова, блестящего исполнителя роли Гамлета. Варламовская песня безумной Офелии имела необычайный успех, — о ней, в частности, писали Белинский, Станкевич.

Композитор обращался также к сочинению байтов: два произведения этого жанра — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с Гурьяновым по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», шли на сцене Большого театра. У Варламова было намерение написать и оперу на сюжет романтической поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел этот остался нереализованным.
Немалое внимание музыкант уделяет исполнительской деятельности, выступая чаще всего как певец. Он обладал сравнительно небольшим, но красивым по тембру голосом (тенор) и пел на редкость выразительно и задушевно. «Он неподражаемо высказывал. свои романсы» 3, — замечал один из его друзей. Программы варламовских конвертов обычно состояли из его собственных романов и народных песен.
Большой известностью Варламов пользовался также как преподаватель пения. Его глубокие знания в этой области и многолетний педагогический опыт нашли отражение в изданной им «Школе пения» (1840). Это была первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства, которая не утратила своего значения и в настоящее время.
Служебные недоразумения вынудили Варламова уйти из московских императорских театров. В 1845 году композитор возвращается в Петербург, надеясь снова устроиться в певческую капеллу. Однако долгое ожидание скромного места учителя было напрасным. Надежды сменялись горькими разочарованиями, а творческие достижения и огромная популярность сочинений Варламова не защищали его от обид со стороны «власть имущих». Участие друзей — назовем среди них Даргомыжского, Аполлона Григорьева, певицу-любительницу П. Бартеневу — не могло спасти композитора от беспросветной, тяжелой нужды. Глубоким отчаянием проникнуты его письма к Бартеневой, написанные незадолго до смерти. Рассказывая ей о тщетных попытках получить работу в капелле, о своих «хождениях по мукам», он писал: «.я погибаю. Если я не получу этого места, то мне ничего не останется, как умереть с голоду с моим семейством» '.
В 1848 году Варламов умер от туберкулеза. Смерть композитора вызвала многочисленные отклики. Среди них были как стихотворные, так и музыкальные. Например, Гурилев, используя тему варламовского романса «Соловушко», написал романс «Воспоминание о Варламове» на. одноименные стихи Д. Т. Ленского. Появилось коллективное сочинение — фортепианные вариации на тему романса Варламова «Соловьем залетным». Среди авторов вариаций были А. Рубинштейн, А. Гензельт. В 1851 году вышел в свет «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший и некоторые сочинения покойного композитора, и романсы Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Алябьева, Гурилева и других. А позже, в конце 50-х годов, журнал «Орел» писал: «.и поныне своды храмов, залы дворцов, арки театров, гостиные вельмож, мансарды чиновников, дощатые потолки убогих хат и широкие поля оглашаются его (Варламова.—Я. Л.) дивной и задушевной мелодией».

Основной, самой ценной частью творческого наследия Варламова являются его романсы и песни. Им написано около 200 сочинений для одного, двух и трех голосов в сопровождении фортепиано.
По складу своего дарования Варламов—лирик, певец простых человеческих чувств. Однако содержание его творчества не ограничивается темой любви или природы. Музыка композитора чутко отражала думы и настроения русского общества 30-х годов прошлого века, периода последекабристской реакции. Мотивы крушения светлых надежд, щемящее чувство тоски и, с другой стороны, романтически мятежные порывы — неотъемлемое свойство музы Варламова. Вспомним «жажду бури», воплощенную в романсе «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова или настроение трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» (слова Э. Губера).
В музыке Варламова звучат и патриотические мотивы, и философские раздумья об искусстве и судьбе поэта («Менестрель», «Поэт», «Cesse, tes chants*, «Внутренняя музыка»). Есть у композитора романсы, навеянные определенными историческими событиями — «Вот идут полки родные», «Песнь грека» (русско-турецкая война, греческое восстание).
Круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, очень широк. Опуская второстепенные имена, можно назвать здесь и авторов, выдвинувшихся в самом начале XIX века,— В. Жуковского, А. Мерзлякова, и тех, чьи имена вошли в литературу позже—А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Полежаева, А. Тимофеева, Н. Огарева, А. Плещеева, М. Михайлова, А. Фета. Варламов не прошел мимо ранних русских переводов песен Беранже, стихов Гейне. Композитор иногда использовал народные тексты, а в отдельных случаях писал романсы на собственные слова. Важно, что Варламов отзывался на выдающиеся явления в поэзии и открыл для музыкального искусства ряд авторов, стихи которых позднее широко вошли в русский романс. Это относится к Кольцову, Плещееву, Фету, Михайлову. Вместе с Даргомыжским Варламов был одним из первых, обратившихся к поэзии Лермонтова.
Творчество композитора неотделимо от стихотворений в народном духе, в частности, от широко распространенного в поэзии той поры жанра «русской песни». В этом жанре его излюбленными авторами были Цыганов, Кольцов, Тимофеев.

