Песни композитора А. Эшпая
с нотами для фортепиано, баяна, аккорды
Андрей Эшпай
Песни
для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
"Советский композитор", 1982г.
номер с5671к
содержание:
Едва ли есть необходимость представлять любителям музыки АНДРЕЯ ЭШПАЯ: яркий, талантливый и самобытный мастер уже достаточно давно выдвинулся в первые ряды советских композиторов. Его имя хорошо знакомо и почитателям музыкального театра, и посетителям симфонических и камерных концертов, и миллионной аудитории кино и телевидения. Дарование Эшпая с равной полнотой и интенсивностью раскрывается в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат четыре симфонии, балеты «Ангара» и «Круг», несколько оперетт, два фортепианных и два скрипичных концерта, концерт для оркестра, кантаты и инструментальные ансамбли, прочно вошедшие в репертуар, регулярно звучащие и у нас в стране, и за ее пределами.
Музыка Андрея Эшпая неизменно привлекает слушателей своей неповторимой
индивидуальностью, несхожестью ни с какими образцами; композитор бесконечно
далек от любых штампов, не повторяет себя, постоянно ищет и находит новые
образы, новые музыкальные краски. Вместе с тем, в совершенстве владея
всеми профессиональными секретами, с удивительной легкостью и естественностью
используя новые, подчас непривычные выразительные средства, Эшпай всегда
проявляет при этом одно, на мой взгляд, исключительно важное качество:
сочиняя музыку, он думает о слушателе, обладает редкой способностью доносить
свои мысли и чувства до самой широкой аудитории. Его сочинения рождены,
вызваны к жизни не умозрительным расчетом, но наполнены сердечной теплотой
чувства, привлекают и завоевывают сердца открытой эмоциональностью, горячий
ток которой музыка словно бы передает аудитории. Это и есть подлинная
демократичность — качество, необходимое и драгоценное для всякого большого
художника.
Именно такой демократизм, составляющий одну из важнейших, основополагающих
традиций нашего искусства, и побуждает такого большого, признанного мастера,
каким является Андрей Эшпай, не ограничиваться только академическими жанрами
в своем творчестве, но постоянно обращаться и к жанрам массовым — я имею
в виду прежде всего музыку для театра и кино, для эстрады. Именно в кинофильмах
и спектаклях прозвучало впервые и большинство песен композитора — песен,
«вырвавшихся» затем на широкий простор, подхваченных популярными исполнителями,
а вслед за ними и миллионами слушателей. И случилось так, что отнюдь не
являясь, так сказать, «магистральным направлением» творчества этого художника,
песня, эстрадная музыка многократно умножили его популярность, а для значительной
части слушателей стали и началом открытия многогранного таланта Андрея
Эшпая.
Почему это произошло? Почему песни «серьезного» композитора Андрея Эшпая по своей популярности, по своему распространению в народе ничуть не уступают образцам творчества «специалистов» этого жанра? Думаю, что дело объясняется прежде всего той высокой серьезностью, профессиональной ответственностью, с которой подходит Андрей Эшпай к этой сфере своего творчества — как и ко всякой иной. Его песни — в этом легко можно убедиться, перелистывая данный сборник — на редкость разнообразны по тематике, настроениям. Есть тут и такие, которые построены на приподнятых интонациях, на маршевых ритмах, и в этом плане приближаются к массовым; есть и песни лирические, порой веселые, а порой и грустные, задумчивые. Но все они неизменно отмечены мелодической яркостью, четкостью композиционных решений, отсутствием «стершихся от употребления» интонационных оборотов (которые у иных, менее своеобразных композиторов заменяют собой приметы времени). И еще: эшпаевская лирика всегда пронизана внутренним оптимизмом, какой-то особо жизнеутверждающей энергией. В широком дыхании песенных мелодий Эшпая органично претворяется дух нашего времени, и прежде всего, быть может, уверенная поступь советской молодежи. Пафос труда, высокие чувства дружбы и любви, устремленность в будущее — все это не; только внешние приметы, но и подлинная движущая сила песен Эшпая, основа их жизненности. А с какой задушевной искренностью воспевает композитор немеркнущий подвиг своих сверстников — тех, кто ковал победу на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны! Ведь в эти трудные годы среди борцов за победу над фашизмом был и сам будущий композитор, первой наградой в длинном ряду отличий, которых он с тех пор удостоен, стал не случайно боевой орден «Красной Звезды»... А старший брат! композитора, как и герой одной из самых популярных его песен — Сережка с Малой Бронной, — не вернулся с фронта.
Музыку кино и телевидения нередко принято называть «прикладной». Действительно,
часто судьба ее бывает незавидной: сходит с экрана фильм, для которого
она написана, и ноты, над которыми трудился композитор, сдаются в архив
— обычно навсегда: музыка сыграла свою «вспомогательную» роль. И лишь
настоящее, отмеченное печатью подлинного таланта, запечатлевшее большие
и сильные чувства, переживает свой «первоисточник», остается с нами, приобретает
в нашем сознании, в наших сердцах отнюдь не прикладное значение, а самостоятельную
ценность. Именно таковы и песни Андрея Эшпая, часть из которых предлагает
вниманию любителей музыки этот сборник.
Т. Хренников
Андрей Эшпай
Песни
для голоса с сопровождением фортепиано
"Советский композитор", 1959г.
номер с1290к
содержание: