А.В. Александров - Песни и хоры

 



Ноты к песням для хора композитора Александра Александрова

 

 

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ

 

 

В тридцати километрах от Рязани, среди бескрайних раздолий, воспетых Есениным, находится небольшая, входящая ныне в объединенный колхоз «Путь Ленина» деревня Плахино. Здесь 13*(1) апреля 1883 года в бедной крестьянской семье родился Александр Васильевич Александров.
Его отец летом работал в деревне, зимой уходил на заработки в Петербург. Мать безвыездно жила в деревне. Всю жизнь оставалась неграмотной.

У будущего композитора в раннем детстве обнаружился звонкий голос и отличный слух. Мальчик быстро перенял у взрослых все песни, которые пелись на деревне, и вскоре прославился среди плахинцев как очень хороший исполнитель народных песен.
Александру было девять лет, когда его пение услышал приехавший в деревню земляк П. Заливухин. Он служил солистом хора в Казанском соборе в Петербурге. Столичный певчий уговорил Александровых отпустить их одаренного сына в Петербург, где мальчик был принят в хор Казанского собора. Руководитель хора В. Фатеев помогал музыкальному росту Александрова, содействовал поступлению его в регентские классы Петербургской певческой капеллы. Через два года плахинский юноша стал хормейстером.
В 1901 году он поступил в Петербургскую консерваторию. Однако вскоре принужден был временно прервать свое музыкальное образование. Оно завершилось лишь спустя двенадцать лет в Москве. Здесь в 1913 году Александров окончил консерваторию по двум специальностям — композиции (класс С. Н. Василенко) и сольному пению (класс У. Мазетти). Выпускнику была присуждена большая серебряная медаль.

В 1918 году Александров стал преподавателем, а спустя четыре года — профессором Московской консерватории. В двадцатых годах он возглавлял Московскую академическую капеллу, работал хормейстером в столичных театрах, в частях Красной Армии.
Яркий расцвет творческой деятельности Александрова начался в 1928 году, когда он принял предложение стать музыкальным руководителем Ансамбля красноармейской песни. Здесь Александру Васильевичу довелось сыграть большую роль не только в будущем становлении коллектива, но и в развитии советской музыкальной культуры тридцатых — сороковых годов.
С началом работы в Ансамбле биография его музыкального руководителя стала неотделимой от биографии коллектива. А после смерти Александрова (8 июля 1946 года) его имя навсегда осталось связанным с Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии.
 
Талантливому руководству Александра Васильевича Краснознаменный, ансамбль обязан тем, что стал одним из лучших музыкально-хоровых коллективов нашей страны. Во главе с Александровым краснознаменцы совершили свои первые зарубежные поездки, прошедшие с триумфальным успехом. Они положили начало мировой известности Ансамбля, содействовали огромному распространению наших песен за границей, вызвали к жизни аналогичные коллективы песни и пляски в странах народной демократии.
Музыкально-общественная деятельность Александрова получила широкое признание. В 1937 году он стал народным артистом Союза ССР, а спустя шесть лет — генерал-майором. На его груди было три советских и два иностранных ордена. В память выдающегося музыкального деятеля учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда.
В настоящее время творческие традиции, сложившиеся в Ансамбле при А. В. Александрове, успешно развиваются под руководством народного артиста СССР Б. А. Александрова.
Основное место в музыкальном наследии А. В. Александрова принадлежит песне.
В настоящем сборнике представлены обработки народного творчества и оригинальные песни композитора.
Художественной обработкой русских народных песен Александр Васильевич начал заниматься, уже будучи зрелым музыкантом. Хорошо зная народные песни, он учился их мастерской обработке на примерах Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева, Лядова. От них он перенял любовное и бережное отношение к творчеству родного народа.

