Исаак Дунаевский - Вступительная статья

 



Биография, жизнь и творчество композитора

 

ИСААК ОСИПОВИЧ ДУНАЕВСКИЙ

«Я песне отдал всё сполна…»

 

 

Исаак Осипович Дунаевский. Творчество этого замечательного композитора близко, понятно и дорого людям разных поколений. Старшие в ваших семьях — дедушки и бабушки — могут с восторгом рассказать вам, юные читатели, как вдохновенно пелись песни И. О. Дунаевского в годы первых пятилеток. Ваши папы и мамы, конечно же, помнят, какие длинные очереди часами простаивали они у касс кинотеатров, чтобы посмотреть фильмы, где звучали романтически приподнятые, жизнерадостные, мужественные мелодии этого композитора.

Да и вы сами, наверное, в пионерском лагере или в школьной самодеятельности не раз с удовольствием пели задорные песни о веселом ветре, о вратаре, который «часовым поставлен у ворот», о юннатах, о том, как хорошо живется ребятам в Советской стране.
Дунаевский любил свою Родину. О ее бескрайних просторах, величавости Волги, красоте кубанских полей говорится в песнях композитора. Музыка Дунаевского наполнена жизнью, отражает всю ее полноту и поэтому не оставляет нас равнодушными. Она вызывает высокие, светлые чувства к отчему дому, к друзьям, с которыми вместе шагаешь по жизни; она учит ненавидеть врагов и беспощадно сражаться с ними; полная искрящегося юмора, она доставляет нам истинное наслаждение в минуты отдыха.
Не случайно песни и другие музыкальные произведения И. О. Дунаевского на долгие годы остаются любимыми для очень многих. Эти произведения часто можно услышать по радио и телевидению. Их включают в свой репертуар современные исполнители: певцы, вокально-инструментальные ансамбли. И в новой аранжировке они звучат так же впечатляюще, как много лет назад, когда впервые шагнули в большую жизнь.

В чем же секрет неувядаемой свежести и оригинальности произведений композитора? На этот вопрос он ответил сам, в одном из писем: «.Мое творчество я навсегда посвятил молодости. Носителем молодости, жизни, солнца, радости, дерзаний, мечтаний является наша молодежь». И далее И. О. Дунаевский говорит о том, как внимательно присматривался он к молодежи — будущему нашей страны, старался познать ее духовный мир и обогатить его своим творчеством.
Это издание содержит популярные песни композитора, написанные в основном для детей и юношества. А в очерке рассказывается о жизни и творчестве И. О. Дунаевского, об истории создания лучших его произведений и их судьбе, о мастерах искусства, которые плодотворно работали вместе с замечательным композитором.

 

ИСТОКИ

 

 

Кто из нас не любил «путешествовать» по географической карте? Когда в детстве старший брат Исаака — Борис Дунаевский развертывал на столе подробную географическую карту, ребята мысленно отправлялись в «поездку» по ниточке железной дороги, которая соединяла города Ромны, Миргород, Гадяч. Несколько в стороне от нее братья с радостью находили крохотный кружок с надписью— «Лохвица». Это был город их детства. Ко времени рождения И. Дунаевского (родился он 30 января 1900 года) городок Полтавской губернии насчитывал всего 6 тысяч жителей. От железнодорожной станции приходилось трястись верст пятнадцать по ухабам.
Из культурных учреждений, Кроме училищ, имелся «Народный дом», при котором существовал театр. Сюда на летние гастроли приезжали знаменитые артисты. В театре братья Дунаевские бывали часто, и первые увиденные здесь спектакли вызывали у будущего композитора восторг и восхищение сценой.
В семье Дунаевских любили музыку. Отец И. О. Дунаевского не умел играть ни на одном инструменте, но с удовольствием слушал народные песни. А мать — и слушать любила, и прекрасно пела.
В доме Дунаевских часто устраивались музыкальные вечера, где постоянным слушателем, а потом и исполнителем был маленький Исаак. Уже в четыре с половиной года он подбирал по слуху мелодии вальсов и маршей, доносившихся из городского сада в праздничные и воскресные вечера.
В ту пору музыкальной грамоте учили только старшего брата Бориса. Исааку разрешали присутствовать на этих домашних уроках при условии, что он будет сидеть тихо н не мешать. Так к шести годам мальчик научился нотной грамоте.

