Произведения для клавишного синтезатора

 



Ноты для синтезатора в pdf

 

ноты для синтезатора

Произведения для клавишного синтезатора
Волшебные клавиши

И.М. Красильников, Т.А. Кузьмичева
Издательство: ВЛАДОС
Год: 2004
для информации

содержание:

 

Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши [Ноты]: учебное пособие для уч-ся младших и средних кл. детских муз. школ и детских школ искусств.
Пособие содержит разнообразный музыкальный материал, сгруппированный в три раздела: «Музыка академических жанров», «Музыка массовых жанров», «Народная музыка». Все произведения сопровождаются методическими комментариями по работе над их электронной аранжировкой и исполнением. Необходимый справочный материал дается в разделе «Условные обозначения и терминология».
Пособие адресовано учащимся младших и средних классов детских музыкальных школ и школ искусств, учреждений дополнительного образования, преподавателям.

ВВЕДЕНИЕ
Клавишный синтезатор, как и ряд других электроакустических инструментов, представляет собой в сущности специализированный музыкальный компьютер. И его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту — проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.
Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяют значительно обогатить творчество учащихся — включить в него наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности композиторской и звукорежиссерской. В самом деле, чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого количества имеющихся в наличии электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту, и соответственно скорректировать фактуру изложения, т.е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания, т. е. выполнить звукорежиссерскую работу. Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности — выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов.

Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.
Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.
Особую значимость эти особенности электронного музицирования приобретают в условиях обучения в классе инструмента по выбору. Если занятия по общему фортепиано помогают учащимся-исполнителям, прежде всего духовикам, струнникам, ударникам, развить гармонический слух, способность воспринимать многоэлементную полифони-зированную музыкальную фактуру, то цифровые инструменты, обладая помимо многоголосия массой других выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о музыкальном целом. К тому же эти новые выразительные возможности познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка музыки для электронных инструментов. Следовательно, появляется столь необходимая дл я их музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской (на уроках по специальности) и продуктивной, творческой на других занятиях (например в классе инструмента по выбору).

Обучение музицированию на синтезаторе связано с решением трех ключевых задач: получение базовых знаний по музыкальной теории (без которых немыслимо построение проекта аранжировки), освоение художественных возможностей наличного цифрового инструментария (без чего невозможно подобрать адекватные этому проекту звуковые средства) и освоение исполнительской техники.
Изучаемый теоретический материал должен включать не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения о гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариации, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции); фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы; тембра и формы (формообразующая функция тембра).
Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает ознакомление с его звуковым материалом (набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.); ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.); освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенсера, объединения звуковых ресурсов нескольких MIDI-устройств.

Задача освоения исполнительской техники включает постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся - электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. Предлагаемые дл я данной практической деятельности произведения сгруппированы в три раздела: музыка академических жанров (классическая и современная), музыка массовых жанров, народная музыка. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся младших и средних классов и соответствие возможностям современной бытовой электронной аппаратуры.
В пособии предлагаются варианты тембрового и фактурного решения большинства представленных произведений. Но это ни в коем случае не должно сковывать творческие поиски учащихся. Во-первых, данные решения далеко не единственные, и их можно рассматривать лишь как некий возможный вектор творческого поиска. К тому же следует учитывать, что звучание голосов и паттернов с одинаковыми названиями на разных моделях синтезаторов порой сильно отличается друг от друга, вот почему невозможно предложить вариант аранжировки музыкального произведения, который был бы наилучшим для всех моделей.

Во-вторых, эти решения не могут быть зафиксированы в нотном тексте полностью — даже частичное обозначение на нотном листе MIDI-данных, с помощью которых осуществляется управление звучанием синтезатора, оказалось бы слишком громоздким. К тому же на разных инструментах и в различных акустических условиях может потребоваться дополнительная подстройка баланса голосов по громкости и пространственной локализации, добавление различных эффектов и разная регулировка их глубины, использование тех или иных приемов игры и т.п. Следовательно, у учащихся, даже точно следующих всем предписаниям, все равно остается широкий маневр для поисков оригинального звучания.
Наконец, никакой, даже самый объемистый, сборник не вместит все те произведения, которые могут быть ярко озвучены с помощью синтезатора. Главная цель пособия — помочь ученику сделать шаг на пути к самостоятельному созданию и исполнению электронной аранжировки музыкальных произведений. Собственно этим в дальнейшем он и будет заниматься уже как любитель электронного музицирования. Поэтому в пособии помимо музыкальных произведений с рекомендациями по подбору звуковых средств есть те, аранжировку которых учащимся предлагается сделать самостоятельно. В этих случаях к музыкальному оригиналу прилагаются вопросы, которые помогут учащимся выделить простые составляющие процесса электронной аранжировки и осознать логику их следования.

