Песни на стихи Алексея Фатьянова - Ноты

Поэты-песенники

Сборники песен на слова поэта А.Фатьянова. Тексти и ноты для голоса, фортепиано, баяна, аккорды для гитары

 

 

Ноты к песне на слова Фатьянова
Песни на стихи Алексея Фатьянова
Мелодии и тексты
составитель Галина Фатьянова
"Музыка", 1985г.
номер 12365

содержание:

 

АЛЕША ФАТЬЯНЫЧ
Товарищи называли его Алешей Фатьянычем. И вправду, было в нем что-то богатырское, исконно русское, сказочное, а раньше всего — доброта и сила.
Прожив не очень долгую жизнь и написав не очень много, он оставил заметный след в советской поэзии.
В далеком 1937 году на Дальний Восток приехал на гастроли Центральный театр Красной Армии, которым руководил выдающийся режиссер Алексей Дмитриевич Попов. Я работал тогда в Хабаровске. В Доме Красной Армии на высоком берегу Амура произошло наше знакомство с Поповым. В первой же беседе худрук рассказал мне о восемнадцатилетнем актере Алеше Фатьянове, самом молодом в труппе, к тому же очень способном стихотворце. Он был, собственно, еще не актером, а учеником театральной школы, в спектаклях не играл серьезных ролей, но Попов взял его с собой.

Мы моментально, как это бывает только в юности или вдали от дома (а тут переплетались оба эти обстоятельства), подружились с Алешей, и уже подразумевалось само собой, без обязательств и клятв, что наш дальнейший литературный путь един и неразлучен.
Поездка на Дальний Восток оставила заметный след в жизни и творчестве молодого поэта. Пройдя памятные испытания на Дальнем Востоке, наша дружба продолжалась потом в Москве. Николай Погодин отдал театру Красной Армии свою пьесу о пограничниках «Падь серебряная», и труппа играла ее на сцене с полным знанием материала. Роль одного из пограничников исполнял Фатьянов. Он запевал песню, написанную для спектакля мной с композитором Константином Листовым. Голос у него был приятный, слух абсолютный.
Песни, наверное, «содержались» у него в душе, время от времени проступали наружу. Не только мы, поэты, не только посетители литературных вечеров любили слушать, как проникновенно напевает Фатьянов. К его пению внимательно и заинтересованно прислушивались композиторы, подчас находя единственно правильную и точную интонацию. Бывало, что композитор подчинялся фатьяновской мелодии, лишь обрабатывал ее, проявлял.
На рубеже сорокового года Фатьянов принял важное для себя решение: поэзия — главное, театр — второстепенное.
Война вмешалась в это решение: пришлось поэту и артисту, исполнявшему роли красноармейцев на сцене, стать в красноармейский строй. Я не встретился с Алексеем в военные времена, как раз в пору, когда им был создан венок волшебных песен. Музыкальный ключ к таившемуся в нем таланту оказался в руках Василия Павловича Соловьева-Седого.
Счастливы те авторы, чьи песни живут долго. Песни Фатьянова (т. е. сочиненные композиторами с Фатьяновым) и вживались быстро и живут десятилетия. Редкая, завидная судьба!
Они лирико-гражданственны и эстрадно-массовы. Творчество этого мастера начисто отметает и опровергает пошлое мнение слабых стихотворцев, будто — в расчете на массовость— язык песен не требует индивидуальности, наоборот — состоит из
обиходных, всем принадлежащих слов.

Песни поэта Фатьянова

Алексей Иванович обладал редким даром, и удачи его удивительны: не так уж много песен сочинено им, но существует такой мир — песенная поэзия Фатьянова, — и что ни песня — то всеобщая душевная собственность, известное сочинение.
Дарование Фатьянова — песенное. Достаточно было, например, одной песенной формулы, нехитрого и будто и случайного повтора вроде: «Дорога, дорога нас в дальние дали зовет, быть может, до счастья осталось немного, быть может, один поворот.» — и возникло крупное и значительное произведение.
У песен Фатьянова свой словарь, скупой и немногословный. Поэт оставил всем людям чудесные песни, а друзьям и товарищам еще и память о простодушном, добром и щедром современнике — былинном богатыре Алеше Фатьяныче.
Евгений ДОЛМАТОВСКИЙ


