Вечер советского романса и песни

Романсы



Ноты к советским романсам для фортепиано, гитары

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ю. Якушев, заслуженный артист РСФСР,
лауреат Международного конкурса вокалистов

 

 

Пожалуй, нет такого уголка в нашей необъятной стране, где бы не звучала музыка. Она льется из репродукторов и приемников, с голубых экранов телевизоров и кино. Музыка настолько прочно вошла в наш быт, что наш быт, что не замечаем, как глубоко любим ее, как иногда ее не хватает нам, как она помогает в минуты душевных переживаний и как делает радость еще полнокровнее и ощутимей.

Иногда мы недовольно отворачиваемся от слишком громко звучащего транзистора или репродуктора, но невольно прислушиваемся к знакомой мелодии, к голосу любимого певца, исполняющего новую песню.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся, — говорит крупнейший композитор современности Д. Шостакович, — чтобы любить музыку, надо прежде всего ее слушать».
Широкий размах профессионального музыкального искусства находит глубокий отклик среди энтузиастов художественной самодеятельности. Люди самых различных возрастов, профессий и вкусов с увлечением посвящают свой досуг прекрасному и доступнейшему из искусств — пению.
И, конечно, главное место в их репертуаре занимают любимые произведения, которые во все концы нашей родины разносят радио, телевидение и кино. Музыкальные запросы любителей пения весьма различны: одним более по вкусу развлекательная, так называемая легкая музыка, эстрадные песни, другим — классические произведения: арии и романсы, Вполне естественно, что у людей, по-настоящему любящих пение, появляется интерес ко всему, что связано с вокальным искусством: к жизни и творчеству выдающихся исполнителей, к новому репертуару и нотному
И вот перед нами — новый сборник романсов и песен советских композиторов. Уже само название его говорит о том, что в сборнике представлены в тесном соприкосновении два вокально-музыкальных жанра — романс и песня.

Правомочно ли это? Безусловно, да! Музыкальные формы обоих жанров настолько тесно переплетаются друг с другом, что порой между ними невозможно провести резкую грань, определить, к какому жанру относится вокальное сочинение. Известный советский музыковед В. Васина-Гроссман делает следующий вывод: «По сравнению с песней связь музыки и слова в романсе более тесная, детальная. Музыка передает не только общий характер поэтического текста, но и отдельные поэтические образы. Интонационно-речевые особенности, равно как и особенности поэтической формы, также получают в музыке романса более точное отражение».
Настоящий сборник в какой-то степени будет способствовать опровержению несправедливого в большинстве случаев мнения о малодоступности советского романса широким массам исполнителей и слушателей. Именно с этой целью в него включены многие романсы советских композиторов, прошедшие своеобразное испытание исполнительской практикой и временем. Тесное соседство песен и наиболее интересных для исполнения романсов отвечает разнообразным и высоким запросам широких кругов любителей пения.

Неправильно было бы считать, что все предлагаемые произведения непременно станут исполняться всеми. Выбор зависит от вкуса и музыкальной подготовки исполнителя. Но несомненная польза для любителей вокального искусства будет уже и в том, что, даже просто перелистывая сборник с познавательными целями, они познакомятся с малоизвестными, а то и вовсе неизвестными им сочинениями. Ведь в него включены произведения, написанные советскими композиторами за время, охватывающее более чем полувековой период истории советской музыки. Их создавали различные по характеру дарования мастера советского музыкального искусства, среди которых — наши крупнейшие композиторы: Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, Ю. Шапорин, А. Хачатурян, Ан. Александров, Г. Свиридов, Т. Хренников, В. Шебалин, И. Дунаевский, А. Новиков, В. Соловьев-Седой, В. Мурадели, Ю. Милютин.
Предлагаемые романсы и песни не только выдержали испытание временем, не только не утратили своей художественной ценности, но, наоборот, в наши дни обретают как бы свое второе рождение.
В частности, многие из песен советских композиторов, созданные в 30-е и 40-е годы, с неувядаемой свежестью звучат сейчас с концертных эстрад, в эфире и особенно на различных конкурсах и фестивалях. Об этом красноречиво говорят музыкальные состязания в Москве, Сочи, Сопоте и в других городах.
Поэтому-то не должно вызывать удивление то обстоятельство, что в сборник включены, казалось бы, хорошо известные песни. Переиздание популярных произведений расширит репертуар вокалистов, облегчит поиски нотного материала, которые обычно доставляют немало хлопот и огорчений и профессиональным исполнителям и любителям пения.