В основе этой логики лежит поисковое движение от самых общих параметров будущей аранжировки ко все более частным. Так, при составлении проекта аранжировки ученик последовательно отвечает на вопросы, касающиеся ее жанрово-стилистической направленности, формы, гармонии, фактуры. А при отборе звуковых средств он, также отвечая на поставленные вопросы, последовательно выбирает подходящие режимы игры. Если выбран интерактивный режим — ищет нужные паттерны, подбирает тембры, режимы исполнительской артикуляции, оптимальные варианты корректировки звучания по звуко-режиссерским параметрам и, когда необходимо, шумовые эффекты. Развитие способности успешно решать эти проблемы связано с выработкой у учащихся представления о системной целостности аранжировки, взаимообусловленности всех ее элементов, что лежит в основе достижения образности и яркости звучания.
Помимо аранжировки музыкальных произведений в пособие включены задания на «досочинение» пропущенных фрагментов мелодии. Это также призвано стимулировать творческую активность ученика. При заполнении пропусков он должен руководствоваться логикой развития мелодической линии — наличием в ней точных или варьированных повторов. Авторский текст пропущенных фрагментов для проверки решений ученика приводится в конце пособия.

Все задачи по досочинению авторского текста, выполнению электронной аранжировки и исполнению музыкальных произведений довольно сложны и требуют от ученика внимания, собранности, волевых усилий, самоконтроля. Чтобы включиться в этот творческий процесс, ученик должен иметь серьезные побуждения. Среди методов, стимулирующих музыкально-творческую деятельность ученика, можно выделить непосредственно связанные с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на нее «извне», путем создания на музыкальных занятиях обстановки, предрасполагающей к творчеству.
К ним следует отнести подбор увлекательных и посильных для ученика творческих заданий. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, особой его художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ученика, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), доступности оркестровой полноты и насыщенности звучания.
Ориентация на разнообразие форм деятельности на уроке, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход — все это будет способствовать результативной творческой работе.
В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все преимущества современного электронного инструментария. Компьютерные технологии, необычайно расширяя художественные возможности этого инструментария и упрощая технику игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей и подростков в мир музыкального творчества.

И. М. Красильников

МУЗЫКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
К. Черни. Этюд Ю
Ф. Шуберт. Форель
Л. Бетховен. Сурок
В. Моцарт. Колыбельная песня
Ф. Шуберт. Военный марш
А Варламов. Вдоль по улице метелица метет
Р. Шуман. Веселый крестьянин
Л.Делиб. Вальс из балета «Коппелия»
Ф. Шуберт. Вальс ор. 18 № 6
И. Красильников. Полька
К. Сен Сане. Лебедь из сюиты «Карнавал животных»
К. Орф. Жалоба
А Роули. Акробаты
Л. Моцарт. Бурлеска
А Роули. Волынщик
И. Гайдн. Менуэт
Г. Телеман. Граве
B. Моцарт. Колокольчики звенят
Л. Моцарт. Бурре
Ф. Э. Бах. Аллегретто
C. Майкапар. Полька
Г. Гендель. Сарабанда

МУЗЫКА МАССОВЫХ ЖАНРОВ
Э. Градески. Счастливые буги
Л. Книппер. Полюшко-поле
Д. Уотт. Три поросенка
С. Джоплин. Регтайм
Г. Уоррен. Чатануга-чу-чу
Р. Этлер. Кэк-уок
П. де Сенневиль. Полевые цветы. Фрагмент
З.Абрэу. Тико-тико. Фрагмент
Г. Ролланд. Токката. Фрагмент
У. Хэнди. Сент-Луи блюз
О. Питерсон. Зимний блюз. Фрагмент

НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Солнышко. Русская народная песня
Большой олень. Французская песня
Кузнец. Польская песня
Как у наших у ворот. Русская народная песня
Выйду я на реченьку. Русская народная песня
Со вьюном я хожу. Русская народная песня
Краковяк. Польский танец
То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
Семеновна. Русская народная песня
Как за речкою, да за Дарьею. Русская народная песня
Светит месяц. Вариации на тему русской народной песни. Обработка И. Красильникова
Из-под дуба, из-под вяза. Вариации на тему русской народной песни.
Обработка И. Красильникова
Степь да степь кругом. Вариации на тему русской народной песни. Обработка И. Красильникова
Эй, ухнем. Бурлацкая песня
Полька-янка. Белорусский танец