Первые обработки многоголосых народных песен — «Ах, не одна во поле дороженька», «Горы», «Волынка» — были сделаны Александровым в 20-е годы и посвящены выдающемуся хормейстеру У. И. Авранеку. Московская академическая капелла под руководством А. В. Александрова с успехом исполняла эти произведения, вошедшие ныне в золотой фонд русской хоровой музыки.
В обработках Александрова сохраняется первоначальная красота русской песни; но подобно тому как художественная оправа подчеркивает красоту драгоценного камня, так вдумчивая обработка талантливого музыканта придает народной песне более совершенное звучание.
Долгое время внимание композитора привлекала только крестьянская песня. С началом работы в Ансамбле Александров стал записывать, обрабатывать и другие русские песни — армейские и революционные. Они ему были хорошо известны. Современник трех русских революций и гражданской войны, Александр Васильевич сам не раз певал эти песни, рожденные в дни великих событий. Руководитель ансамбля хорошо чувствовал «душу» солдатской и революционной песни. Он умел выбрать из них самое ценное, самое волнующее. Александровские записи, обработки и публикации песен того исторического времени способствовали спасению их от забвения новыми поколениями.
'Александр Васильевич первым из советских музыкантов обратил внимание на дальневосточную партизанскую песню «По долинам и по взгорьям». Он записал ее 26 июня 1929 года в местечке Дарница иод Киевом. «С легкой руки» Александрова песня, исполненная Ансамблем красноармейской песни, приобрела широчайшую популярность в нашем народе, а потом полюбилась едва ли не всему миру. Она была своего рода гимном партизан Чехословакии, Болгарии,
Югославии, где новое поколение людей, привыкшее к «Партизанской» с детства, считало ее не русской, а своей родной песней.

Большое значение в композиторской деятельности Александрова имеют и ого оригинальные песни.
Из песен, созданных в довоенное время, особенно привлекает «Вспомним-ка, товарищи». Это была первая творческая удача Александра Васильевича. Навеянная интонациями старых русских солдатских песен, она сочетает в себе мужественную лирику с волевым характером, свойственным армейскому походному маршу.
Очень хороша «Волжская бурлацкая». Это песня — воспоминание о тяжелом труде бурлаков в старой России. На протяжении трех куплетов задумчивый и вместе с тем величественный напев песни растет и ширится, становится в финале выражением гневного протеста угнетенных.

В первые дни Великой Отечественной войны Александров написал песню, которую ждал народ. Это была «Священная война».Величественная, суровая, полная огромной внутренней энергии, песня укрепляла веру в наши неисчерпаемые силы, в нашу грядущую победу.
 
«Священную войну» сразу подхватил народ. Ее запели не только на фронте
и в тылу. Она звучала даже в фашистских лагерях смерти. В документальной повести В. Томина и А. Синельникова «Возвращение нежелательно» рассказывается, как однажды осенью 1943 года в лагере «Собибор», когда советские узники возвращались с работы, охранник приказал им петь песни (они нравились фашистам).
...Но казалось, никто не слышал приказа. Люди медленно шаркали подошвами и не поднимали глаз. Франц ворвался в колонну, хлестнул по плечу высокого парня:
— Пой, скотина!
Шубаев повернул к эсэсовцу угрюмое лицо и усмехнулся:
— Ладно. — Он набрал воздуха в легкие и хрипло, сперва тихо, потом громче запел;

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!

Заключенные оторопели, но быстро справились с собой. Советские люди пели вместе с Шубаевым. Некоторые из иностранцев, захваченные порывом, повторяли за ним незнакомые слова, и скоро в песню включилась почти вся колонна — полтораста человек.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Так жила «Священная война» по ту сторону фронта. Она помогала советским узникам в самую страшную пору их жизни и своим суровым величием морально подавляла врагов нашей Родины.
К числу больших творческих удач Александрова следует отнести и его «Поэму об Украине».» Она была создана и впервые исполнена в конце 1942 года, когда вся Украина оказалась в далеком вражеском тылу, когда бои шли на Волге. Горе, постигшее Украину, переживала вся страна.
 
Лежащий в основе «Поэмы» напев известной народной песни «Реве та стогне Днiпр широкий» воспринимается как музыкальный образ Украины. На фоне этой мелодии певец-солист повествует о скорбных днях, переживаемых народом. В конце «Реве та стогне.» звучит как торжественный гимн будущей победы.

В тяжелые годь Великой Отечественной войны «Поэма об Украине» нередко вызывала слезы слушателей.
С тех пор прошло много лет. «Поэма» живет в репертуаре Ансамбля, продолжая волновать сердца не только советских, но и зарубежных слушателей.
Александров создавал свои песни в тридцатых и в первой половине сороковых годов. Это было нелегкое время. Вместе с песнями Дунаевского, Новикова, Соловьева-Седого, Блантера, Захарова и других композиторов песни Александрова стали «звучащими документами» двух больших эпох советского времени — начала строительства социализма и Великой Отечественной войны.
А. Шилов