Советская песня как новый вокальный жанр завоевала всенародное признание буквально с первых дней своего возникновения, так как она отражала жизнеутверждающий характер строительства социалистического государства. Советский же романс рождался в исканиях и борьбе.
Композиторы прошлого оставили нам огромное художественное наследие. Романс в их творчестве получил наиболее законченное классическое выражение как музыкально-вокальный жанр. Советский романс на заре развития советской музыки был еще целиком в сфере представлений и требований прошлого. Но темпы развития нашей страны, стремительный рост культуры народов Советского Союза потребовали от композиторов поисков новых средств музыкального выражения. В результате этого возникли необычные и сложные приемы композиции, сменившие знакомые классические формы и интонации, в вокальной мелодии появились большие интервалы, неудобные для голоса. Это в свою очередь породило сложность исполнения и восприятия советских романсов.

Крупнейший советский теоретик музыки академик Б. Асафьев справедливо отмечал: «В сущности, при неприятии той или иной средой какой-либо новой для нее музыки, хотя эта музыка, как обычно оказывается впоследствии, была вполне современной для эпохи, относившейся к ней с недоверием, — большую роль играют непривычные формы выражения этой музыки. Люди, прекрасно осознавшие свою эпоху во многих областях ее проявления, могут не ощутить этой эпохи в современной ей музыке, как и музыканты, создающие созвучные их времени произведения, могут не оценить важнейших им современных событий»
Если обратиться к истории возникновения и развития вокального искусства, то легко можно убедиться в том, что оно всегда находилось в тесной взаимосвязи с композиторскими школами. Существенные изменения в характере музыки обязательно влекли за собой изменения и в вокальной школе, которая приспосабливалась к новой музыке. Это условие сохранилось и в наши дни.
Время от времени перед вокалистами и их педагогами возникала необходимость некоторого пересмотра вокальных и технических приемов, так как на смену плавной мелодии приходили обостренные интервалы музыкального построения новых произведений. Изменения характера музыки не проходили безболезненно для певцов. Они сетовали не только на трудности, возникавшие при разучивании и исполнении непривычных и неудобных интонаций, но и на то, что слушатели с трудом воспринимают новые сочинения.
Однако выдающийся советский композитор С. Прокофьев писал: «Всякая мелодия запоминается скоро, если ее изгибы что-то напоминают, если она сделана по существующим образцам. Наоборот, если изгибы мелодии новы, они в первый момент не принимаются за мелодические, и потому мелодия осваивается лишь после нескольких прослушиваний».

Конечно, природа певческого голоса имеет свои непреложные законы, и композиторы обязаны серьезно их изучать. Ведь певец имеет дело с очень капризным и тонким живым инструментом — голосом, который не терпит никакого насилия над собой. Но вокальные трудности существуют и в классической музыке, однако исполнители их преодолевают. И было бы несправедливо избегать современной музыки только потому, что освоение ее требует определенных усилий.
Нашу эпоху бурных преобразований мира, научных и технических открытий, острой идеологической борьбы невозможно было бы отобразить в музыке только старыми композиционными приемами, старым арсеналом выразительных средств. Современный человек получает огромное количество новой информации, и человеческий ум приспособился к быстрому восприятию ее и к умению так же быстро реагировать на это.
По утверждению академика Б. Асафьева, «каждая эпоха и каждый класс обладает n-ным количеством интонаций, настолько устоявшихся в сознании, что слушание произведений, в которых взаимодействие привычных сочетаний доминирует над непривычными, доставляет удовольствие больше, чем восприятие музыки, в которой преобладают интонации, еще не усвоенные, и для усвоения которой нужна крайне повышенная деятельность сознания».
Нам хочется предостеречь некоторых любителей вокального искусства от настороженного, а по сути дела, поверхностного взгляда на современные вокальные сочинения и призвать их внимательно прислушиваться к тому новому и значительному, что встречается в исполнительской практике.
При серьезном ознакомлении с романсами, помещенными в сборнике, можно увидеть, что большинство их обладает ясно выраженной мелодией и удобным вокальным построением. Это достигнуто не копированием классического наследия, а путем неустанных поисков новых гармонических сочетаний и переосмыслением выразительных средств. Поэтому, говоря о советских романсах, мы рассматриваем каждый из них в отдельности как то или иное законченное произведение, а не как окончательно сложившуюся форму вокального жанра. И все же можно утверждать, что в числе советских романсов, созданных более, чем за полстолетия, есть много сочинений, которые являются советской вокальной классикой.
Из таких романсов в сборнике представлены: «Березка» Г. Свиридова, «В твою светлицу» С. Прокофьева, «Утес» Б. Асафьева, «Разлука» Ан. Александрова, «Лес» Н. Ракова, «Ты обо мне в слезах не вспоминай» В. Шебалина, «Взглянув на карточку» Н. Мясковского. Исполнительницы с одобрением встретят проникновенное ариозо матери из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир» — сочинение большого драматического накала, исключительной напевности — и очень популярную в свое время, полную глубокого лиризма песню Н. Будашкина «За дальнею околицей».У большинства представленных в сборнике произведений запоминающаяся мелодия, оригинальное и в то же время логичное сопровождение. Словом, нет и намека на те мнимые сложности, которые иногда так настораживают или отпугивают исполнителей. Все эти сочинения доступны для певцов из художественной самодеятельности, имеющих музыкальную подготовку и некоторые вокальные навыки.

Предлагаемый сборник будет полезен не только любителям вокального искусства, занимающимся пением, но и тем энтузиастам, которые посвятили себя благородному делу воспитания народных талантов, — преподавателям пения, сценического мастерства, балетмейстерам, режиссерам-постановщикам. Педагог-вокалист найдет в нем обширный материал для занятий с певцами, режиссер-постановщик сумеет выбрать из разнообразных произведений песню или романс для какого-либо спектакля. В театральной практике такая потребность возникает очень часто — вокальное произведение помогает глубже раскрыть обстановку, ярче передать душевное состояние действующих лиц. Ведь именно со сцены, в спектакле Московского Художественного театра Имени М. Горького «Кремлевские куранты» по пьесе Н. Погодина, впервые прозвучал романс-песня А. Хачатуряна «Море Балтийское». Он убедительно раскрывал романтический характер матроса-революционера Рыбакова, одного из героев постановки. Исключительно широкая популярность пришла к песням Т. Хренникова, написанным для комедии У. Шекспира «Много шума из ничего» в постановке Театра имени Евг. Вахтангова, к его же песням для спектакля Центрального театра Советской Армии по пьесе А. Гладкова «Давным-давно», к песне С. Германова «Были два друга.» из спектакля Малого театра «Слава» В. Гусева.
Огромные творческие возможности для композиторов и исполнителей открылись с появлением звукового кино. В начале 30-х годов нашего века фактически возник новый жанр музыкального искусства: большое количество песен, пришедших с экрана, вошло в золотой фонд советского вокального творчества. Их мелодичность и задушевность, оптимизм и высокая романтика завоевали горячую любовь народа, многие советские песни стали популярны не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами.
Как старых и добрых друзей, встречаем мы на страницах сборника песню Н. Богословского «Любимый город» из кинофильма «Истребители», полную юмора песенку о капитане И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта», лирическую песню Ю. Милютина, прозвучавшую в фильме «Сердца четырех». Колыбельная Светланы Т. Хренникова из кинофильма «Гусарская баллада» завоевала такую известность, что редкая исполнительница избежит искушения спеть ее.