Серьезно учиться музыке Исаак начал в восемь лет. Отец хотел, чтобы мальчик стал скрипачом. Для преподавания пригласил Григория Павловича Полянского. Это был человек, страстно влюбленный в музыку. «Мне трудно. сказать, как играл Полянский с точки зрения техники и мастерства,— писал И. О. Дунаевский в статье „Краткий рассказ о себе", — вероятно, он играл не так уж хорошо. Потом, будучи студентом консерватории, я слышал почти всех мировых скрипачей. Но тогда, когда играл Полянский, мне казалось, что лучше на свете ничего нет. Вероятно, тяжелые переживания моего учителя, связанные с его смертельной болезнью, тогда не поддававшейся излечению, окрашивали его игру такой внутренней скорбью, таким печальным проникновением, что это производило на меня огромное впечатление. Я думаю, что именно в это время и в эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к напевности, оказавшая такое большое влияние на мое композиторское творчество».
Занимался Исаак довольно прилежно и делал большие успехи. Он завел нотную тетрадь специально для собственных сочинений. Были в ней различные импровизации на темы из классических произведений, небольшие фортепианные пьесы, романс «Звезды ясные, звезды прекрасные». Появилось даже начало симфонии «Лесной царь».
Прошло некоторое время, и Г. Полянский порекомендовал родителям, чтобы Исаак и Борис продолжили занятия музыкой в большом городе. И братья поступили в Харьковское музыкальное училище.
В училище судьба свела И. Дунаевского с блестящим скрипачом и педагогом профессором Иосифом Юльевичем Ахроном, который стал для него и добрым учителем и старшим другом.
В 1912 году в Харькове открылась гимназия. Братья Дунаевские стали посещать и ее, не бросая занятий в училище. Директор гимназии Николай Николаевич Кнорринг стремился создать в учебном заведении дружескую и творческую атмосферу. По вечерам ученики и преподаватели музицировали, устраивали концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов.
Братья Дунаевские активно участвовали в гимназическом квартете и струнном оркестре. Именно в этом оркестре были исполнены первые оркестровые произведения Исаака.

Гимназию И. Дунаевский окончил с золотой медалью и впоследствии легко поступил на юридический факультет Харьковского университета. А в училище совершенствовал игру на скрипке, сочинял много музыки, занимался теорией композиции. В 1916 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. Ее Дунаевский окончил в девятнадцать лет в 1919 году —уже при Советской власти.
.Шла гражданская война. Учеба Дунаевского в эти годы была связана с большими лишениями. Война разлучила юношу с родными. Легко было пасть духом. Но характер Дунаевского всячески противился унынию — эмоциональный, энергичный паренек, пробует писать статьи в газету, читает лекции в (Народном университете, организует клубные студии. Наконец, осенью 1919 года поступает скрипачом в оркестр Харьковского Русского драматического театра, которым тогда руководил один из выдающихся деятелей русской сцены — Николай Николаевич Синельников (впоследствии народный артист РСФСР).
Николай Николаевич, тонко понимавший музыку, оказал несомненное влияние на формирование художественного вкуса И. Дунаевского. В его лице молодой музыкант находил постоянную поддержку. «.Я с большой благодарностью вспоминаю Н. Н. Синельникова, в театре которого девятнадцати лет начал свою работу и создал музыку к ряду постановок, приучивших меня, в силу специфики жанра, писать так, чтобы „нотам было тесно, а мыслям просторно"», — вспоминал И. О. Дунаевский.
В 1920 году Исаак Осипович становится заведующим музыкальной частью Харьковского театра. К этому времени относятся его первые серьезные работы в театральной музыке: Дунаевский пишет романс Керубино к «Женитьбе Фигаро», музыку к спектаклю «Канцлер и слесарь», к мелодраме «Материнское благословение». Ему приходится работать в разных жанрах: сочинять балетные номера, антракты и увертюры для спектаклей, романсы, песни.
В начале 20-х годов в Харькове, как и в других городах нашей страны, появились театры революционной сатиры («Теревсат»). Спектакли их были остроумными, веселыми, и музыку для них Дунаевский писал с большим удовольствием. По признанию самого композитора именно эта театральная работа в оркестре и с оркестром стала для него хорошей школой, а театр — одним из животворных источников творчества.

 

ОПЕРЕТТА, ОПЕРЕТТА

 

 

В 1924 году Дунаевский переезжает из Харькова в Москву, куда его пригласили музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж». Здесь он по роду своей работы встречается со многими выдающимися театральными и музыкальными деятелями и, конечно, много работает. Помимо музыки для спектаклей он пробует свои силы в новом жанре: пишет одноактный балет «Отдых фавна» и детский балет «Мурзилка».
Театр сатиры уже в то время был популярным. Здесь ставились обозрения «на злобу дня». Актеры, художники, композиторы работали оперативно: по ходу сочинения пьесы она разучивалась и разыгрывалась артистами, к отдельным эпизодам срочно писалась музыка. И такая деятельность была по душе Дунаевскому — человеку подвижному, неугомонному.
Несмотря на большой объем работы, Исаак Осипович за короткое время пишет музыку к двум опереттам: «И нашим и вашим» и «Карьера-премьера». Эти два произведения стали первыми шагами к мировому признанию композитора — автора первой советской оперетты. Большой успех Дунаевскому принесла оперетта «Женихи», написанная в 1927 году и поставленная в Московском театре сатиры. Этот успех — результат его неутомимого творческого поиска в жанре оперетты. Композитор считал, что советская оперетта должна быть песенной в лучшем смысле этого слова.«Это, конечно, не значит, — писал Дунаевский, — что формой музыкальных номеров должна быть только песня. Отнюдь нет! Широко развитые музыкальные формы — сольные номера, ансамбли, финалы. должны строиться на основных песенных темах-характеристиках. Веселые, яркие, легко запоминающиеся песни должны служить развитию сюжета, подчеркивать особенности характеров персонажей».

Таково кредо композитора, которому он следовал всю жизнь.
Известный актер Г. М. Ярон, рассказывая о создании оперетты «Женихи», высмеивающей обывателей, замечал, что трудность состояла в том, чтобы, не нарушая условностей жанра, его музыкально-специфической формы, правдиво изображать типичные жизненные ситуации. Необоходимо, чтобы персонажи говорили языком образным, ярким — как в музыке, так и в диалогах. Этого сумел добиться Дунаевский.
В разные годы с большим успехом в театрах нашей страны и за рубежом шли оперетты композитора «Золотая долина», «Вольный ветер», «Сын клоуна» и другие. Последнее произведение этого жанра — «Белую акацию» композитор закончить не успел. На пульте рояля остались недописанные ноты. Оперетта была завершена друзьями И. О. Дунаевского.

