Книга посвящена одному из популярнейших советских композиторов-песенников.
автору прославленных сочинений «Журавли» и «Русское поле». Т. Журбинская
анализирует и многие другие песни композитора, характеризует его легальность
в облает музыки к теле- и кинофильмам, показывает глубокое воздействие
музыки Я. Френкеля на духовный мир современников.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами массовой музыкальной
культуры.
Т. Журбинская
Ян Френкель
Портреты советских композиторов
"Советский композитор", 1988г.
(pdf, 5 Мб)
содержание:
Ян Абрамович Френкель вошел в советское искусство как автор многих
песен, проникнутых задушевной искренностью и, одновременно, гражданственных,
наполненных пафосом любви к Родине, к народу, отстоявшему ее свободу
в борьбе с иноземными захватчиками. Именно задушевность при большом
общественно-политическом накале делает музыку Френкеля заметной, непохожей
на творчество других современных композиторов. Яркой индивидуальностью
характеризуются такие популярные, обошедшие всю страну, песни, как «Журавли»,
«Русское поле». Ян Френкель известен и как автор музыки к теле- и кинофильмам.
Деятельность Френкеля неотрывна от широкой популяризаторской, пропагандистской
работы. Он постоянно участвует в концертных поездках по стране, сам
исполняет свои произведения, проникнутые глубоким содержанием и хорошим
музыкальным вкусом.
У музыки Френкеля свое неповторимое
обаяние, своя интонация, которую не спутаешь ни с какой другой. Френкель
пришел в искусство достаточно зрелым человеком и музыкантом; очень скоро
он подобрал ключ к слушательскому восприятию. Ключ, который принес ему
не быстротечную популярность, а прочную любовь аудитории.
Р. ЩЕДРИН
Песни Яна Френкеля подобны старым верным друзьям:
с ними не обязательно встречаться слишком часто или непременно по праздникам,
но их присутствие в твоей жизни постоянно, а потому важно и дорого.
Е. ДОЛМАТОВСКИЙ
От автора
Ян Френкель, композитор, создавший разнообразные произведения: инструментальные,
вокальные; им написана музыка к многочисленным кино- и телефильмам, радиопостановкам,
драматическим спектаклям, эстрадным представлениям. И все же главным на
таком насыщенном творческом пути всегда оставалась песня.
Этот музыкальный жанр не только привлекателен, но полон тайн и загадок.
Что необходимо для создания хорошей песни? Какая становится популярной,
при каких условиях? Почему порой по-разному оценивается одно и то же произведение
в кругу профессиональном и кругу любительском? Перечень проблем можно
продолжить.
В песне работать трудно. Как говорила А. Н. Пахмутова, «песня ближе других
жанров стоит к жизни и поэтому она больше других жанров похожа на человека.
И надо очень любить этого самого человека, любить со всеми его недостатками,
с его болями и противоречиями, чтобы попытаться понять его и со знанием
дела написать о нем.»
Френкель — мягкий, доброжелательный, открытый людям человек, впитавший
радости и тревоги своего времени. И песни его — исповедь сердца—сходят
с нотных строк в гущу жизни, получая широкий резонанс у слушателей.
Влияние музыки композитора на чувства и сознание людей, ее внедрение в
общественную жизнь подтверждается многочисленными свидетельствами — устными,
письменными. Эти документы — отзывы современников , их воспоминания, размышления
стали составной частью данного очерка. Автор приносит благодарность всем
— поэтам, журналистам, композиторам, слушателям,— кто откликнулся на просьбу
поделиться впечатлениями о личности композитора, его творческой и общественной
деятельности.
Разговор о творчестве Яна Френкеля мы начнем с песни «Журавли». Стойкая
популярность песни у публики, не только не меркнущая с годами, но даже
умножающаяся со временем, делает ее символом нашей верности, символом
святости памяти тем, кто отдал собственную жизнь ради справедливости,
ради счастья человечества.
И в то же время непростая судьба этого сочинения фокусирует в себе проблемы,
свойственные песне как жанру.