НАША ТВОРЧЕСКАЯ ДРУЖБА
В опаленном войной 1942-м, в маленьком заштатном городке, в захудалом скверике с громким названием «Тополя» я познакомился с молодым и красивым парнем-богатырем. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки, кирзовые сапоги держались на честном слове, а щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной, чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета.
Голубые, добрые, ясные, по-детски наивные, чуть озорные глаза светились, глядели на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом. Если есть любовь с первого взгляда» то это был тот самый случай. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь.
На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Стихи меня сразу обворожили. Они были оригинальны, свежи, трогательны. В них не было ни литературных красивостей, ни стремления быть оригинальным. Доверительная интонация, простой, русский, разговорный, на редкость точный, сочный язык делал стихи зримыми, осязаемыми. В них ощущался пьянящий аромат свежего сена, запах снега, цветущей сирени и полевых трав. Он разговаривал с глазу на глаз, один на один со своим сверстником-солдатом о самом важном, самом сокровенном. И этот душевный разговор о девчатах, о баяне, о соловье, о друзьях-однополчанах, о деревенском садочке был подкупающе трогателен, брал за душу. Так началась наша творческая дружба. Незыблемо и прочно она продолжалась до безвременной кончины этого выдающегося поэта.
Он прошел всю войну от первых выстрелов до последнего залпа в честь нашей победы. Он имел награды за храбрость, этот русский богатырь, что был на первом танке, прорвавшемся в венгерский город Секешфехервар. И именно тогда, получив ранение и приехав в краткосрочный отпуск, ранним майским утром он привез текст песни «Соловьи».
Мы написали в тесном содружестве много песен. Они живы и поныне, и о каждой из них я мог бы рассказать много интересного и примечательного. И это неизбежно был бы рассказ о замечательном поэте Алексее Фатьянове, который родился и вырос на благословенной Владимирской земле.
Василий СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

ВЫСОКОЕ ПРИЗНАНИЕ
Перед войной, в Москве, в Доме литераторов, стали входить в моду субботние вечера отдыха, на которые писатели приходили с друзьями. Вот тут-то мы и познакомились с Алешей Фатьяновым. Собственно говоря, никакого официального знакомства не было, просто вошел в зал высокий молодой человек и подсел к нашему столику, где сидела группа молодых поэтов, и через несколько минут мы разговаривали так, как будто были много лет знакомы. Держал он себя непринужденно, естественно, горячо откликаясь на мысль собеседника, мгновенно загорался и тут же с ходу вступал в спор. Была в нем этакая задиристость и уверенность в себе, идущая, как мне кажется, от того, что молодой поэт уже тогда твердо знал, чего он хочет и что он будет делать завтра. Я еще не был знаком с тем, что пишет этот молодой красивый парень, но то, что он талантлив и своеобразен, самобытен и ярок, — в этом не было никакого сомнения.
А потом началась война, и все мы разъехались по разным фронтам и направлениям: кто в армейскую газету, кто в боевую часть, кто был ранен и оказался в медсанбате, кто в партизанском отряде. И тогда стали к нам на фронт долетать песни композитора Соловьева-Седого и Фатьянова, песни звонкие, жизнерадостные, полные большой духовной силы и неистребимой веры в нашу победу. Время, казалось, было такое, когда людям совсем не до песен, и тем более не до веселых песен. А эти новые песни разлетались по разным фронтам, находили себе союзников и друзей, завоевывали солдатские сердца.

Помню лукавую и задорную песню «На солнечной поляночке», в которой было столько удали и юмора, как будто бы ее сочинил сам Василий Теркин, неунывающий фронтовой весельчак и балагур. И даже в грустных и задумчивых песнях Фатьянов оставался светлым, спокойным, уверенным в себе и своих друзьях. Как мы любим песню о соловьях, которые вдруг, забыв о войне, запели где-то в почерневшем от обстрела прифронтовом лесу и растревожили сердца солдат. Я вспоминаю ласковую и глубокую, как вздох, идущий из груди солдата, песню «Где ж ты, мой сад» или берущую за душу, пронзительную песню о военной разлуке «Давно мы дома не были» и многие, многие другие. Эти песни были нужны на фронте, как весточки из дому, как драгоценные письма, приходящие по полевой почте. В них нельзя было обмануть или сфальшивить хоть бы единым словом или одной нотой. И солдаты признавали эти песни своими, пели и переписывали их со страниц армейских газет, и это было самое высокое признание, о котором только может мечтать художник.
Фатьянов всегда был полон новых замыслов, планов, всегда набрасывал в блокноте какие-то строки, строфы, эскизы песен, которые завтра должны были узнать и запеть тысячи людей. Поэт, волнуясь и радуясь и удивляясь тому, как это у него все здорово получается, читал стихи, ставшие в скором времени прославленной песней: «Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» Можно ли было более точно сформулировать в четырех строках все то, что мы переживали и чувствовали в те послевоенные годы?! С интересом работал Фатьянов над песнями для спектакля «Свадьба с приданым» в театре Сатиры. «Хвастать, милая, не стану», — пел он песенку-характеристику героя комедии, и пел ее не хуже артиста Доронина, который играл в этом красочном спектакле, а затем в фильме. Еще вспоминаю я, как пел нам впервые Алеша песню из кинокартины «Весна на Заречной улице». Все в ней было — и грусть по отшумевшей юности, и воспоминание об ушедших товарищах и улетевших голубях, и гордость за то, что жизнь прошла на этой родной, на самой главной улице.
Алексей Фатьянов был прирожденным песенником. Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки. Мне рассказывал Соловьев-Седой, что поэт иногда напевал свои стихи на свои же, сочиненные им мелодии, и это были уже настоящие законченные песни. Я уверен, что, когда Фатьянов набрасывал строки своих стихов, он уже слышал музыку, на которую будут положены его поэтические строки.