Определяющей чертой вокального творчества Варламова является неразрывная связь с традициями бытовой музыки и с народно-песенными истоками. Это в равной мере относится и к его «русским песням», и к романсам, и к театральным сочинениям. Интонационный строй, приемы мелодического развития, композиционные признаки его сочинений восходят к народной песне, тонко отражают ее особенности. В этом отношении романс «Горные вершины» не менее показателен, чем песня «Ах ты, время, времечко» или песня Фионы из драмы «Двумужница». Мелодии композитора широко распространялись в народе. Иногда они оставались такими, какими создал их автор (например, «Красный сарафан»). В других случаях возникали народные варианты варламовских мелодий —они изменялись в устной традиции. Так, от романса «Не бил барабан» (слова И. Козлова) вел путь к революционной песне «Вы жертвою пали» от мелодии «Вверх по Волге» (из «Двумужницы») — к народной песне «Вниз по Волге-реке», а затем к возникшей в демократической среде песне «Есть на Волге утес»; от романса «Ожидание» (слова С. Стромилова)—к песне «Зачем сидишь до полуночи». И это далеко не единственные примеры фольклоризации варламовских мелодий.

В наше время, в годы Великой Отечественной войны, песня «Вдоль по улице метелица метет» исполнялась со словами: «Вдоль по улице метелица метет, артиллерия по немцам крепко бьет». Это был пример возникновения нового варианта народного текста к известной песне композитора.
Много внимания Варламов уделял обработке подлинных народных мелодий. Большинство из них вошло в сборник «Русский певец», издание которого Варламов задумал в последние годы жизни. Стремясь к популяризации народной музыки, он хотел создать обширное собрание песен различных славянских народов. Каждая песня дополнялась фортепианными вариациями, написанными В. Кажинским. Из предполагавшихся первоначально к изданию ста образцов автор успел опубликовать только 43 (русских и украинских).
По сравнению с другими песенными сборниками того времени (например Прача, Кашина) в варламовских обработках ощущается более свободный композиторский подход. По своему типу они различны — от образцов очень скромных по фактуре до обработок концертного типа, как например двухчастный цикл из медленной и быстрой песен «Не одна во поле дороженька» и «Не будите меня, молоду» (такие сдвоенные песни, типичные для той поры, есть и в оригинальном творчестве Варламова — «Ах ты, время, времячко» и «Что мне жить и тужить» и другие). В своих обработках Варламов стремился к обогащению мелодического рисунка песни, к широкой вокализации, в чем сказался его собственный опыт певца.
Путь от Варламова к русской вокальной классике прослеживается очень отчетливо. И многие образы его романсов, и ряд музыкальных приемов, прежде всего связанных с мелодикой, с формированием русской бытовой кантилены, вели в будущее. Не случайно Б. Асафьев считал творчество Варламова одной из «предчайковских вершин». А уменье композитора поднимать бытовую музыку на уровень подлинно профессионального искусства и сейчас заслуживает внимательного изучения.


В основу настоящего издания романсов и песен Варламова положено полное собрание сочинений композитора, опубликованное Ф. Стелловским в 1863—64 годах (позже, в 80-е годы оно было повторено А. Гутхейлем). Это издание включало 154 романса и песни 1 для одного голоса с фортепианным сопровождением2, (в том числе к театральным постановкам) и 49 обработок народных мелодий.
Собрание Стелловского не содержит ссылок на рукописи Варламова и каких-либо хронологических указаний. Автографы романсов для голоса с фортепиано за единичными исключениями не сохранились. Изучение отдельных прижизненных авторских изданий, сведения в прессе об их публикации или исполнении и сопоставление этих данных с собранием Стелловского позволило установить, что в целом он придерживался хронологической последовательности, хотя и не везде сохранял ее.
В настоящем издании мы считаем целесообразным дать несколько иную систематизацию, сочетающую хронологический и жанровый принцип.
Тома 1, 2 и отчасти 3-й включают камерные романсы и песни (их общая последовательность сохранена по Стелловскому); в 3-м томе помещены также сочинения крупной формы для голоса с фортепиано («Мечта об Италии» на слова Н. Кукольника, кантата «Бабочка» на слова неизвестного автора, «Безумная» на слова В. Горчакова); в том же томе выделены в самостоятельный раздел все романсы и песни, исполнявшиеся в театральных спектаклях, причем здесь также соблюдается хронологическая последовательность и указаны даты первых постановок пьес. Хотя театральные и камерные сочинения Варламова иногда мало различаются по стилю, такое расположение все же дает более наглядное представление о вокальной музыке композитора, исполнявшейся в спектаклях;
в 4-м томе собраны все обработки народных песен (у Стелловского они, кроме 8-го тома, входят и в Другие тома).
В 3-й том данного издания дополнительно включены следующие сочинения, отсутствующие у Стелловского:
1. «Разлука с юностью» («Где вы, живые впечатленья», слова неизвестного автора);
2. «Что пойду у окна посижу» (слова И. Генслера). Оба романса опубликованы П. Юргеясоном в 1895 году в издании «Северный певец» (Собрание русских романсов и песен).
3. «Военная песня» с хором («России кубок сей, друзья») из музыки к спектаклю «Рославлев» (слова А. Шаховского). «Военная песня» публикуется впервые, ее переложение для голоса с фортепиано сделано автором данного предисловия с автографа партитуры, хранящегося в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
В некоторых романсах и песнях уточнены фамилии авторов литературного текста и добавлены посвящения, заимствованные из прижизненных изданий. Посвящения частично расшифрованы в сносках.

Кандидат искусствоведения И. ЛИСТОВА