 

«ДЖАЗ НА ПОВОРОТЕ»

 

 

Сейчас почти в каждом доме есть грампластинки и магнитофонные кассеты с записями джазовой музыки. Произведения этого рода музыкального искусства часто звучат с эстрады, на молодежных вечерах, в дискотеках. Словом, джаз прочно вошел в наш быт. А в конце 20-х — начале 30-х годов его признавали далеко не все.
. И. О. Дунаевский считал, что джазовая музыка может и должна служить советским людям, приносить им радость, но для этого нужно, используя достижения выдающихся музыкантов Запада, насытить джаз мелодиями популярных советских массовых песен.
С 1929 года Исаак Осипович живет в Ленинграде, где работает музыкальным руководителем мюзик-холла. Начался четырнадцатилетний ленинградский период творчества, богатый большими событиями и являющийся, по словам самого И. О. Дунаевского, периодом его композиторской зрелости. В то время в мюзик-холле выступал джаз-ансамбль под управлением талантливого певца и актера Леонида Осиповича Утесова. Дунаевский — человек увлекающийся, тянущийся ко всему новому, сразу же принял самое активное участие в работе ансамбля. Так возникла многолетняя дружба двух замечательных деятелей музыкального искусства.
Специально для джаз-ансамбля Л. О. Утесова композитор пишет рапсодии на темы народных песен и «Советскую рапсодию» на темы своих произведений. Все эти сочинения шли под общим названием «Джаз на повороте» и пользовались широкой популярностью.
Тогда же Исаак Осипович Дунаевский «озвучил» пьесу-буффонаду «Музыкальный магазин», в которой высмеял «коммерческое» отношение к джазовому искусству. Джазовые произведения композитора своей яркостью, глубиной, выразительностью доказали, что нет «серьезных» и «несерьезных» жанров, есть хорошая и плохая музыка.
И сейчас, много лет спустя, Исаак Осипович предстает перед нами как блестящий знаток, новатор и пропагандист искусства джаза.

 

ПЕСНИ ДЛЯ КИНО

 

 

В тридцатые годы у нас в стране еще не было телевидения. Кинотеатров в городах и киноустановок в сельских клубах—мало. Фильмы выходили на экраны не так часто, как сейчас, и, конечно, каждый из них был большим событием в жизни советских людей. Киноэкран являлся настоящим пропагандистом песенного жанра: каждый фильм обязательно приносил новую песню и порой — не одну. Нередко можно было наблюдать такую картину: выходят зрители из кинотеатра и, сначала один-двое, а потом, смотришь, — большая группа людей распевает запомнившиеся мелодию и слова. Такой неоценимой награды — всенародного признания — были удостоены песни Дунаевского.
«Песня, — говорил сам композитор, — должна быть пронизана огромной покоряющей творческой искренностью. От сердца к миллионам сердец.— таков лозунг песни.»
И. О. Дунаевский выступал за песню массовую, любимую миллионами трудящихся. Создать такую песню — цель почетная, но ответственная и трудно достижимая. Она по плечу тому, кто постигнет «сложнейшее искусство простоты», исключающее примитивизм и равнодушие. Этот путь предполагает высокую идейность, целеустремленность творчества композитора и поэта, их постоянный поиск. Только тогда может быть достигнут успех, только тогда песня пойдет от сердца к сердцу.

 

С ЛЕБЕДЕВЫМ-КУМАЧОМ

 

 

Долгие годы творческой дружбы связывали И. О. Дунаевского с поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом. Отношения этих двух замечательных людей отличались особой теплотой. Исаак Осипович как-то сказал: «Есть близкие люди, вспоминая о которых как бы переворачиваешь страницы собственной жизни. Такой близкий мне человек — Василий Иванович. В течение многих лет наши творческие и общественные жизни часто и тесно переплетались. Мы не были друзьями детства, мы не были даже знакомы до той поры, пока мы не встретились на работе по фильму «Веселые ребята». Но я знал Кумача по «Крокодилу», знал его и по некоторым работам для Утесова. Начиная с «Веселых ребят», зарождается тесная творческая и личная дружба между Василием Ивановичем и мной».
И. Дунаевский высоко ценил в поэзии Лебедева-Кумача точность образного словаря и поэтического выражения. Это определяло афористичность стихов Кумача, давало возможность с великолепной четкостью фокусировать основную идею песни.