Но останавливать свое внимание следует не только на хорошо знакомых произведениях. Выбирая вещь менее популярную, но более подходящую к своим данным, певец в процессе работы над ней обогатит творческую фантазию, найдет новые краски, а это — залог его успешного роста. Но, как правило, малоопытные певцы в первую очередь берутся за исполнение тех вещей, которые у них на слуху. Поэтому они невольно, а порой и сознательно подражают преимущественно эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения, непригодную для формирования звука в классическом вокале.
Конечно, выбор произведения — дело нелегкое. Часто даже опытные певцы-профессионалы испытывают в этом трудность, так как надо быть достаточно самокритичным к своим вокальным и исполнительским данным. Еще сложнее выбрать репертуар певцам из художественной самодеятельности. Очень часто они не могут правильно определить, какой у них голос. Для этого необходима консультация у педагога-специалиста или опытного исполнителя. Но такая возможность не всегда представляется. И в этих случаях, к сожалению, приходится полагаться только на свои собственные ощущения. Лишь строжайший самоконтроль поможет избежать ошибок, подстерегающих исполнителя в поисках произведения, где его голос звучал бы естественно.
Певческие голоса как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие. Высокие голоса — это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние — соответственно меццо-сопрано и баритон, низкие — контральто и бас.
Некоторые любители пения считают свой голос высоким или низким не потому, что в действительности обладают таковым, а просто им нравится и хочется петь таким голосом. И в результате одни пытаются петь непосильную для них высокую тесситуру, напрягаясь из последних сил, то есть, говоря языком профессионалов, форсируют голос, другие стараются петь как можно ниже, «басово», мучаясь с нижними и верхними нотами.
Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных! ощущений. Для всех родов голоса на первое время лучше всего выбирать! произведения, написанные в среднем регистре, где нет ни очень высоких ни очень низких нот.
По этим соображениям рекомендуется обращать внимание на вокальные сочинения, обладающие плавной мелодией, то есть кантиленой В сборнике таких романсов и песен представлено вполне достаточно Это романс «Разлука» Ан. Александрова, «Сердечная песенка» В. Мурадели, «Не спеши» А. Бабаджаняна, «Как соловей о розе» Т. Хренникова романс «Посиди хоть минуточку» А. Животова, «Красивые глазки» 3. Левиной, «Ты обо мне в слезах не вспоминай» В. Шебалина и некоторые другие.
В случае необходимости тональность романса или песни можно изменить, сделать ее выше или ниже, то есть транспонировать для наиболее удобного и естественного звучания голоса, но при этом, конечно, следует обязательно учитывать характер произведения. Ведь в некоторых случая! композитор пишет вокальное сочинение в расчете на определенный рад голоса — высокий или низкий, мужской или женский. Считаться с авторским замыслом необходимо — произведение должен петь исполнитель обладающий только тем голосом, который указан композитором. Например, песня-романс А. Хачатуряна «Море Балтийское» написана для низ кого мужского голоса, который наиболее выразительно может передав картину сурового ночного моря и лирические раздумья молодого матроса Песенка о капитане И. Дунаевского, рассказывающая о бывалом моряке убедительнее всего прозвучит также у певца, обладающего низким голосом.

