А. Должанский - Краткий курс гармонии

Учебники гармонии

Учебные пособия, литература по гармонии для музыкантов и любителей музыка

 

 

Скачать учебное пособие
Краткий курс гармонии
А. Должанский
для любителей музыки и начинающих профессионалов
“Музыка”, 1966г.
(pdf, 6 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

«Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
Теоретические положения курса в основном заимствованы из «Учения о гармонии» Ю. Тюлина (изд. 1937 г.). Некоторые из них разработаны автором самостоятельно. Текст книги представляет собою обработку рукописи 1938 года.
Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Холодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.

После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов—исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане — к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету, объем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желании ученика.
В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
Книгу в целом образуют;
Основной курс (изложенный в форме 30 уроков),
Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки),
Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).


Урок 1. Введение. Голосоведение в мажоре
Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
Урок 3, Голосоведение в мажоре (окончание)
Урок 4. Голосоведение в миноре
Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций).
Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы
Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
Урок 10. Основные аккорды минора
Урок 11. Аккорды натурального минора
Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
Урок 13. Теория модуляции
Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора.
Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через домпиаптсептаккорд
Урок 23, Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства и мажоре и в миноре
Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
Урок 29. Побочные доминанты в миноре
Урок 30. Тональные планы
Дополнение
Приложение, Аккордика
Методические замечания


Скачать книгу Скачать пособие