«Марш веселых ребят» — бодрый, задорный — стал ключом музыкальной комедии. Исаак Осипович, довольно легко написавший лирическую песню Кости («Как много девушек хороших»), песню Анюты и другие музыкальные фрагменты, над маршем работал долго. Он перебрал десяток вариантов, пока не остановился на существующем ныне. Композитор почувствовал: мелодия получилась. Но текста пока не было. Предложения, поступавшие от поэтов, просто удручали. Предлагался чуть ли не комический марш «коровьего стада». Фильм тем временем был практически готов.
Л. О. Утесов попросил В. И. Лебедева-Кумача написать стихи на готовую музыку марша. Когда Леонид Осипович при очередной встрече с Дунаевским вполголоса напел: «Легко на сердце от песни веселой.», композитор пришел в восторг.
Слова В. И. Лебедева-Кумача придали музыке Дунаевского и всему фильму большое гражданское звучание. После выхода «Веселых ребят» на экран марш подхватила буквально вся страна:
Шагай вперед, комсомольское племя, Шути и пой, чтоб улыбки цвели, Мы покоряем пространство и время, Мы — молодые хозяева земли.
Так вместе с первой советской музыкальной кинокомедией родилась песня, ставшая тогда знаменем нашей молодежи.
Высоких патриотических чувств полны слова «Песни о Родине», свободно и величаво льется ее мелодия. «Песня о Родине» глубоко символична для самого творчества И. О. Дунаевского — оптимистического, жизнеутверждающего, наполненного высокими чувствами художника-гражданина.


Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю
. Где так вольно дышит человек.

Эта песня получила поистине мировое признание.
«Где только не звучала она, — пишет поэт М. Матусовский. — Пели ее солдаты на привале. Молодые люди разных стран пели эту песню, встретившись на шумном фестивале, каждый на своем языке,— и с этой минуты они уже понимали друг друга».
«„Широка страна моя родная" —это голос моей души, — вспоминал американский певец Поль Робсон.— Эта песня поет о том, что мне всего дороже, что я люблю, за что борюсь. О чудесной стране, где. человеку дышится вольно, как нигде.»
«Песня о Волге». В середине 30-х годов на экранах страны, появляются фильмы с музыкой Дунаевского: «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья», «Богатая невеста», «Концерт Бетховена». Становятся популярными песни из этих фильмов: «Эх, хорошо!», «Марш трактористов», «Идем, идем веселые подруги». В поисках новых тем И. Дунаевский вместе с режиссером Г. Александровым отправляется путешествовать по Волге. Из поездки они привозят «идею» фильма «Волга-Волга». С увлечением работал композитор вместе с поэтом В. Лебедевым-Кумачом над музыкой к этой кинокомедии. В фильме снимались популярные советские киноактеры: Любовь Орлова, Владимир Володин, Игорь Ильинский.
Сюжет кинокомедии «Волга-Волга» —рождение песни и ее всенародное признание. Почтальон Стрелка сочиняет песню. Ее записывают участники художественной самодеятельности и везут на пароходе на конкурс в Москву. Во время репетиции ветер уносит ноты. И вот уже песню поют дети, взрослые, на свой лад исполняют симфонический оркестр, джаз. Песню подхватывает народ. Широкая, величавая, славит она могучую русскую реку:

Красавица народная,
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,—
Широка, глубока, сильна!

 

БОЛЬШОЙ ДРУГ СОВЕТСКИХ РЕБЯТ

 

 