Хотелось бы напомнить участникам художественной самодеятельности о тех основных требованиях, которые предъявляет к певцу современна вокальное исполнительство.
Как известно, оно основано на лучших классических традициях русской вокальной школы, созданной и закрепленной в течение длительно времени великими композиторами — М. Глинкой, А. Даргомыжским.
М. Мусоргским и творчеством таких представителей вокального искусства, как О. Петров, А. Воробьева-Петрова, Ф. Стравинский, П. Хохлов, А. Нежданова, Л. Собинов и Ф. Шаляпин, имена которых украшают русскую музыкальную культуру. Они определили и основные художественные требования русской вокальной школы, значение которых еще более возросло в наше время.
В противоположность зарубежным вокальным школам, ставившим своей главной целью только виртуозное пение, русская вокальная школа, не исключая этого, требует от исполнителей художественной правды, умения раскрывать содержание и основную идею произведения, глубокого психологизма, простоты и непосредственности в передаче чувств. Певческий голос с его богатейшими тембровыми красками и теплотой становится мощным средством выражения мыслей и тончайших переживаний человека, а сам процесс пения — высокохудожественным творческим актом.
Поэтому, прежде чем начать работу над вокальным произведением, певец должен сделать своеобразный творческий анализ всего сочинения, то есть разобрать его музыкальное и литературное содержание, наметить основные смысловые места. В этом ему значительно помогут авторские указания, которые обычно помещены около нот вокальной партии. Они определяют темп и характер произведения и служат основным музыкальным ориентиром при разучивании; их необходимо строго соблюдать, чтобы не разойтись с авторским замыслом. Ведь певец-исполнитель является как бы соавтором композитора и поэта, на чьи стихи написана музыка.
В творческом наследии великого реформатора театра К. Станиславского имеются интересные высказывания по этому поводу.
«Какие вы, певцы, счастливые, — говорил он,— вам дано композитором самое главное — ритм ваших душевных переживаний, то есть то, что нам, драматическим, надо создавать самим на пустом месте. Вам нужно только слушать музыку и сделать этот ритм своим. Слово — это тема автора, а мелодия — переживание этой темы»1.
Исполнитель должен выучить мелодию и слова наизусть, чтобы ощущать их, как свои собственные, и помнить о том настроении, каким они рождены. Большое значение имеет и так называемое «впевание» вокального произведения, когда певец привыкает к правильному ощущению звука, опертого на дыхание. Эту работу, требующую довольно длительного времени, не следует понимать как механическое повторение всего сочинения от начала до конца. Иногда полезно разбить песню или романс на отдельные музыкальные фразы, обращая особое внимание на места, имеющие трудное вокальное построение. Песни и романсы пишутся на стихотворные тексты, поэтому музыкальная фраза в них, за редким исключением, совпадает с поэтической. Там, где кончается одна фраза и начинается другая, можно легко определить место, чтобы взять дыхание.

Можно провокализировать, то есть пропеть без слов, мелодию на какую-либо гласную. Это поможет лучше почувствовать ее музыкально-вокальную структуру, особенно там, где имеются большие интервалы — расстояния между звуками. Освоив трудные места мелодии, можно подключить и слова.
В нотах романсов и песен помимо вокальной строчки, содержащей мелодию голоса, имеется аккомпанемент, то есть сопровождение фортепиано или баяна.
При составлении сборника были учтены многочисленные пожелания любителей пения и музицирования, предлагавших по возможности печатать некоторые произведения не только в сопровождении фортепиано, но и в специальном переложении для аккомпанемента на гитаре.
В самом деле, не многие музыкальные инструменты, под которые можно петь песню или романс, по благородству звучания и задушевности, а главное, по своей доступности могут соперничать с русской семиструнной гитарой!
С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов, Ф. Шаляпин, Н. Обухова, И. Козловский и многие другие деятели русской и советской музыкальной культуры высоко ценили ее художественные качества. И сегодня гитара — неизменная спутница досуга советских людей.
Разобравшись в вокальном построении произведения, далее следует особое внимание уделить его литературному содержанию. Каждый романс, каждая песня, за исключением вокализов — упражнений для голоса без слов, — имеет литературное содержание, несет определенную смысловую нагрузку.
К сожалению, очень часто певец, едва выучив мелодию, считает работу над произведением законченной. А между тем передача текста в соединении с музыкой является основой творческого акта. «Пение русское неразрывно слито со словом», — отмечал известный композитор и музыкальный критик прошлого века А. Серов.
Об этом же постоянно напоминал К. Станиславский: «Нужно любить слово и уметь связать его с музыкой. Актер только тогда творит, когда говорит звуком о зрительном образе. Возьмите себе за правило: ни одного слова зря не петь».
Тексты всех песен, представленных в сборнике, написаны известными советскими поэтами — В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, Е. Долматовским, П. Антокольским, Е. Евтушенко, А. Малышко, О. Ширазом и другими. Что же касается слов романсов, то это в основном стихи классиков русской поэзии — А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, С. Есенина. И хотя в большинстве случаев эти стихи хорошо известны, исполнителя не должно покидать чувство бережного и ответственного отношения к поэтическому слову и смыслу.