В песне очень важно, на мой взгляд, найти самую главную, опорную, смысловую строку, которая, как камертон, определяет звучание всей песни. Меня всегда удивляло умение Фатьянова находить ту самую решающую строку, составляющую сердцевину песни. «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Поет гармонь за Вологдой» — все это блестящие песенные запевы, как бы заявки на песню. А какое разнообразие строфики, интересных ритмов встречаем мы в песнях Фатьянова! Алексей Фатьянов работал над песнями, как настоящий мастер своего дела. Он знал все богатство и разнообразие русской песенной поэзии и вносил в свои стихи много изобретательности, выдумки, поисков в области ритма с всевозможными затактами, паузами, неожиданными сдвигами и перенесениями ударений, в области строения песенной строфы, запева и припева, новых свежих и оригинальных рифм. И поэтому его песни так интересно петь исполнителю, и всегда не менее интересно слушать.
Надо было обладать щедрым и певучим сердцем, чтобы подарить людям столько не стареющих со временем, не уходящих из нашего обихода замечательных песен. И за это мы долго будем помнить и чтить Алексея Фатьянова.
Михаил МАТУСОВСКИЙ

Тексты ноты гитарные аккорды Скачать песенник

Спасибо Ирине за сборник!

 

 

Ноты для фортепиано и голоса
Песни на стихи Алексея Фатьянова
"Советский композитор", 1960г.
номер с1954к

содержание:

 

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», — поет пластинка, и перед нашими глазами снова возникает опаленный огнем прифронтовой лес и бойцы, задремавшие в часы короткого перерыва между сражениями, и соловьи, поющие в эту бессонную весеннюю ночь. Как волновала нас эта песня в годы Отечественной войны, сколько чувств будила она в сердце каждого фронтовика. Нам ясно представлялся и далекий дом, где давно уже ждут нас, и сад зеленый над прудом, и родные края, ради счастья которых стоило и жить, и умирать солдату. Стихи этой песий написал поэт Алексей Фатьянов.
Перу Фатьянова принадлежит много замечательных песен, которыми по праву гордится наш народ. Полные глубоких лирических чувств и светлого народного юмора, особой, органически присущей им певучести и поэтической изобретательности, эти песни заметно обогатили и украсили нашу песенную поэзию.

Алексей Иванович Фатьянов родился в 1919 году в деревне Малое Петрино Владимирской области. Зеленым Владимирским проселкам, славящимся искусными народными живописцами и музыкантами-рожечниками, обязан поэт своим талантом песенника. Веселые вязниковские гармонисты, понимающие душу самой трехрядки, белые петринские вишни, каждую весну усыпающие своим цветом деревянные крылечки, затейливые владимирские соловьи, ни кому не дающие по ночам покоя, — все это не условные лирические аксессуары, — все это поет И шумит, живет и дышит в стихах Фатьянова.
Расцвет песенного творчества Фатьянова начался в нелегкие военные годы, когда он в тесном содружестве с композитором Соловьевым-Седым начал создавать одну за другой свои лучшие песни, сразу же зазвучавшие в воинских эшелонах, в блиндажах и окопах переднего края. Поэт и композитор в самой жизни сумели найти своего лирического героя, от имени которого и создавали они песни военных лет. Герой этот—русоголовый паренек в вылинявшей на солнце армейской гимнастерке. Он может первым подняться под вражеским огнем, умеет рассмешить друзей немудреной шуткой в самую невеселую минуту. Он чуть-чуть похож на Василия Теркина, этот бедовый и отчаянный парень.

Но вот отгремела война, — и герой фатьяновских песен с автоматом в руках поднялся по выщербленным ступеням рейхстага и оставил на память свой автограф на его обгорелых стенах. Приходят новые времена, — людям нужны новые песни. Кто из солдат, возвратившихся домой и снявших с себя полевые погоны, не напевал тогда проникновенную песню Соловьева-Седого, написанную на стихи Фатьянова:

Майскими, короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане.
Боевые спутники мои?

Немало хороших песен создал Фатьянов в послевоенные годы. Советские кинозрители полюбили шуточные песни из «Свадьбы с приданым», лирическую песню о рабочей юности, прошумевшей на тихой Заречной улице. Мы не можем представить себе образ неугомонного и лукавого солдата Ивана Бровкина без того, чтобы не вспомнить и его песен о любимой подружке, о широких сибирских просторах.
Неподдельный юмор, жизнерадостность и веселье пронизывают строки песен Фатьянова. Сколько творческой выдумки вложил поэт в каждую из них,—как разнообразны и интересны его ритмы, какое важное смысловое значение имеет свежая и оригинальная рифма, как смело он вводит в свой стих разговорные слова, нисколько не нарушая при этом общего поэтического строя песни.
Есть песни, которые быстро входят в моду и также быстро и легко всеми забываются. Но есть песни, которым суждена большая и долгая жизнь. К таким произведениям принадлежат и песни Алексея Фатьянова.
Мих. МАТУСОВСКИЙ

Нотное издание pdf Скачать песенник

Спасибо Ирине за сборник!