И. О. Дунаевский по праву считал себя композитором, посвятившим свое творчество молодежи, пионерам и школьникам. Несмотря на постоянную занятость (руководил ленинградским Союзом композиторов, был депутатом Верховного Совета РСФСР), он всегда находил время для молодых. Сколько сил и энергии отдал Дунаевский Ленинградскому дворцу пионеров, где по его инициативе был создан пионерский ансамбль песни и пляски! Этот коллектив не только готовил концертные номера и выступал с ними, он выезжал на встречи со школьниками городов и сёл Ленинградской области, где композитор и юные артисты помогали другим детским коллективам. Исаак Осипович заботился о музыкальном воспитании юного поколения, видя в этом залог дальнейшего роста культуры всего нашего народа. Он вел большую переписку с начинающими музыкантами и поэтами. И это придавало ему силы в напряженнейшем труде. «Молодежь — самые мои любимые корреспонденты», — писал И. Дунаевский.
А как искренне радовался композитор, когда ему удавалось сочинить веселую, звонкую песню для детей!
Каждому из вас с детства знакомы задорные слова песенки юного капитана:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!


«Песенка о веселом ветре», сочиненная И. О. Дунаевским на слова В. И. Лебедева-Кумача, впервые прозвучала в фильме «Дети капитана Гранта» (по роману Жюля Верна), вышедшем на экран в 1936 году. Эта песня стала одной из любимых песен Артека — первого Всесоюзного пионерского лагеря.
Крупнейший советский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский, многие годы занимавшийся музыкальным образованием подрастающего поколения, вспоминал, как он помогал в Артеке ребятам разучивать песню к празднику десятилетия лагеря. Всего два или три раза композитор сыграл ее детям, а на следующий день песню пел весь Артек. Этот факт говорит о том, что музыка Дунаевского, имея глубокое содержание, была понятна и доступна детям и потому легко воспринималась ими.
Появление кинокартины «Дети капитана Гранта» в то время неслучайно. Авторы фильма стремились показать, что даже подросток, если он одержим большой, благородной идеей и смел, может пройти через все лишения и одержать победу. И конечно, в годы, когда в Европе поднимал голову фашизм, фильм с таким идейным содержанием был просто необходим.
Образ юного капитана — смелого, решительного, не боящегося трудностей, получил свое дальнейшее развитие в других песнях композитора, в том числе, — о пионере Вите Черевичкине, совершившем подвиг во время Великой Отечественной войны.
Тридцатые годы были молодостью физкультурного движения в нашей стране. Так же, как и сейчас, мальчишки увлекались футболом. И, конечно, у каждого была своя любимая команда, свой любимый мастер кожаного мяча. В переполненных троллейбусах и автобусах ребята задолго до начала матчей ехали на стадион «Динамо», чтобы, если даже и не попасть на матч, то все-таки попытаться увидеть своего кумира. Дети и взрослые шли на футбол как на большой праздник. И, конечно, когда на экранах появился новый фильм «Вратарь» (1936 г.), у кинотеатров собирались сотни желающих посмотреть эту картину. И снова в фильме была музыка И. О. Дунаевского и песни на стихи В. И. Лебедева-Кумача.
Стержнем фильма стал стремительный «Спортивный марш», марш-перекличка, слова к которому были удачно найдены поэтом:
Чтобы тело и душа были молоды, Были молоды, были молоды, Ты не бойся ни жары и ни холода, Закаляйся, как сталь!
Фильм только вышел на экраны, а в московских дворах мальчишки уже играли во вратаря Кандидова: гоняли по асфальту мячи и распевали новый марш.
В октябре 1940 года на экранах появляется фильм «Светлый путь», повествующий о трудном пути молодой стахановки. Гимном социалистическому государству прозвучал «Марш энтузиастов» на слова поэта А. д'Актиля:

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны пи льды, ни облака,
Пламя души своей,
Знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