Особое значение для певца имеет дикция — правильное и четкое произношение слов.
Прислушайтесь к пению крупнейших мастеров вокала, и вы почувствуете, как благодаря дикционно отточенным фразам достигается огромный художественный эффект. Особенно легко это проследить в пения
Ф. Шаляпина. Даже при несовершенстве тогдашних граммофонных записей его умение великолепно использовать мощь выразительной фразы и лаже отдельного слова оставляет неизгладимое впечатление!
Никогда не следует увлекаться силой звучания своего голоса и доводить его до предельного и непосильного напряжения на всех регистрах и особенно на верхних нотах, чем довольно часто грешат даже достаточно опытные певцы-профессионалы. Об этом убедительно говорил своим ученикам К. Станиславский, занимаясь разбором музыкальной и драматической линии вокальных произведений: «Чем яснее будете передавать мысли в пении, тем лучше у вас будет голос звучать, потому что тогда и чувства возникнут, а от настоящих чувств голос удесятерится. Слово, украшенное музыкой, вложенной в гибкую мелодию, приобретает ярчайший смысл и силу, если умело его подать в пении»
Требования современного слушателя высоки и строги. Сейчас исполнителю невозможно спрятаться за красоту голоса. Как бы ни ласкало наш слух красивое пение, мы не в полной мере воспринимаем его, если оно не наполнено смыслом и не согрето живыми человеческими чувствами. Радость и горе, волнение и гнев, любовь и ненависть — весь этот далеко не полный круг переживаний сопровождает человека на протяжении всей жизни. Чувства играют огромную роль и в творческом процессе.
Великолепный пример такого творческого подъема во время пения приведен в рассказе И. Тургенева «Певцы»:
«Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся».
Ф. Шаляпин в своей автобиографической повести «Страницы из моей жизни» вспоминает случай, когда его тоскливое настроение, вызванное одиночеством и холодной осенней ночью, неожиданно переросло в песню и излилось в ней.
«Как-то ночью мне не спалось, вышел я на палубу, поглядел на реку, на звезды, вспомнил отца, мать. Давно уже я ничего не знал о них, знал только, что из Астрахани они переехали в Самару. Мне стало грустно, и я запел: «Ах ты, ноченька, ночка темная». Пел и плакал.».
Рассказывая об исполнительском процессе, А. Нежданова подчеркивала: «Артистке надо не только самой переживать, но и уметь передавать свои переживания зрителям, заражать их своим настроением».
Приводя эти примеры из жизни и исполнительской практики наших великих мастеров вокала, хочется обратить внимание на то значение, которое они придавали психологической стороне в творческом процессе. А ведь именно осмысленность и правдивость чувств являются одним из основных требований русской исполнительской школы. От степени серьезности, углубленности работы зависит успех будущего исполнения. Певец должен ясно представлять вокальные и художественные задачи. Профессионалов выручает опыт, благодаря которому они в какой-то степени ускоряют подготовительный период своей работы над произведениями. Певцы из художественной самодеятельности, не подгоняемые сроками, могут не спеша подготавливать себя к будущим выступлениям.
Современное исполнительство требует от певца помимо музыкально-художественной одаренности еще и большой общей культуры. Нужно много читать, обладать ясным пониманием идеологических задач советского искусства, интересоваться творчеством писателей, художников, скульпторов, искусством драматических актеров и музыкантов.

Исполнителя, будь он профессионал или любитель пения, не должно покидать ощущение тонуса современной жизни. Ведь каждое сочинение советского композитора по-своему отображает и раскрывает богатый духовный мир советского человека й затрагивает огромную, разнообразную сферу его деятельности.
Нужно интересоваться как старой, так и новой музыкой, знакомиться с выступлениями современных мастеров вокала, слушать увековеченное в грамзаписи исполнение выдающихся певцов, чтобы по-настоящему постичь высокий исполнительский стиль советского вокального искусства.