Марш отвечал приподнятому настроению советских людей, которых радовал расцвет любимой Родины, радовали мирные дни, наполненные созидательным трудом. Таких дней оставалось все меньше и меньше.
Великая Отечественная война стала переломным рубежом в творчестве И. О. Дунаевского. Он хорошо понимал, что в это тяжелое время каждый гражданин должен приносить максимальную пользу своей Родине. В начале 1941 года композитор по поручению Наркомата путей сообщения возглавляет ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников и вместе с ним отправляется в длительную поездку по Поволжью, Уралу, Сибири, Средней Азии, Дальнему Востоку. Программы коллектива составлялись так, чтобы каждый номер поднимал боевой дух солдат, ехавших на фронт, крепил уверенность тружеников тыла в грядущей победе над врагом. Ансамбль исполнял народные песни, популярные песни
A. В. Александрова, А. Новикова, Б. Мокроусова,
B. Соловьева-Седого, М. Блантера, и конечно же,
И. Дунаевского.
В суровые годы войны композитором были написаны песни: «На врага, за Родину, вперед!», «Моя Москва», «Марш артиллеристов», «Две подруги» н др. Энергичные, мужественные песни Дунаевского воодушевляли советских солдат. Вот что рассказывал командир партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу, преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная.» Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!»
Большой популярностью среди бойцов пользовалась «Песня о Каховке» на слова известного советского поэта Михаила Светлова (она была написана для кинофильма «Три товарища»). Рассказывающая о гражданской войне, песня полюбилась и в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы композитор работал с утроенной энергией. Он словно стремился наверстать время, отнятое войной. Основными в его творчестве становятся темы мира, человеческого счастья, любви. В 1951 году в Берлине проходит III Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Этому событию был посвящен фильм «Мы за мир», к которому Исаак Осипович написал несколько песен на стихи М. Л. Матусовского. Одна из них — «Летите, голуби» — стала символом дружбы и солидарности молодежи Земли.


Во имя счастья и свободы
Летите, голуби, вперед!
Глядят с надеждою народы
На ваш стремительный полет.
Летите, голуби, летите
В лучах зари и в грозной мгле!
Зовите, голуби, зовите
К труду и миру на земле!

 

В СОДРУЖЕСТВЕ С МИХАИЛОМ МАТУСОВСКИМ

 

 

Последнее десятилетие жизни и творчества И. О. Дунаевского отмечено его тесным сотрудничеством с М. Л. Матусовским. Композитор высоко ценил и поэтический дар, и человеческие качества Матусовского. Он считал Михаила Львовича своим другом-единомышленником.
Поэт дорожил таким отношением композитора. В статье «Здравствуйте, Дунаевский!» он писал: «Мне выпало большое счастье работать в последние годы с Исааком Осиповичем, писать для него стихи, сидеть с ним рядом у рояля, делить с ним радости и горести творчества. Как-то в один из первых дней нашего знакомства, когда мы только-только приглядывались друг к другу, Дунаевский, шутя, заметил: „Вы знаете, мне кажется, что для того, чтобы поэт и композитор могли успешно работать вместе, между ними должен быть „роман"! Я хорошо понял шутку Дунаевского: нужна большая творческая дружба, общность взглядов и интересов в искусстве, бережное и внимательное отношение к тому, что делает каждый, умение понимать многое с полуслова, стремление пойти друг другу навстречу».
Работа композитора и поэта складывалась по-разному. Вальс «Московские огни» они сочинили на «одном дыхании». А когда задумали написать песню о первой учительнице, дело не заладилось. Прошел месяц-другой. Появился романс «Первая учительница», но Дунаевскому он не нравился. В окончательном варианте песня стала называться «Школьный вальс» — вальс-воспоминание бывших выпускников о школьных годах, о первой учительнице.
О том, как неутомимо и с каким напряжением работали поэт и композитор свидетельствует такой факт: зимой 1953 года М.-Л. Матусовский вместе с И. О. Дунаевским провели неделю в Доме творчества «Руза». За эти семь дней были написаны «Утренняя песня», «Молчание», «Звезды», марш «Это идет молодежь», шуточная песенка «Поручение». Сколько же часов надо было работать в сутки, чтобы создать такие прекрасные произведения в такой короткий срок!
Ребятам хорошо знакомы «Марш юннатов» и «Скворцы прилетели». Эти песни были написаны для научно-популярного фильма «Крылатая защита», рассказывающего о птицах — помощниках людей и о дружбе юннатов с птицами.
Одно из последних произведений, созданных Дунаевским совместно с Матусовским — «Я песне отдал всё сполна».

 

УРОКИ ДУНАЕВСКОГО

 

 

«Ничто так не обогащает душу, как музыка,— писал И. Дунаевский. — Не бросайте к ней влечения. Если даже в будущем она вам профессионально не пригодится, то всегда будет украшением вашей жизни и залогом роста ваших человеческих качеств. Надо учиться, надо овладевать музыкально-теоретическими знаниями, надо шлифовать свои способности. Без этого вы ничего не сможете создать, а ваше дарование пропадет». В этом небольшом отрывке по существу изложены основные эстетические принципы Дунаевского.
Композитор высоко ценил в людях внутреннюю культуру, содержательность, принципиальность, искренность и увлеченность любимым делом.
Он считал, что человек, имеющий призвание к какой-либо профессии должен посвятить ей свой талант сполна, проявив большую волю к напряженному труду, тогда придет мастерство — союз таланта и труда. «У нас имеется много горячих голов среди молодежи, — писал И. О. Дунаевский, — мечтателей, увлеченных блистательными успехами всяких киноартистов, режиссеров и композиторов. Я получаю и получал раньше множество таких «заявок» на знаменитость.
Девушка хочет стать Орловой, мальчик — Дунаевским. Им кажется, что этого только нужно захотеть. Перед советской молодежью открыты любые большие пути. Но это не значит, что перед каждым молодым человеком открыты любые пути. Тут-то находится самое главное: уметь честно, без мечтаний, трезво, самокритично выбрать путь, на котором стоит не только твое желание, но и твое призвание, призвание не кажущееся, а подлинное».

Исаак Осипович детально разбирал в присланных ему письмах стихи, откликаясь на просьбы, высылал нужные ноты, а если тот, кто писал ему, в чем-то ошибался, никогда грубо не одергивал, терпеливо объяснял, в чем состоит ошибка. Как и в жизни, в письмах он был добрым, чутким наставником, открытым, прямым человеком. И любая встреча с этим удивительным человеком была вдохновляющим уроком нравственности для каждого.
Драматург В. Я. Типот так пишет о Дунаевском: «Живой ум, интеллигентность в лучшем смысле слова: тонкая оценка людей, явлений жизни и искусства, необыкновенное разнообразие интересов, жадность к жизни во всех ее проявлениях, неиссякаемая молодость души, широта натуры, сочетание скромности и чувства достоинства, отвращение к рекламе, особенно к саморекламе, принципиальность и высокая требовательность к себе, внимание к простым людям, безотказная готовность оказать помощь каждому нуждающемуся в ней — все эти свойства делали Исаака Осиповича редким человеком, даже если вынести за скобки его исключительное дарование, снискавшее ему всенародную любовь и признание».
И. О. Дунаевский умер 25 июля 1955 года.
Проходят годы. Мы узнаём новые и новые имена интересных, самобытных композиторов. А песни Дунаевского все-таки остаются в числе самых любимых. Они живут, как и живут традиции его творчества: исключительный оптимизм и жизнеутверждающая сила, проникновенный лиризм и яркая эмоциональность.
Вот поэтому и сегодня Дунаевский с нами, среди нас.
Песням Исаака Осиповича предстоит долгая счастливая жизнь, они еще многие годы будут нужны людям, потому что, как писал М. Матусовский:
«Дунаевский — это раннее майское утро, приходящее в просыпающийся, умытый первым дождем город;
Дунаевский — это свежий ветер над стадионом, раздувающий прозрачные, сотканные из голубого неба полотнища спортивных знамен;
Дунаевский — это марш, под который легко шагать, ощущая локоть и плечо идущего рядом;
Дунаевский — это путевая песня, уносящая нас в края, где мы с вами еще не бывали.»
А. Владимиров